Наука и технологии России

Вход Регистрация

Бой с драконами на грифельной доске

Всё-таки недаром нас называют самой читающей нацией в мире. Российские четвероклашки показали одни из лучших результатов в международном мониторинге навыков чтения и понимания текстов. Первое место на пьедестале почёта с ними делят дети из Гонконга, Сингапура и Финляндии. С науками точными и естественными всё тоже неплохо, хотя тут наши четвёртые и восьмые классы, увы, во втором эшелоне. Впереди с большим отрывом – «восточноазиатские тигры».

На пресс-конференции по итогам исследований PIRLS и TIMSS министр образования и науки Дмитрий Ливанов пообещал усилить математическую компоненту в школьном образовании и привить пристрастие к чтению ещё и старшеклассникам.

Дмитрий_Ливанов Дмитрий Ливанов: «Разрыв между слабыми и сильными школами надо сокращать»

Справка STRF.ru:
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) проходит раз в 5 лет, TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – раз в 4 года. Их проводит Международная ассоциация по оценке достижений в области образования – IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) – с головным офисом в Амстердаме. Эти мониторинги – одни из масштабнейших в мире: в 2011 году PIRLS проверил 325 тысяч детей из 49 стран, TIMSS – 600 тысяч из 63 стран. В России исследование вёл Центр оценки качества образования (символическая аббревиатура: Центр ОКО) Российской академии образования

Пирог для врага и зуб гиганта

Тест PIRLS предназначен для младшей школы и потому представляет собой не ворох таблиц, а красочную тетрадку с двумя текстами: художественным и научно-популярным. Корреспондент STRF.ru раздобыл одну такую книжку, где обнаружил дотошный и богато иллюстрированный рассказ про игуанодона «Загадка гигантского зуба» – хоть в нашу «Информнауку» ставь – и подлинный триллер под интригующим названием «Пирог для врага».

«Мне Джереми сразу не понравился. Он даже не пригласил меня на новоселье. А моего друга Стенли пригласил, – хнычет юный рассказчик. – Раньше, до переезда Джереми в наш район, у меня никогда не было врагов. Но папа сказал, что в моём возрасте у него тоже были враги. И он знает прекрасное средство, как от них избавиться…»

Накал событий постепенно растёт: кровожадный папаша готовит тот самый «пирог для врага», чей рецепт строго засекречен, а сыну даёт наказ втереться в доверие к противнику, провести с ним целый день, изо всех сил притворяться дружелюбным и под вечер пригласить на ужин, где враг отведает заветную отраву и то ли потеряет волосы, то ли и вовсе отойдёт в мир иной.

Разрешается конфликт благополучно. Автор всё же щадит ранимую детскую психику. Рассказчик за день проникается к врагу тёплыми чувствами и в финале орёт: «Не ешь пирог! Он нехороший!» Прямо «Гамлет» какой-то: «Не пей вина, Гертруда!» Но в предостережениях нет необходимости: отец у мальчика никакой не маньяк, а просто хитрец. Десерт, разумеется, не представляет никакой опасности. Врага же ребёнок теряет в том плане, что тот становится другом. Все купаются в любви и поедают вкуснятину. Занавес.

После прочтения детишкам предлагают ответить на несложные вопросы, как с вариантами ответов, так и без, с трогательным апофеозом «Чему тебя научил этот текст?».

Страна книголюбов?

Россию в исследовании PIRLS представлял 4461 выпускник начальной школы из 202 общеобразовательных учреждений 42 регионов страны. Такую статистику привела Галина Ковалёва, руководитель Центра ОКО.

Галина_Ковалёва Галина Ковалёва стала оком международного мониторинга в России

Наши дети с заданием справились блестяще, в среднем набрав 568 баллов из 1000. Похожие результаты у школьников Гонконга, Финляндии и Сингапура: разница статистически несущественна. Худший результат продемонстрировали марокканцы – 310 баллов.

Интересно, что в 2001 году Россия заняла 35-е место среди 35 стран. Средний балл составил 528. Но спустя пять лет мы вышли на лидирующие позиции с 564 баллами.

В большинстве стран разрыв в результатах мальчиков и девочек уменьшился, а в России увеличился в пользу девочек: они набрали в среднем на 18 баллов выше. Как ни странно, даже с научно-популярными текстами наши мальчики справились похуже сверстниц.

Больше всего школьников – 44% – продемонстрировали высокий уровень, набрав от 550 до 625 баллов. 19% прорвались на высший уровень, 29% проявили средний, 7% – низкий. Минимального уровня не достиг только 1%. Правда, эксперты отмечают, что дети испытывают трудности с изложением своих мыслей, даже когда понимают прочитанное, а также плохо различают информацию, извлечённую из текста, и сведения, полученные на основе личного опыта.

61% родителей прошедших тест ребят занимались с ними до школы, читая книги, распевая песенки и рассказывая истории. В среднем по миру число таких внимательных к чадам семей составляет 37%.

Средний результат школьников, где большинство из семей экономически неблагополучных, составил 549 баллов, для более благополучных школ этот показатель существенно выше – 576 баллов.

PIRLS не выявил связи между количеством уроков литературы в неделю и средним результатом страны. В США на обучение чтению отводят 246 часов в год, в Тайване – 65, но баллы у этих стран примерно равные. А Россия с 130 часами их опережает.

Однако среди школьников постарше любовь к чтению, увы, не так уж велика.

– Количество часов на изучение литературы не уменьшилось по сравнению с шестидесятыми годами, но, безусловно, – и это всем очевидно! – снизилась мотивация школьников изучать литературу и читать. Ведь ЕГЭ по русскому и математике обязательны для сдачи, а по литературе нет, – отметил Дмитрий Ливанов. – Есть разные способы исправить ситуацию. Эксперты предлагают, к примеру, добавлять к результатам ЕГЭ средний балл аттестата. Так или иначе, мотивационную проблему надо решать.

Тигры-счетоводы

TIMSS предназначен не только для четвёртого, но и для восьмого класса. Вариант для средней школы включает 53 не самых банальных вопроса, в основном по математике и физике, реже – по биологии, химии и географии. Чем-то международный тест похож на наш ГИА, хотя встречаются вопросы позаковыристее, в основном из-за того, что иногда требуется весьма и весьма развёрнутый ответ: есть задания вроде «Объясните, как людям помогают видеть очки и контактные линзы» (тут вам и физиология, и оптика). Есть и проблески остроумия: например, у школьников спрашивают, что случится со стулом, если оттуда извлечь все атомы. Один из вариантов – «на полу останется лужа».

От России в мониторинге участвовало 412 образовательных учреждений из 50 регионов страны. Тест писали 4467 четвероклассников и 4893 восьмиклассника. Около половины школьников показали высший и высокий уровень.

По математике наш средний балл в 4-м классе равен 542, в 8-м классе – 539. Тут мы во втором эшелоне. Лидеры мониторинга – «восточноазиатские тигры»: Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Тайвань. Их показатели в районе 600 баллов.

Результат восьмиклассников на 27 баллов выше, чем в 2007 году. Галина Ковалёва видит в этом заслугу единых госэкзаменов и аттестаций: «Успех теперь определяют знания детей, а не кошельки родителей. Школа стала ориентироваться на результат».

По естествознанию средний балл в России составил 552 среди четвероклассников и 542 среди восьмиклассников. Тут нас опять обгоняют «драконы» и почему-то Финляндия, а в средней школе ещё и Япония.

Самые высокие результаты наши ребята набрали в заданиях, требующих знаний, самые низкие – там, где нужно рассуждать. В лидирующих странах ситуация обратная. Эксперты отметили, что учебные программы в России перегружены фактами, в школе натаскивают энциклопедически подкованных выпускников, но к жизни они не всегда готовы.

Виктор_Болотов Виктора Болотова 20% нерадивых школьников не устраивают – он посоветовал вытаскивать этот хвост

Беспокойство вызывает и тот факт, что около 20% восьмиклассников показали по TIMSS низкий и самый низкий уровень.

– Нам надо не только с элитой работать, но и вытаскивать этот хвост! – заявил Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования. – Лучшие дети – это дети глобального мира. Они могут жить и работать везде. А ребята с низкими баллами точно останутся здесь, в России. И будут определять нашу жизнь. Поэтому их уровень необходимо поднимать.

– У нас сейчас есть целый проект, который направлен на развитие и усиление математической компоненты в школьном образовании. Нам надо оказывать поддержку школам-лидерам, развивать сеть специализированных школ. Они существуют десятилетиями, но нуждаются в помощи. Но мы будем работать и над тем, чтобы сокращались разрывы между сильными и слабыми школами. Средние результаты должны расти, – прокомментировал итоги мониторинга министр.

РЕЙТИНГ

4.67
голосов: 3

Галереи

Занятия в СУНЦ НГУ

Специализированный учебно-научный центр при Новосибирском государственном университете (в народе больше известен как ФМШ) был основан в 1963 году по инициативе академика Лаврентьева как специализированный интернат для старшеклассников с особой программой подготовки по физике и математике, к которым несколько позже добавились информатика, химия и биология. Здесь нет учителей, а есть профессорско-преподавательский состав. С утра идут пары с теорией, вечером – практикумы в лабораторных классах самого СУНЦ, а также в лабораториях НГУ и институтов СО РАН, благо в новосибирском Академгородке всё рядом. В этом альбоме – дневные занятия по химии, физике, математике и информатике. Дисциплина столь жёсткая, а тяга к знаниям столь сильная, что «фымышат» не отвлекает даже появление фоторепортёра.

22 фото

Обсуждение