Наука и технологии России

Вход Регистрация

Ошколки образования?

На днях мы с приятелями провёли стихийный эксперимент: гуляя в утренних окрестностях Лубянки, осведомлялись у прохожих, кто такой Мандельштам. Думаю, о результатах вы догадываетесь. Нет, рыла нам никто не начистил (и на том спасибо). Все были вполне корректны. Правда, три четверти искренне пожимали плечами. Оставшиеся охотно откликались: поэт, но не могли припомнить ни строчки, даже пресловутой эпиграммы о тараканьих усищах. Юноша в кафе на Чистопрудном неуверенно продекламировал «Не позволяй душе лениться». Застёгнутый на все пуговицы портфеленосец на Покровке уверил нас, что как литератор Мандельштам представлял собой пустое место, в лагерь попал за дело, а молодёжи лучше читать Высоцкого и Леонида Филатова.

Всё это ни в коем разе не репрезентативная выборка. Просто забавный случай. Но как задумаешься о степени просвещённости сограждан – улыбка с лица исчезает. Безусловно, знаток акмеизма или общей теории относительности не лучше и не хуже прочих. Просто в их душевной палитре больше красок.

Ломая копья в спорах о язвах нашего образования, мы склонны забывать прямое значение самого слова «образование» – придание образа. Вряд ли вы станете возражать: одна из целей человеческой жизни – стать самим собой. «Из миллиона вероятий всего одно придётся кстати». Задача учителя всех рангов – будь то школа, вуз или частные занятия – разглядеть это вероятие в своём подопечном и приложить как можно больше усилий для его осуществления. Вспомним Набокова: «глядя на кучку детей, ожидающих поезда, он изо всех сил старался высмотреть хоть одну замечательную судьбу – в форме скрипки или короны, пропеллера или лиры».

Шекспир – сын малограмотного перчаточника. Мандельштам – сын косноязычного торговца кожами. Однако тому и другому в подростковом возрасте посчастливилось попасть в первоклассные по тем временам учебные заведения. Вилли штудировал Овидия и Библию в стратфордской грамматической школе. Зажиточные буржуа не скупились на уроки для наследников и переманивали преподавателей из Оксфорда. Осип окончил коммерческое Тенишевское училище, не обременённое опекой имперского Министерства народного просвещения. Чуткость к личностному росту, никаких дневников с оценками, светлые классы, двор для игр, оранжерея и даже обсерватория. Курс русской литературы вёл практикующий поэт: с нынешней точки зрения более чем посредственный, но несомненно неравнодушный.

Наш сайт посвящён науке, технике и отчасти высшему образованию; однако чем больше пишешь на эти темы, тем яснее: истоки всех неурядиц в образовании среднем. Просвещение далеко не на повестке дня. Кто-то вовсе склонен видеть сознательное затемнение. И денежные вливания ситуацию не спасут, хотя бюджетные деньги, волшебный нефтяной дождь, предпочтительнее тратить тратить не на грозную груду танков, а на интеллект подрастающего поколения. Однако всё решают не рубли, а люди. Учительское воодушевление не купишь.

Недавно я побывал на конференции, посвящённой юбилею знаменитого математика Стеклова, чьё имя носит крупный академический институт. Статья о бурной карьере учёного впереди, но пока хотелось бы привести одну выдержку из его мемуаров 1920-х годов:

«Темперамент в ребёнке – великое дело. Справедливо говорил Лобачевский: “Страсти присущи человеку, не искоренять их нужно, а направлять”. Умело следить за проявлениями этих страстей, умело предупреждать их ненормальные проявления, умело извинять случаи таких проявлений и умело пользоваться обнаруживающимися при этом проступками для надлежащего направления “страсти”, а не её искоренения – дело до крайности трудное, но самое существенное в воспитании подрастающего поколения. Старая школа решительно была неспособна к этому и часто губила людей, если семья и случайные внешние условия не исправляли дело. Пусть новая позаботится выработать новые, лучшие приёмы воспитания.

Впрочем, едва ли. Лучше всего, если школа ограничится одним делом обучения, предоставив воспитание характеров семье и условиям, ибо в этом деле никакая общая мерка невозможна, а школа как учреждение всегда будет держаться общих норм, которые часто оказываются “прокрустовым ложем” именно для наиболее талантливых и наиболее энергичных характеров. Всякая корректная посредственность может быть хорошим исполнителем в любом деле, кроме педагогики. Учителем может быть всякий средний человек, педагогом – исключительные люди».

Попробуем в ближайших материалах разобраться, где этих исключительных людей искать.

РЕЙТИНГ

4.64
голосов: 11

Галереи

Самая продвинутая школа Челябинска

Именно школам облачные вычисления могут принести пользу, сопоставимую разве что с компьютеризацией как таковой. Уже сегодня в этом можно убедиться на примере челябинской школы №67, где совместными усилиями группы компаний РСК, корпорации Intel и Южно-Уральского государственного университета реализован в пилотном режиме проект «Персональный виртуальный компьютер» (ПВК).
29-30 сентября 2011 года.

15 фото

Обсуждение