Наука и технологии России

Вход Регистрация

Управленцам включили мозг

Почти семь тысяч руководителей российских школ и больниц в 2012 году прошли обучение по специальной программе для управленцев в сфере образования и здравоохранения. Как новые знания пригодились им на практике, они рассказали Дмитрию Медведеву на встрече в правительстве.

Дмитрий_Медведев Дмитрий Медведев: «Реальные программы модернизации включают в себя и подготовку современных управленческих кадров»

Программу запустили в 2011 году, чтобы руководство учреждений поспевало за бурными преобразованиями в этих сферах. «Мы обязаны обеспечить более современный облик двух важнейших отраслей нашей жизни. Но понятно, что делают это не некие бестелесные фигуры, а люди, и поэтому реальные программы модернизации включают в себя и подготовку современных управленческих кадров», – пояснил значение программы премьер-министр.

Учебной базой стала Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ. «Поначалу было много сомнений, нужна программа или нет, насколько возможно в массовом масштабе учить главврачей и учителей, – напомнил ректор РАНХиГС Владимир Мау. – Программа реализовывалась на 26 площадках академии и партнёрских вузов и показала, что этот механизм обучения работает. Действительно, можно массово, целевым путём организовывать обмен мнениями и обсуждение актуальных проблем. Особенность программы – сочетание работы в команде с индивидуальным подходом. Мы старались учитывать интересы каждого слушателя. Специально для программы подготовили четыре симулятора для управления школой, поликлиникой и в целом системами образования и здравоохранения. Очень важно, что почти половину учебного времени слушатели разрабатывали реальные проекты, которые можно применить в их практической деятельности. Авторы лучших проектов получали возможность пройти зарубежную стажировку».

Главе правительства представили несколько проектов и сообщили о преимуществах программы. «Главное её достоинство в том, что нас научили работать в команде, – сказал Андрей Верглинский, советник руководителя Московского института развития образования. – Мы получили управленческие и финансово-экономические компетенции – то, чего нам никогда не давали в педагогических вузах.

Академия позволила нам по-другому посмотреть на вещи. Она включила нам мозг.

Вся наша группа решила продолжить обучение в РАНХиГС, мы поступили в магистратуру».

После этого Андрей подробно рассказывал о своём проекте – превращении школы в центр социализации и досуга для детей. О том, как можно было бы наладить эффективное сотрудничество с дворцами культуры и спорта, проводить совместные занятия.

– Вы так всё интересно рассказываете, а почему ушли из школы? – спросил Дмитрий Медведев. (В 2012 году Андрей Верглинский был директором московской школы № 18. – STRF.ru.)

– Хм. Потому что своим проектом я теперь могу заниматься на уровне Москвы. Над этим наш институт и работает.

– У каждого, конечно, своя судьба, – заметил премьер-министр. – Но наша задача как раз заключается в том, чтобы те навыки, которые участники приобретают в ходе этого образовательного проекта, применялись непосредственно на практике. Я, конечно, не Вас конкретно имею в виду, а в целом…

Проект Анны Ваняткиной, директора средней школы № 1 города Александрова Владимирской области, направлен на «интеграцию школы и учреждений дополнительного образования». Благодаря усилиям педагогов с сентября 2012 года количество детей этой школы, занятых в различных секциях и кружках, возросло с 420 до 730. «Для нас это очень важный результат, – особо подчеркнула директор. – Можно сказать, мы увели этих детей с улицы».

Главврач Тверской областной клинической больницы Сергей Козлов разработал проект медицинского кластера. Его цель – повышение качества оказания медицинской помощи за счёт создания единой информационной базы, где будут обобщены сведения о пациентах, оказываемых им услугах и т.д. За счёт оптимизации ресурсов ежегодно можно было бы экономить до 45 миллионов рублей. Деньги можно было бы использовать опять же для здравоохранения.

Все проекты участников выложены на сайте программы. По мнению Владимира Мау, ими надо активнее пользоваться, тиражировать. Кроме того, он предлагает предусмотреть для авторов лучших проектов возможность проходить обучение по расширенной 500-часовой программе.

«Я считаю, что программу надо продлить после 2014 года, – заявил ректор РАНХиГС. – И привлечь к ней следует управленцев других бюджетных секторов, в частности культуры».

Эту инициативу одобрили все участники встречи. «Мы в целом высоко оцениваем эту программу, её результаты, – сказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. – Очень важна практическая ориентация программы, её проектный подход. И очень важно, чтобы на сайте, в информационном поле были доступны не только сами проекты как таковые, а уже и информация об их результатах. Очень важно, что в школе увеличился охват детей различными формами внеурочной работы».

Минобрнауки заинтересовано в продолжение этой программы, в её расширении до уровня дошкольного и дополнительного образования. «Успех любой организации в значительной степени зависит от руководителя, – отметил министр. – Мы понимаем, что роль личности здесь очень высока. Многое зависит от тех компетенций, которыми обладает руководитель, его способности работать с командой, его способности ставить задачи, организовывать работу».

За четыре года действия программы переобучение пройдут 15 тысяч управленцев. Это должно привести к значительному повышению качества услуг в образовании и здравоохранении, считает замминистра экономического развития Сергей Беляков: «Колоссальный эффект почувствуют ученики, пациенты. Я поддерживаю идею продлить программу до 2018 года».

Дмитрий Медведев обещал подумать над предложением и посетовал, что на встрече нет тех самых учеников и пациентов, у которых можно было бы узнать, стало ли лучше в тех конкретных школах и поликлиниках, куда вернулись управленцы после повышения квалификации. Видимо, в следующий раз их позовём, решил премьер-министр. А пока же его очень привлекла идея о кадрах культуры: «Если мы эту программу сохраним, то, конечно, нужно будет подумать о сфере культуры. Она действительно в наименьшей степени способна генерировать доходы, она совсем у нас такая бюджетная, и в этом смысле там гораздо меньше навыков рационального использования денежных средств, выделенных бюджетов. Так что можно подумать».

РЕЙТИНГ

2.80
голосов: 5

Галереи

Заседание Комиссии по высоким технологиям и инновациям при Правительстве РФ

5 июля 2011 года в Объединённом институте ядерных исследований в Дубне состоялось заседание Комиссии по высоким технологиям и инновациям при Правительстве РФ. На заседании обсуждались перспективы и возможности реализации проектов класса Mega-science

35 фото

Обсуждение