Наука и технологии России

Вход Регистрация

Грантовый вектор

Минобрнауки России разработало изменения в законодательство, которые позволят усовершенствовать грантовое финансирование науки и регулирование труда научных работников. С учётом большого интереса читателей STRF.ru к этим вопросам, мы попросили прокомментировать новые инициативы министерства директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Елену Дрыганову.

Елена_Дрыганова
Елена Дрыганова: «Мы хотим создать условия для привлечения к проекту учёных из разных уголков страны путём образования научных консорциумов»
Справка STRF.ru:
Елена Владиславовна Дрыганова окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «механика, прикладная математика» (1997), Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «юриспруденция» (2009). В 1997–2002 годах работала в частных компаниях. В 2002–2004 годах – финансовый менеджер, финансовый директор ООО «Микротех». С 2004 по 2010 год – консультант, советник, референт, заместитель начальника отдела, начальник отдела Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. В 2010–2011 годах – главный советник Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. В 2011–2012 годах – заместитель директора Департамента развития информационно-коммуникационных технологий Минобрнауки России. С июля 2012 года – директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации

Елена Владиславовна, в обнародованном Минобрнауки России проекте закона отражён новый подход государства к финансированию науки. В чём он заключается?

– Предлагаемые Минобрнауки России изменения в законодательство направлены на то, чтобы уйти от архаичной структуры финансирования науки, которая сложилась на сегодняшний день. Один из ключевых инструментов решения проблемы – и это определено решениями президентского Совета по науке и образованию – переход к обеспечению научной и научно-технической деятельности путём предоставления грантов научным организациям, коллективам и отдельным исследователям на проведение научных исследований, в первую очередь за счёт средств государственных и негосударственных фондов.

Этим и вызваны изменения в законодательстве – в России назрела необходимость развития фондов поддержки науки, формирования единых подходов к экспертизе проектов, создания равных условий для государственных и частных фондов в области налогообложения и льгот для грантополучателей.

Грантовый инструмент, используемый фондами с 1990-х годов, до сих пор выполнял поддерживающую, социальную функцию. Пока гранты – лишь маленькая толика средств, которые доплачиваются учёным за проведение исследований. Хотелось бы, чтобы гранты стали полноценным инструментом финансирования научных проектов – государство, как и сам учёный, заинтересовано в получении новых знаний. Поэтому предложено изменить некоторые подходы к грантовому финансированию, направить его в первую очередь на выявление новых, конкурентоспособных направлений в науке, а также на поддержку формирования нового поколения учёных, поддержку эффективных научных коллективов, которые будут этим заниматься.

Какие конкретные задачи планируется решить?

– Во-первых, увеличить сроки финансирования проектов до трёх-пяти лет, сделать проекты более длительными, более доступными для учёных. Законодательством такая возможность предусмотрена, однако есть одно «но» – в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, вся отчётность за расходование средств должна поступать к концу года. А ведь результат в науке не всегда предсказуем, нельзя ожидать успеха в исследованиях к конкретной дате. Да и начало финансирования многих проектов приходится отнюдь не на начало календарного года. Изменения в законодательстве позволят связать финансирование и отчётность с границами выполнения проекта: получили грант, выполнили работу, отчитались.

Для снятия ограничений на сроки финансирования и отчётности в законе о науке и научно-технической политике предложено ввести новую организационно-правовую форму фондов.

Во-вторых, мы хотим устранить трудности, с которыми сталкиваются исследователи при получении грантов. Сейчас гранты в большей степени привязаны к определённой лаборатории, коллективу и тематике. Мы хотим создать условия для привлечения к проекту учёных из разных уголков страны путём образования научных консорциумов. Это необходимое условие развития мобильности.

В-третьих, установление единообразных подходов к работе фондов позволит осуществлять совместную поддержку одного проекта несколькими фондами. Например, из одного источника финансирования закупается оборудование, из второго – выплачивается зарплата, из третьего – расходные материалы для проведения экспериментов или выступления учёных на конференциях. На сегодняшний день средствами одного гранта не всегда возможно оплатить все статьи расходов на осуществление проекта и наши грантополучатели вынуждены «оправдываться» перед контрольными органами.

Наконец, законодательно закрепляется возможность выработать общие принципы экспертизы проектов, что создаёт условия для взаимного признания экспертных заключений разными фондами. В дальнейшем это поможет привлекать к научным исследованиям не только государственные средства, но и частный капитал, а для учёных существенно упростит доступ к различным источникам финансирования.

Минобрнауки России предложило изменить некоторые подходы к грантовому финансированию

 

Будут ли вводиться преференции частным фондам, финансирующим НИОКР?

– Для начала давайте уточним, что такое частный фонд. На сегодняшний день негосударственными, то есть частными, являются практически все фонды, за исключением тех, что созданы в форме бюджетных или автономных организаций. Даже недавно созданный Фонд перспективных исследований по законодательству Российской Федерации – это частный фонд, поскольку у него есть учредитель. Деньги, поступающие в такой фонд от государства, становятся средствами фонда, «теряя окраску» бюджетных средств.

Теперь о преференциях. Они должны быть такими же, как и у фондов, перечень которых установлен постановлением правительства. Грантополучатели фондов из этого перечня освобождены от уплаты налогов. Между тем в России существует более 70 фондов, не включённых в перечень. Среди них – и региональные, и именные фонды, финансирующие научные исследования. Бюджеты большинства фондов невелики – от нескольких миллионов до нескольких сотен миллионов рублей, и именно такие фонды и их инициативы нуждаются в поддержке! Мы предложили ввести в Налоговый кодекс Российской Федерации норму, согласно которой получатели грантов от всех фондов освобождаются от налогообложения.

Наряду с этим мы предусмотрели меры по стимулированию вложений в частные фонды поддержки науки жертвователей – физических лиц. Мы предлагаем полностью освободить физические лица от уплаты налогов с пожертвованных средств. Сейчас они не платят подоходный налог лишь с 25% пожертвованных за отчётный период средств. Мы надеемся, что предложенные в законодательство изменения будут способствовать росту финансирования науки за счёт привлечения частных средств.

В законопроекте подчёркивается связь между финансированием научной, научно-технической деятельности и результативностью исследований (редакция 15-й статьи 127-ФЗ). Какие меры предлагаются для повышения отдачи от инвестиций в науку?

– Результат фундаментальных исследований – это новые знания, которые должны отражаться в публикациях. Если говорить о прикладных исследованиях, то по итогам проекта справедливо ожидать практико-ориентированные результаты интеллектуальной деятельности, причём подчеркну, что речь идёт не только об охраняемых результатах.

Мы считаем, что необходимо установить определённые требования к результативности. Одновременно будут установлены и новые критерии конкурсного отбора грантополучателей. Если говорить об инициативных проектах, то ключевым фактором должна стать оценка конкурентоспособности идеи. Для сложившихся научных коллективов – результативность ранее проведённых исследований. Все эти нормы будут определены соответствующими подзаконными актами; такая возможность определена в проекте изменений закона о науке. Уже в ближайшее время мы планируем начать обсуждение измеряемых показателей с научным сообществом, и очевидно, что это будет всего 5–7 параметров.

В каких формах предполагается обсуждение законопроекта в публичном пространстве?

– Обсуждение уже идёт. До 5 апреля мы принимаем отклики на проект закона. Затем мы его доработаем и отправим на согласование в другие органы исполнительной власти. После этого мы должны провести оценку регулирующего воздействия законопроекта, которая также имеет форму общественного обсуждения. Дальше проект закона будет внесён в Правительство России и, в случае его одобрения, в Государственную Думу. Надеюсь, там он появится до конца весенней сессии.

В проекте закона предусмотрены изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации. Как министерство намерено усовершенствовать трудовые отношения научных работников?

– Начну с того, что в действующем Трудовом кодексе о научных работниках ничего не сказано. Минобрнауки России предлагает ввести в кодекс новую главу, в которой описываются механизмы регулирования трудовых отношений научных работников, включая приём на работу и увольнение. Что мы считаем особенно важным и необходимым – установить право научного работника на длительный творческий отпуск, до одного года. Нужно понимать, что это время не для отдыха, а для того, чтобы учёный мог скорректировать направление исследований, поработать в новой научной организации, в новой лаборатории, пройти зарубежную стажировку без потери места работы.

Ещё один важный момент состоит в чётком разграничении результативности труда научных работников, о чём говорилось выше, и оценке их квалификации, которая отражается в дипломах, степенях, заслугах, званиях. Мы хотим задать единые критерии проведения конкурса при приёме на работу и аттестации научных кадров. Однако эти критерии будут носить рамочный характер, конкретные значения тех или иных критериев и дополнительные параметры оценки результативности установят сами научные организации исходя из специфики своей деятельности.

Конкурс на замещение должностей научных работников мы предполагаем сделать максимально открытым – через публичные электронные площадки – и коротким по времени.

Базовые требования к квалификации научных работников планируется установить через утверждение профессиональных стандартов. Кстати, предполагается разработка стандартов не только для научных работников, но и для руководителей научных организаций – сегодня роль менеджеров в науке, настоящих учёных – организаторов научных исследований становится определяющей. Замечу, что стандарты будут распространяться на сотрудников не только научных организаций, но и вузов и предприятий, в которых существуют исследовательские подразделения.

Общественный резонанс вызвало предложение ограничить возраст лиц, которые могут быть назначены на руководящие должности в научных организациях и их структурных подразделениях, 60 годами.

– Законопроект, включая этот вопрос, поставлен на обсуждение. Он не направлен на ущемление каких-либо прав научных работников. Стоит отметить, что обсуждается вопрос о создании нового типа гранта – «учёный-наставник», который ориентирован на учёных, достигших пенсионного возраста. Цель очевидна: создать возможность учёным в возрасте работать, делиться накопленным опытом, знаниями, работать с молодёжью при достойной финансовой поддержке. А в целом – посмотрим на отклики.

Не могу не спросить об инициативах в области государственной инновационной политики, которая также является предметом деятельности возглавляемого вами департамента?

– Одна из последних разработок министерства – внесение изменений в 217-й Федеральный закон, регулирующий создание малых инновационных предприятий. Они направлены на устранение правовой коллизии, возникшей из-за того, что одни организации выбрали форму бюджетного учреждения, другие – форму автономного. По 217-му закону МИПы могли создаваться только бюджетными организациями. Получается, что вузы и научные организации, перешедшие в форму автономного учреждения, создали малые инновационные предприятия, но эти предприятия не получили соответствующих преференций. Сегодня пакет таких преференций достаточно велик. Это снижение тарифа страховых взносов – до 2017 года всего лишь 14%. Это и возможность применения льготных ставок при аренде государственного и муниципального имущества: стоимость аренды в первый год составляет 40% и лишь к четвёртому году работы предприятия повышается до 100%. Это также право приглашения на работу в Россию иностранных граждан.

В части образовательных учреждений соответствующие поправки уже учтены в новом законе об образовании, а в отношении научных организаций правительство внесло в Государственную Думу поправки в закон о науке и научно-технической политике.

РЕЙТИНГ

3.63
голосов: 27

Галереи

Коллегия Минобрнауки России 20 марта 2013 года

Расширенное заседание коллегии, посвящённое итогам работы министерства в 2012 году

42 фото

Обсуждение