Наука и технологии России

Вход Регистрация

Долина смерти для вузов

Мрачные перспективы рисуют эксперты для высшего образования России. Вузы работают вхолостую, впереди тяжёлое десятилетие, не все преодолеют долину смерти, к катастрофе надо двигаться с открытыми глазами… С такими тезисами выступил перед ректорами руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков. Встреча проходила в Тверском госуниверситете в формате вебинара. Участвовало более 40 вузовских руководителей – с Дальнего Востока, Алтая, Кавказа и из других регионов.

Дмитрий_Песков Дмитрий Песков считает, что проректор по развитию вуза мог бы вполне совмещать должность вице-губернатора региона

Стратегические инициативы

Российские вузы не поспевают за происходящими в стране и мире изменениями, считают в АСИ. До сих пор не отошли от советской модели. Готовят специалистов, многие из которых уже давно не востребованы рынком труда. Для убедительности в агентстве составили справочник о 100 новых и 30 вымирающих профессиях. Абитуриентам надо знать, на кого следует учиться. Хотя формально безработица в стране на низком уровне, но при этом несколько миллионов рабочих мест крайне неэффективны. Уже скоро их займут мигранты и роботы.

«Система высшего образования работает вхолостую, у неё нет заказчика, – убеждён Дмитрий Песков. – Главным источником средств должен стать бизнес, а не государство. Те вузы, которые будут надеяться только на господдержку, обречены». В настоящее время пропорция расходов государства и бизнеса в высшем образовании составляет примерно 1 к 1. В будущем станет 1 к 3 или даже 1 к 4, прогнозируют в АСИ. «Сегодня диалог вузов и бизнеса напоминает диалог глухого со слепым, – заметил Дмитрий Песков. – Чтобы изменить эту ситуацию, нужны внутренние преобразования в вузах. В частности, в университетах необходимо создавать попечительские советы по аналогии с советами директоров в компаниях. Им следует предоставить широкие права – по контролю над финансовыми расходами вузов, над итоговой аттестацией выпускников и частично – над профстандартами».

Вузовские реалии

Ректоры воспринимают критику смиренно. Да, с бизнесом пока не удаётся наладить сотрудничество так, как хотелось бы. Но на то есть свои причины. «Бизнес не способен задать вузам траекторию развития, – посетовал Александр Горбунов, ректор Пятигорского лингвистического университета, председатель Северо-Кавказского союза ректоров. – Он опирается исключительно на свои частные интересы. Его мало интересуют перспективы развития территорий, социальная проблематика».

Поддержал коллегу ректор Тверского технического госуниверситета Вячеслав Миронов: «Как заставить бизнес сотрудничать с вузами? В нашей области 60% предприятий частные. Они говорят, что платят налоги и больше их ничего не волнует. Что делать вузам, которые не работают на ВПК, на нефтегазовые отрасли?»

Ольга_Каширина Ольга Каширина: «Сегодня многие воспринимают реформу образования через призму “отсечения хвостов”, которое произойдёт после мониторинга»

Пессимистические выступления ректоров прекратила ободряющей речью генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина: «Да, бизнес интровертен. С ним надо уметь договариваться. Посмотрите успешный опыт Белгорода, Алтая. Вузы сегодня имеют высочайший потенциал для развития. И главный их ресурс – это люди».

Вузам нужно определиться со своими целями развития. «Сегодня многие воспринимают реформу образования через призму “отсечения хвостов”, которое произойдёт после мониторинга, – заметила генсек РСР. – Но это неверная тактика. Обсуждать реформу надо исключительно с позиций её целевого результата. А это качество выпускников, науки и инноваций».

В этой связи огромную роль приобретают программы развития вузов. По мнению Ольги Кашириной, это недооценённый ресурс. С точки зрения госполитики они оптимизируют бюджетные расходы, исключая дублирование и перекрёстное финансирование. По сути программы развития – это эффективный контракт между государством и вузом.

Как не убить конкуренцию

Отдельная тема – вузы в регионах. По мнению экспертов АСИ, вузы должны быть максимально интегрированы в региональную систему управления и планирования. Дмитрий Песков считает, что проректор по развитию вуза вполне мог бы совмещать должность вице-губернатора региона. Очень опасным ему представляется «убивание конкуренции» в высшем образовании.

В регионе, где проживает более 500 тысяч человек, должно быть минимум четыре вуза.

Андрей_Белоцерковский
Андрей Белоцерковский: «Если в каком-то регионе нет сильной образовательной системы, то в скором времени этого региона не останется на карте России»

Проблема конкуренции очень болезненно воспринимается в вузовской среде. В последние годы госполитика направлена на поддержку лидеров. Слабые вузы присоединяют к сильным, создаются федеральные университеты. В результате в некоторых регионах уже появились образовательные монополисты.

«Монополизм ведёт к деградации, застою. Слияние нескольких региональных вузов в один убивает конкуренцию, – говорит ректор Тверского госуниверситета Андрей Белоцерковский. – Понятно, что всё упирается в ресурсы. Поэтому приходится выбирать приоритеты. Что важнее – повысить на международном уровне конкурентоспособность нескольких вузов или конкурентоспособность всей системы образования в целом? Из-за ограниченности ресурсов делается ставка на первый вариант. Но в этом случае ослабляется массовость, за которую как раз и отвечает региональная система высшего образования. А если в каком-то регионе нет сильной образовательной системы, то в скором времени этого региона не останется на карте России».

Угрозой потерять Дальний Восток пугал Сергей Иванченко, ректор Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ), председатель совета ректоров вузов Дальневосточного федерального округа. В регион приходят новые отрасли, новые технологии, так что вузам «приходится перестраиваться на ходу». Недавно была принята программа развития Дальнего Востока. К 2025 году он должен выйти на среднероссийский уровень развития. Без дополнительной рабочей силы с этой задачей не справиться, считает ректор ТОГУ: «Нам необходимо привлечь более двух миллионов рабочих рук. Иначе уже с 2016 года не сможем удовлетворять потребности промышленности. В частности, космодрома Восточный, который запустят к концу 2015 года».

Сергей_Иванченко Сергей Иванченко: «Нам необходимо привлечь более двух миллионов рабочих рук. Иначе уже с 2016 года не сможем удовлетворять потребности промышленности»

Решить проблему Сергей Иванченко предлагает путём расширения сетевого взаимодействия вузов. Надо создавать базовые кафедры в ведущих вузах и совместно готовить кадры.

На Дальнем Востоке уже существует два федеральных университета – Дальневосточный во Владивостоке и Северо-Восточный в Якутске. По мнению Сергея Иванченко, такие же мощные научно-образовательные центры, или точки роста, надо также развивать в Хабаровске и Иркутске. Чтобы добиться между ними реальной конкуренции, не исключено, что ректорское сообщество будет ставить вопрос о создании новых федеральных университетов на Дальнем Востоке.

Прошедшее заседание оставило неоднозначное впечатление. Чувствуется, что многие ректоры обеспокоены, им тяжело подстраиваться под новые требования. Они не понимают, куда двигаться, за счёт чего смогут обеспечить устойчивое развитие своих вузов. Видимо, действительно пришло время решительных и амбициозных, тех, кто не побоится претворить в жизнь ожидаемые от вузов преобразования.

РЕЙТИНГ

3.40
голосов: 10

Галереи

Коллегия Минобрнауки России 20 марта 2013 года

Расширенное заседание коллегии, посвящённое итогам работы министерства в 2012 году

42 фото

Обсуждение