Наука и технологии России

Вход Регистрация

Минобрнауки России обсудит стратегию развития среднего профобразования

Минобрнауки России разработало стратегию развития среднего профобразования (лицеи, училища, техникумы и колледжи). В декабре её обсудят на коллегии ведомства. Возможно, будет одобрено решение о составлении многоуровневого рейтинга этих образовательных учреждений.

Над стратегией начали работать полгода назад, когда в министерстве появился новый департамент – государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профобразования, который возглавила Наталия Золотарёва. По её словам, «создание департамента свидетельствует о том, что подготовка рабочих и специалистов среднего звена оказалась в числе приоритетов на государственном уровне, этому уделяется серьёзное внимание». Департамент ежемесячно проводит открытые совещания. Очередное запланировано на 11 часов 11 декабря, пройдёт в формате вебинара. Будет рассмотрен вопрос по оценке эффективности работы организаций СПО. Более широкий разговор о проблемах среднего профобразования состоялся 22–23 ноября в МИСиС на конференции «Профессиональные кадры новой России».

Повышение привлекательности СПО – главная задача. В этом году Россия вошла в международное движение WorldSkills. На днях завершился открытый чемпионат по рабочим профессиям, в Сокольниках вручались награды по 15 профессиям.

«Сегодня бизнес ждёт универсальных солдат, умеющих решать смежные задачи, – говорит Наталия Золотарёва. – Владение несколькими близкими профессиями – существенный фактор повышения конкурентоспособности выпускников. Учитывая демографическую ситуацию, всё более значимым для СПО становится контингент учащихся среди взрослого населения».

В законопроекте об образовании предусмотрено создание центров прикладных квалификаций. Это новый инфраструктурный элемент, предназначенный для реализации программ профессионального обучения рабочих и служащих. Эти центры могут создаваться как отдельные юридические лица или как структурные подразделения учреждений СПО, а также в них могут быть преобразованы действующие училища или лицеи (только принимать туда будут только выпускников после 11-го класса). Минобрнауки разрабатывает примерное положение о таких центрах.

«Обсуждая с предприятиями варианты сотрудничества с учреждениями профобразования, выяснилось, что самое большое волнение у них вызывает неконтролируемость инвестируемых в образование средств, – отметила Наталия Золотарёва. – В уставах образовательных учреждений надо более чётко прописать функции и полномочия наблюдательных, координационных советов».

Фёдор Прокопов, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, поддержал эту идею: «Постепенно нужно уходить от взаимоотношений между работодателем и образовательным учреждением как между донором и реципиентом. Со стороны бизнеса такое отношение вызывает большое недоверие. То же самое относится к создаваемым сейчас наблюдательным и координационным советам. Большая часть бизнеса считает, что включение их в эти советы связано с желанием образовательных учреждений получить честный инструмент изъятия денег из кармана работодателей. Эти органы надо формировать по аналогии с советами директоров компаний, принципиальная функция которых – обеспечение устойчивого долгосрочного развития компании без вмешательства в оперативное управление».

Большинство работодателей не знают своих кадровых потребностей в горизонте трёх лет. Это одна проблема. Другая – говоря о перспективах планирования, то обычно речь идёт о количественных показателях, но мало кто задумывается об оценках качественных изменений в содержании образования. Это система своего рода профессионального форсайта. Что будет через 15–20 лет с сельхозработниками, слесарями, станочниками и т.д.? В течение следующего года РСПП собирается реализовать несколько пилотных проектов, связанных с определением содержания перспективных профессий, сообщил Фёдор Прокопов.

РЕЙТИНГ

0
голосов: 0

Обсуждение