Наука и технологии России

Вход Регистрация

СФУ посетил Дмитрий Медведев

14 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев провёл в Красноярске совместное заседание попечительских советов Сибирского (СФУ) и Южного (ЮФУ) федеральных университетов, а также пообщался со студентами.

Дмитрий_Медведев

Справка:
Попечительские советы СФУ и ЮФУ созданы по инициативе Дмитрия Медведева для содействия развитию вузов. Это постоянно действующие совещательные органы.
Состав совета СФУ утверждён 26 ноября 2012 года. В него входят: заместитель председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в СКФО А.Г. Хлопонин, министр энергетики А.В. Новак, помощник Президента России А.А.Фурсенко, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» С.В.Кириенко, заместитель министра финансов РФ М.М. Котюков, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титов, депутаты Госдумы РФ, президент СФУ А.В. Усс, а также представители бизнес-структур, предприниматели.
В состав совета ЮФУ входят: заместитель председателя Правительства РФ Д.Н. Козак, министр образования и науки Д.В.Ливанов, помощник Президента РФ А.А. Фурсенко, губернатор Ростовской области В.Ю.Голубев, президент РАН Ю.С.Осипов, председатель правления ОАО «Роснано», член правления РСПП А.Б.Чубайс, представители духовенства, сферы образования, Госдумы и бизнес-структур

«Университеты встали на ноги, что называется, уже есть своя история», – отметил Дмитрий Медведев. – «На реализацию программы развития двух университетов были направлены немаленькие в целом деньги. В 2007–2012 годах в Сибирский федеральный университет порядка 6,5 миллиардов рублей было направлено, в Южный федеральный университет, соответственно, тоже сопоставимые деньги. Созданы условия, для того чтобы преобразовываться в автономные учреждения, но, конечно, мы рассчитываем на серьёзные результаты».

По словам премьер-министра, Сибирский университет поднялся на 200 пунктов по сравнению с 2011 годом в одном из международных рейтингов и занял хорошие позиции среди российских вузов, что в общем неплохо с учётом того, что это всё-таки новый университет, а на первых позициях у нас всегда наши классические университеты, которым по 100, по 200 лет. В инновационном поясе СФУ около 40 малых предприятий, Южного – 17. Но дело не только в количестве. Нужно не только создавать эти малые предприятия, но и налаживать их эффективную работу, создавать условия для внедрения изобретений.

«Наверно, дальнейшее расширение количества федеральных университетов не является оптимальным путём, потому что бесконечно создавать федеральные университеты было бы неправильно: у нас уже их довольно много», – заявил глава Правительства. – «Главное – качество накапливать. Оба университета стали лидерами образовательной системы в своих регионах, опорным вузом, так сказать, не только в соответствующем субъекте Федерации, но и в округе. Самое главное, чтобы вокруг таких университетов формировалась творческая среда».

Как раз о творчестве был один из вопросов от студентов.

Илья Качаев, студент кафедры философии Гуманитарного института, поинтересовался, что нужно сделать государству, студенту, преподавателям, чтобы творчество стало основой образовательного процесса?

«Творчество играет самую выдающуюся роль в жизни любого человека», – сказал Дмитрий Медведев. – «В университетской жизни, в научной жизни это просто квинтэссенция того, чем должен заниматься студент, преподаватель. Но когда мне говорят о том, что мы должны всячески стимулировать творчество, я к этому отношусь с определённой настороженностью. Невозможно заставить человека творить, но нужно создать условия, в которых творчество будет органичным и наименее, может быть, трудозатратным, – это задача для университета, для государства в широком смысле этого слова, которое выделяет деньги на развитие вузовской науки, на развитие науки в целом, на развитие образования».

Дмитрий Медведев коснулся проблем плагиата в научных работах, о том, что «все друг у друга тырят мысли, переписывают курсовые, дипломные работы и, к сожалению, кандидатские и докторские диссертации». «Я не знаю, что с этим делать», – признался глава Правительства. – «Хотя предложил некоторое время назад проверять работы на плагиат. Наверное, такую систему сразу не внедрить, но тем не менее заниматься этим необходимо просто потому, что мы должны очистить науку, очистить образование от подобных случаев. Я думаю, что это в интересах всех и это тоже часть творческого процесса. Творчество – это не переписывание друг у друга и не попытка заимствовать мысли у кого бы то ни было, а это всё-таки необходимость напрягаться самому».

Конечно, студенты не могли обойти вопрос о реорганизации вузов. Сам по себе мониторинг ничего не означает, считает Дмитрий Медведев. Он просто демонстрирует, что в том или ином университете ситуация неблагополучная, надо устранить проблемы. При этом студенты пострадать не должны. Сегодня большинство выпускников школ поступают в университеты. Это нормально, уверен глава Правительства. Но необходимо обеспечить возможность получения качественного образования.

«Очень обидно, когда люди учатся на платных отделениях или в платных университетах, да ещё получают, скажем прямо и жёстко, паршивые знания.

Этого быть не должно», – подчеркнул Дмитрий Медведев. При этом он признался, что не знает, «какое количество университетов, в конечном счёте, нам необходимо». Сейчас в России их «приблизительно в 2 раза больше, чем было в Советском Союзе, который, как известно, был в 2 раза больше по населению, чем Российская Федерация». Главным критерием оценки эффективности университета можно считать востребованность его выпускников рынком, научным сообществом, университетским миром. И, конечно, уровень знаний, которые можно проверить при помощи различного рода комиссий, тестов и так далее. «Я бы на эти два аспекта обратил самое пристальное внимание», – резюмировал премьер-министр.

На ожидаемый вопрос о маленьких стипендиях Дмитрий Медведев сказал: «Стипендия никогда не была и никогда не будет такой формой поддержки, которая обеспечивает нормальный уровень существования для студента. Более того, стипендия в некоторых странах существует, но давайте по-честному скажем, в значительной части государств в университетах стипендия не выплачивается. Есть гранты за выдающиеся исследования, за хорошую успеваемость – это происходит, но как регулярная поддержка всем и каждому, всем, кто успевает, – этого нет. Мы стипендию оставили и отказываться от неё не будем, но та стипендия, которая есть сейчас, и даже та стипендия, которая установлена постановлением Правительства (я недавно его подписал) для студентов 1-го и 2-го курсов, которые хорошо успевают, в смысле, получают хорошие и отличные оценки, первый и второй год обучения – 6 300 рублей, – это всё равно не те деньги, на которые можно прожить. Поэтому мы стипендию, конечно, оставим, будем стараться её увеличивать по мере возможности государства, но фиксировать какие-то размеры – я, честно сказать, особого смысла в этом не вижу, просто потому, что стипендия не даёт даже минимальных возможностей для того, чтобы поддерживать какой-то баланс».

Станислав Яриков, магистрант второго года Института инженерной физики и радиоэлектроники, напомнил, что сегодня День влюблённых и его очень волнует, «как влюбить в себя девушку».

«Я думаю, что вам, если у вас сейчас такая пора, нужно быть настойчивым», – посоветовал глава Правительства. – «Абсолютно серьёзно говорю: знаю по собственному опыту. Если проявляешь настойчивость и в этом деле, всегда достигаешь результата, если ты, конечно, по-настоящему любишь человека и хочешь быть с ним вместе. Это главное, что я хотел бы вам порекомендовать. Любовь всегда побеждает».

Дмитрия Медведев заверил студентов, что никогда не жалел о выбранной профессии. Юридическая специальность позволяет «получить базовые знания по самому широкому кругу вопросов и впоследствии сделать, в общем, неплохую карьеру».

Что касается обязательного распределения после вуза, то премьер-министр считает, что «невозможно загнать железной рукой людей в счастье. Все попытки, которые предпринимались в нашей стране до этого, закончились не очень хорошо.

Возврата к обязательному распределению быть не может.

Но, с другой стороны, я считаю абсолютно оправданным, чтобы работодатели или государство как работодатель, которое платит за бюджетное место студента, могло заключить с таким студентом, который обучается бесплатно, договор при зачислении в вуз, смысл которого в следующем. Если мы за тебя платим, то мы просили бы тебя поработать в конкретном месте. Если ты не хочешь работать в конкретном месте – это твоё право, верни денежки».

РЕЙТИНГ

3.67
голосов: 3

Галереи

Интерактивная лекция «Изобретение света»

На фестиваль «Музейный гид», проходивший в московском ЦСИ «Винзавод» в середине сентября 2012 года, привезли свои экспозиции необычные музеи с разных концов страны. Среди них – Естественно-научный музей Южного федерального университета со своей главной программой «Человек изобретающий», живой пример успешного современного музея. Программа состоит из лекций-спектаклей, которые ведут научные сотрудники ЮФУ. В примерно получасовое представление «Изобретение света», на которое попали корреспонденты STRF.ru, уложился рассказ о самых разных, связанных со светом, вещах: капиллярный эффект в масляной лампе, история появления спичек, урановое стекло, фейерверк, плазменная лампа Николы Теслы, лампочка, работающая от огурца вместо батареек, и не только это. Без утомительных подробностей, зато с наглядной демонстрацией практически каждого объекта или явления, что интересно и детям, и взрослым.

15 фото

Обсуждение