Наука и технологии России

Вход Регистрация

Шанс на прорыв

За счёт чего собирается развиваться Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, STRF.ru выяснил у его ректора Евгении Михайловой, которая раньше занимала должность вице-президента Республики Саха (Якутия).

Справка STRF.ru:
В России создано девять федеральных университетов. Первые два появились в 2006 году: в Красноярске – Сибирский и в Ростове-на-Дону – Южный. В 2010 году было принято решение создать Арктический университет в Архангельске, Уральский в Екатеринбурге, Северо-Восточный в Якутске, Дальневосточный во Владивостоке и Казанский. В 2011-м появились ещё и Балтийский, Северо-Кавказский. У каждого своя программа развития, утверждённая Правительством России, и свои приоритетные направления, в которых каждый вуз собирается совершить прорыв

Евгения Михайлова: «Мы для себя определили, что университет будет создавать новые рабочие места через развитие инновационного пояса вокруг вуза»

Федеральный университет воспринимается как агент федерации на территории определённого округа. Он должен стать центром науки, образования, культуры, инноваций в округе. Как Северо-Восточный федеральный университет связан с социально-экономической стратегией региона? Как видится будущее университета с точки зрения развития федерального округа?

– Во-первых, университет связан с экономикой региона тем, что готовит для него кадры по востребованным специальностям, и с каждым годом будет увеличивать их количество в связи с реализацией масштабных инвестиционных проектов Якутии и всего Дальнего Востока.

Сфера нашего влияния – Чукотский автономный округ, Якутия, Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край. А также отчасти Красноярский край и Иркутская область. Сегодня университет охватывает своей научно-образовательной деятельностью более четверти территории России.

Теперь в СВФУ обучаются не только дальневосточники, к нам поступили студенты из 27 российских регионов и 16 зарубежных стран.

Многие планируют после окончания университета остаться работать. Чувствуется, что им здесь интересно, нравится спокойный нрав и рассудительность северян, доброжелательность и гостеприимство. Закрепление местных кадров и привлечение молодых людей из других мест – это важная задача. Как все вузы, мы участвуем в федеральном конкурсе, план приёма студентов с каждым годом расширяется. Кроме федеральных бюджетных мест Правительство Якутии вот уже четвёртый год даёт заказ на подготовку специалистов:150 мест в 2010 году, 200 – в 2011-м, в этом году уже 300 бюджетных мест. Это помогло уменьшить в вузе количество коммерческих групп. Для многих родителей диплом о высшем образовании кажется панацеей, решением многих проблем. Поэтому мы не должны обмануть ожидания людей, университет должен гарантировать качество обучения, формирование личностных качеств. Когда меня назначили ректором, я была удивлена, что в вуз принимают абитуриентов в соответствии с нижними границами ЕГЭ, установленными Рособрнадзором, например с результатами ЕГЭ по математике, равными 24 баллам. То есть фактически, если сравнить со старой пятибалльной системой, это означает – с оценками между двойкой и тройкой. Тогда на учёном совете я убедила коллег поднять нижнюю границу проходного балла до 40 по математике и до 36 по физике. Таким образом, ужесточили отбор абитуриентов. В прошлом учебном году мы подняли нижнюю границу для поступления до 73 баллов по математике, до 50 баллов по физике и до 60 – по информатике. При этом мы активно работаем со школами, обучаем учителей, в год примерно 2–2,5 тысячи человек.

Мы должны выпускать способных людей, от профессиональной деятельности которых во многом зависит успешное внедрение экономических стратегий развития региона.

Комплекс факультетов естественных наук СВФУ, здесь размещаются в том числе суперкомпьютерная лаборатория и Музей мамонта

Почему нам доверили стать федеральным университетом? Якутия – стратегически важный регион России, где решение геополитических задач, закрепление и привлечение населения, формирование кадрового ресурса станут прорывной основой экономического роста. Безусловно, здесь большую роль сыграло то, что региональное правительство существенно помогает вузу, исходя из целей и задач социально-экономического развития республики, определённых Правительством России. Например, правительство республики совместно с АК «АЛРОСА» и ОАО «Сургутнефтегаз» строит в Мирном современный учебно-лабораторный корпус стоимостью полтора миллиарда рублей. В скором времени начнётся строительство библиотеки СВФУ, уже строится общежитие и др.

Университет выиграл региональный конкурс по разработке прогноза трудовых ресурсов республики. Это помогло правительству принять наукоёмкую программу обеспечения профессиональными кадрами. Я не буду утверждать, что наш прогноз сделан от и до, что по всем специальностям мы на сто процентов всё правильно рассчитали. Но по крайней мере наша работа стала стержнем программы. Например, анализ трудовых ресурсов показал, что каждый четвёртый житель Якутии трудоспособного возраста не имеет никакого профессионального образования, для сравнения в РФ – 20%.


Фрагмент экспозиции университетского Музея мамонта

В следующем году мы должны закончить вместе с Сибирским федеральным университетом проект форсайта народов, сохранения языков и культуры народов северо-востока страны. В рамках глобализации, как известно, многие народы, как бы защищаясь и чтобы не остаться на задворках истории, принимают меры по изучению родного языка, развитию национальной культуры и т.п. Некоторые результаты мы получили, опросив 10 тысяч человек 27 национальностей. Их спрашивали о том, что нужно делать, чтобы сохранить родной язык, и насколько они сами ответственны за это. Данный проект имеет большое социальное значение, Якутия известна тем, что здесь проживают представители 126 национальностей. Здесь, на Севере, острее, чем где-нибудь на южных широтах, понимают, что без взаимной поддержки и помощи не выживешь. Без стабильности и сотрудничества нет развития. А стабильно там, где есть справедливость и объективность. Университет осуществляет обучение молодёжи всех коренных малочисленных народов со всего северо-востока страны. Мы выступаем экспертами не только в вопросах социально-экономического развития, но также реализации прав, сохранения культурного наследия, во многих других областях.

Получается, что кроме подготовки кадров федеральный университет в своём округе выполняет ещё и прогнозно-аналитические функции по широкому спектру направлений.

– Совершенно верно. Университет выбрал шесть направлений развития. Первое связано с вопросами сохранения и развития языков и культуры народов северо-востока страны. Второе – с наукоёмкими технологиями, созданием аналитических центров по разным отраслям. Третье – с рациональным природопользованием: оказанием помощи предприятиям по разработке и внедрению инновационных, экологически безопасных технологий. Четвёртое – с медициной и биотехнологиями, повышением качества жизни на Севере. Пятое – с аналитической и кадровой поддержкой социально-экономического развития северо-востока России. Шестое – с современными информационными коммуникациями. В том числе мы взяли на себя ответственность по созданию и внедрению «универсальной электронной карты россиянина».

Суперкомпьютер СВФУ «Ариан Кузьмин»

Например, уже сегодня университет признан ведущим горно-геологическим центром на северо-востоке страны. Создали мы и центр правовых исследований по вопросам устойчивого развития Арктики, арктического побережья Российской Федерации. Мы занимаемся анализом федерального и регионального законодательства, изменений природно-климатических условий и развития людских ресурсов. Это послужило хорошей предпосылкой для того, чтобы университет был представлен в экспертном Совете по Арктике при Председателе Совета Федерации. Мы сотрудничаем с Лапландским университетом по многим вопросам защиты экологии, защиты прав коренных малочисленных народов Севера, в том числе сохранения традиционных промыслов. Подписано соглашение с Университетом Хоккайдо. Северные японцы, оказывается, тоже интересуются проблемами оленеводства и качеством пищевых продуктов северян. Это было для нас неким откровением. В будущем мы планируем стать ведущим экспертом по вопросам устойчивого развития, глобальных климатических изменений, экологического законодательства, рационального природопользования, поддержания культурного и биологического разнообразия, педагогического образования, северной медицины. То, что к нам обращаются за той или иной экспертизой по вопросам экономического или технологического развития, анализа потребностей рынка труда и многим другим вопросам, говорит само за себя.

Что касается качества образования, то, например, общеизвестно, что в Якутии преподавание математики находится на более высоком уровне, чем в других регионах. А химии – наоборот, «лежит на боку». У школьников слабые знания по химии, значит, и в вузе это направление подготовки не может быть сильным. А в регионе планируется строить нефтегазохимические перерабатывающие заводы, проводятся исследования по газификации углей. Кто же займётся этим, откуда кадры придут?

В школах химию в основном преподают биологи. В малокомплектных школах часов по химии, да и по физике, мало в учебных планах, специалисты не идут на 10–16 часов в неделю. Это очень серьёзная проблема. К примеру, большой интерес у ребят вызывает робототехника, значит, нужны физики, педагоги-конструкторы.

Университет готовит кадры для городского хозяйства. Если будущий инженер, собирающийся работать в жилищно-коммунальном хозяйстве, не будет знать, как и чем сегодня, например, чистят стояки в развитых странах, значит, его плохо учили. Как сантехник Ваня этим занимается, мы знаем, но как эту работу делают роботы? Мы вышли на одну южнокорейскую компанию, занимающуюся робототехникой. Они провели у нас ряд семинаров, привезли 15 роботов. Мы сами купили сначала 10, потом ещё 10. Создали Малую компьютерную академию на общественных началах, которая сплотила более 800 студентов и учащихся старших классов. Внедряется новая программа по подготовке специалистов для городского хозяйства, коммунальных служб, которые будут использовать в своей работе робототехнику. Студенты под руководством Василия Максимова, заведующего кафедрой Института математики, недавно ездили в крупные города Дальнего Востока, проводили выставку, семинары, круглые столы, обучали методике разработки программ, вели практические занятия по конструированию и программированию моделей и т.п. Отзывы очень позитивные, восторженные, отчего у студентов, понятное дело, появляется стимул знать ещё больше и лучше!

Сотрудничаете ли вы с бизнес-партнёрами?

– Конечно, у нас есть определённые результаты. С компанией «АЛРОСА» университет завершил работу над проектом «Разработка экологически безопасной инновационной технологии добычи и переработки алмазоносных руд на Крайнем Севере». Компания вложила 150 миллионов рублей, такую же сумму выделило из федерального бюджета Минобрнауки России. В рамках проекта создано 24 НИОКР, они все внедрены. Зарегистрированы результаты интеллектуальной деятельности – это важно и для компании, и для университета, это 18 патентов. Создана инновационная технология вскрытия и разработки месторождений, обогащения руд. Надеемся, что промышленное внедрение приведёт к снижению себестоимости и энергоёмкости при производстве алмазов, к сокращению нагрузки на экологию. Отрадно, что участвовали 149 молодых учёных – студентов, аспирантов и более ста преподавателей, профессоров СВФУ. Участие в проекте способствовало включению университета в инновационную Программу развития АК «АЛРОСА». Итоги с участием монитора Минобрнауки России, ведущего аналитика Военно-инженерной корпорации и вице-президента «АЛРОСА» по науке мы подвели 9 апреля этого года на Координационном совете проекта. Кстати, по результатам исследований в рамках этого проекта СВФУ получил золотую медаль в конкурсе «Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка» на XVIII Международной выставке «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» в Санкт-Петербурге.

Другой проект – с компанией «Якутуголь» по газификации угля. Участвуют также Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН и Якутский научный центр. У нас много территорий, где есть уголь. Но считается, что топить углём – это вчерашний день. Надо, конечно, придумывать и внедрять другие технологии. Готовых на сегодня нет. Мы создаём временный творческий коллектив, который будет заниматься этим проектом. Уже даже известно, какое месторождение, какая шахта, какие населённые пункты будут участвовать. В общем, проектов много – интересных и полезных: например, по разработке бурового снаряда для АК «Алмазы Анабара», по строительству объектов комплексов «Саханефтегазсбыта» с применением новых технологий с использованием местного сырья и многое другое.

Сотрудничаем и с зарубежными компаниями. Большую школу проходят наши специалисты и студенты автодорожного факультета в рамках сотрудничества СВФУ с известной японской компанией Bridgestone. Это тестирование зимних шин на учебном полигоне, сама природа Якутии способствует не только успешности тестов, но и экономии средств компании, ведь расходы на искусственное поддержание идеальной температуры минимизируются. Будут созданы инжиниринговый центр, а также студенческий конструкторский центр, студенты будут создавать новые рисунки покрытия шины, протекторы и др.

Какие планы у вуза по развитию инновационной деятельности. Созданы ли малые компании?

– Мы для себя определили, что университет будет создавать новые рабочие места через развитие инновационного пояса вокруг вуза. Выбрали три точки роста: Нерюнгри, известную угольную провинцию России, Мирный – алмазную провинцию и Якутск – не только как культурно-административный, но и научный центр. Здесь находится практически весь потенциал Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и национальной академии республики. Кроме того, генеральной схемой размещения производительных сил, энергетики и транспорта до 2020 года, стратегией Дальнего Востока определены некоторые новые отрасли, которые должны найти своё развитие в Якутске: строительная, инфокоммуникационная, транспортно-логистическая, биотехнологическая, медицинская. Одна из приоритетных задач – содействие увеличению продолжительности жизни населения, оздоровлению населения и внедрению ЗОЖ.

Нам удалось создать 19 малых инновационных предприятий, четыре из них в прошлом году заработали более 20 миллионов рублей. Это небольшие деньги, но уже есть некий задел. Два предприятия занимаются стеновыми панелями. В прошлом году построили три дома в селе Аппаны Намского улуса. Квадратный метр стоит всего 18 000 рублей. В этом году планируем строить ещё семь домов и в городе Якутске начинаем строить большой многоэтажный дом, приспособленный к мерзлоте. Все главы районов написали нам письма, ходатайства о сотрудничестве. В университете создаём учебно-научную технологическую лабораторию «Изготовление автоклавного ячеистого пенобетона». Кроме того, гордимся проектом по созданию смазочных масел, пригодных для эксплуатации при низких температурах в условиях Арктики, в качестве научного руководителя привлечён профессор Университета Мионджи (Ю. Корея), выпускник Стэнфордского университета.

Со временем, я думаю, мы станем сертификационным центром по многим вопросам технологий строительства, ремонта, обеспечения безопасности жилых домов, в том числе строительства на многолетних мёрзлых грунтах. Специалисты у нас есть, лицензию уже получили, приборы, оборудование приобретены, уже есть заказы.

За два года малые компании вместе со своими партнёрами создали около 200 постоянных рабочих мест, а так университет создал более одной тысячи рабочих мест, это 38 новых учебных и научных лабораторий, научно-образовательных центров. Когда МИП выйдут на проектные мощности, они начнут зарабатывать, но главное для университета – это внедрение практико-ориентированного обучения.

Программой развития СВФУ предусмотрено формирование инновационной цепочки: «фундаментальные исследования – прикладные НИОКР – технологические работы – опытное производство – серийное производство». Создан АИЦ – Арктический инновационный центр, в составе которого – центр коллективного пользования, центр интеллектуальной собственности, центр вычислительных технологий, центр развития МИП, бизнес-инкубатор, центр коммерциализации, НОЦ «Нанотехнологии», НОЦ «Геотехнологии Севера», учебно-научная лаборатория «Геномная медицина», совместная Российско-германская лаборатория по изучению экологического состояния Арктики, международный НОЦ по биохимии и климатологии «BEST» и др.

Сейчас мы работаем над проблемой наделения земельными участками – у нас нет свободных участков. Работаем над изменениями федеральных законов, например «Об автономных учреждениях». После принятия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором вузам – автономным учреждениям дано право создавать МИП без уведомления учредителя, возникла правовая коллизия в части процедуры создания автономными учреждениями, каковым СВФУ является с 2010 года, малых инновационных предприятий, ООО. Сейчас готовим письма Н.И. Булаеву, Г.А. Балыхину в Госдуму, В.А. Штырову в Совет Федерации, надеюсь, поддержат.

Большинство федеральных университетов создавались путём объединения нескольких вузов. Ваш – не исключение. Насколько эффективна подобная модель с точки зрения управления? Что сделано вами для оптимизации структуры университета?

– Наш вуз объединил семь учреждений – три вуза и четыре научных института. Я, будучи вице-президентом республики, старалась снять все острые вопросы. К реорганизации мы шли три года. Всё прошло без эксцессов, митингов и забастовок. Думаю, не последнюю роль сыграл тот факт, что ректором стал бывший вице-президент республики. Во мне сотрудники всех объединяемых учреждений видели защитника своих интересов. Абсолютно все были трудоустроены. Те, кто не захотел пойти работать в университет, – а их всего пять человек, – тоже нашли работу, я им помогла. Сейчас они в хороших партнёрских отношениях с университетом.

Реорганизация в виде присоединения – это ведь объединение ресурсов и возможность решать более глобальные задачи, более масштабные. К научным институтам мы прикрепили факультеты. И сейчас идёт работа над совместными научно-исследовательскими проектами. Например, в 2012 году мы выиграли конкурс по разработке стратегии социально-экономического развития городского округа «Якутск» до 2032 года, создан коллектив из специалистов Финансово-экономического института, Института региональной экономики Севера, Института математики и информатики и др. Так как специалистов достаточно, никого извне не привлекали.

После реорганизации учебные группы объединили, дублирующие специальности исключили. Кафедр суммарно было около 200, осталось 146. То есть сократили, укрупнили. Высвободилось несколько штатных единиц, особенно руководящего состава. Около 20 единиц проректоров сократили. Это я недавно читала аналитический отчёт и очень удивилась: оказывается, и такое было. Каждый институт или академия внутри имели ректора и нескольких проректоров. А сейчас на весь федеральный университет всего 10 проректоров. И направления функциональной деятельности мы поменяли, распределили по сферам: проректор по техническому направлению, отдельно по гуманитарному, по естественно-математическому, по информатизации, по корпоративной культуре, по обеспечению жизнедеятельности, по педагогическому образованию, по взаимодействию с федеральными структурами. Допустим, Валерий Юрьевич отвечает за техническое направление: это и обучение, и набор, и выпуск, и наука, и инновации, трудоустройство и набор новых. От и до. Анализирует, сравнивает, контролирует, меняет, изменяет, совершенствует, внедряет... Самостоятелен и решителен, инициативен и ответственен должен быть проректор.

По моим понятиям, проректор – это товарищ ректора, которому доверено многое. Ну а кому много дано, с того и спрос должен быть.

То есть у вас проректор в рамках какого-то одного направления занимается всем сразу?

– Да. И учёбой, и воспитанием, культурой и наукой. Он же специалист. Когда был один проректор по учебно-научной работе – допустим, он был доктором физматнаук. Та часть, которая касается здравоохранения, педагогики, вопросов инженерных специальностей, филология, философия – это было от него далеко. Он занимался физико-математическими специальностями, согласно своему профилю, – и всё. Они выигрывали гранты, особенно РФФИ. Это хорошо. Но практически получалось так, что другая часть была отсталой из-за того, что он не специалист, не занимался, не обращал внимания, не было вдохновения, скорее всего. Теперь такого перекоса нет. Доктор филологических наук курирует все вопросы обучения гуманитариев, научных исследований, формирования личности, духовного роста молодых людей – это проректор по гуманитарному направлению, он же председатель университетского Совета по гуманитарным знаниям.

Кстати говоря, мы провели аттестацию, и

всех желающих, кто хотел бы заниматься только научными исследованиями, перевели на ставки профессоров-исследователей и доцентов-исследователей, уменьшили преподавательскую нагрузку до 200–300 часов.

Мы создали несколько советов для студентов. Совет по интеллектуальному развитию при учёном совете СВФУ. Там 75 студентов, очень активные молодые люди. Если раньше мы не могли даже найти отчёт, сколько студентов у нас занимается в научно-исследовательских кружках и сколько кружков вообще, сегодня уже и списки есть. Видно, чем занимаются. Выступают, ездят – в разы увеличилось количество поездок наших студентов, потому что мы в рейтинговой оценке преподавателей по стимулированию поставили во главу угла работу со студентами. Сегодня 30% студентов занимается в научно-исследовательских кружках. Их у нас более 450. Вот работа одного совета! Совет по творческому развитию студентов при ректоре объединил вокруг себя около 5 тысяч студентов, которые поют, танцуют, играют в КВН и тому подобное. Мы создаём университет, дружественный студентам, создаём университетское пространство, наполненное добротой, любовью и позитивными эмоциями.

5 марта СВФУ встречал своего министра, Дмитрий Викторович посетил ряд центров, лабораторий, факультетов и институтов, осмотрел строительство общежития, а также пообщался со студентами и преподавателями. По итогам он поделился своим мнением. В частности, Дмитрий Викторович отметил, что у него два основных впечатления после пребывания в СВФУ. Первое – университет активно развивается, создаются новые лаборатории, строятся новые объекты, а второе – это то, что в университете создана очень приятная доброжелательная и креативная обстановка. Ещё отметил, что совокупность этих двух факторов позволяет сказать, что у СВФУ отличное светлое будущее! Услышать такую оценку от принципиального и строгого министра очень почётно и ответственно. Безусловно, коллектив работает с ещё большим воодушевлением и самоотверженностью. Радость ведь окрыляет и придаёт энергию, позитивную силу.

Если рассматривать западный опыт – ту же Америку, там нестоличные вузы, к примеру Стэнфорд, смогли стать центром притяжения денег и специалистов со всего мира. В федеральные университеты сейчас вкладываются очень большие средства из бюджета. Можно ли надеяться, что через какое-то время некоторые из них станут центрами такого же уровня? Что для этого необходимо сделать университету и правительству?

– Нужны идеи, прежде всего. Университет сейчас закупает очень хорошее оборудование благодаря той программе ФУ, которую поддержало правительство. В год мы получаем на свою программу развития по одному миллиарду рублей – но мы не должны просто «проедать» эти деньги. Надо так продумать, чтобы у университета была некая удочка, помогающая многие годы ловить рыбу.

Я изучала опыт Кремниевой долины и вынесла для себя пять постулатов – что нужно для того, чтобы повторить тот же опыт. Конечно, нужен интеллектуальный центр. Скажем, университет или научный институт, коллектив. Это есть СВФУ. Вторая составляющая – средства. Они тоже есть. Третье – это правительственная модель. Например, как в Сингапуре. Четвёртое – нужна инфраструктура, тоже имеется. Пятое – нужны идеи или всего одна идея. Как в Финляндии – Nokia. Или HP, компания Hewlett Packard, выросшая из мастерской, где изготовлялись низкочастотные генераторы.

Мы пока не нашли такую идею, которую можно было бы раскрутить, чтобы она стала основой финансово-экономической устойчивости университета.

Я для чего вам рассказывала про малые инновационные предприятия?

На наш взгляд – это прообраз HP, например. Пока идёт повторение опыта, поиск нового, трансфер знаний, технологий. И, как известно, то, что для нас новое, ещё не значит, что где-то этого нет. Сегодня мы ищем партнёров, ищем таланты, учимся на ходу. Но, чтобы сесть и придумать – как придумали когда-то телефон, – не получается. Мы думаем, можно хорошо сосредоточиться на создании технологии добычи, скажем, алмазов. Можно заниматься вопросами переработки или огранки. На этом можно хорошо учить, неплохо зарабатывать. Можно отойти от классического типа огранки алмазов. Или, скажем, можно заниматься вопросами энергосбережения. Здесь у нас тоже есть программы. Существуют три проекта. Один из них – газификация, как я уже упоминала. Дальше – переработка нефти. По крайней мере в республике достаточно ресурсов, которыми университет может длительный период заниматься. Не только готовить кадры, но и внедрять нечто в производство. Отрасль «наноэлектроника» очень развита в Японии и Южной Корее. Samsung Centre – мы на них вышли. Они хотят посмотреть, что мы собой представляем. Возможно, они помогут нам создать технопарк. Но насколько это будет востребовано и как, опять-таки, будет работать, – всё же рынок сбыта на Дальнем Востоке, как вы сами понимаете, уже во многом занят Японией, Китаем, Южной Кореей. Мы можем просто не вписаться. Ну не заниматься же нам, в самом деле, строганиной, хотя это тоже нужное дело. Целая наука. Только что пойманная рыба мгновенной заморозки и без всяких льдинок! Когда откроем новые направления подготовки пищевых технологов, наверняка займёмся и зарыблением, и технологиями замораживания, и холодильниками без фреонов... А пока мы выбрали шесть направлений, по которым считаем, что университет станет ведущим центром. Возможно, в каком-то из них действительно сможем совершить прорыв. Шанс, я верю в это, есть у нас. Опора на университеты – вполне логичное и мудрое решение руководства страны. Ведь только усилиями молодых людей можно построить новую экономику.

РЕЙТИНГ

4.22
голосов: 9

Галереи

Коллегия Минобрнауки России 20 марта 2013 года

Расширенное заседание коллегии, посвящённое итогам работы министерства в 2012 году

42 фото

Обсуждение