Наука и технологии России

Вход Регистрация

Учимся в команде, на своих ошибках

Лекций не будет. В основе обучения – решение труднорешаемых задач. Работа только в команде, один человек не справится. Не более пяти тысяч студентов. Годовой бюджет вуза – 200 миллионов долларов. Модель университета будущего представил ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков на семинаре в НИУ ВШЭ.

Андрей_Волков
Андрей Волков: «Обязательно должно культивироваться право на ошибку, она даже может специально провоцироваться преподавателями»

Наступает время образования 4.0 – университетов для инновационной экономики, которые будут готовить управленцев развития. С этой задачей не справляются существующие сегодня вузы – классические (образование 1.0), исследовательские (2.0) и технические / предпринимательские (3.0). «Именно с этим связаны разговоры о кризисе в образовании, которые мировое сообщество ведёт последние 25 лет, – считает Андрей Волков. – Надо либо больше денег вкладывать в исследовательские университеты, либо создавать новые».

Если идти по второму пути, то сразу же следует определить свои конкурентные преимущества и отличия от других учебных заведений. Это будут профессиональные или транспрофессиональные школы, работающие на мировом рынке. У них может быть несколько тематических приоритетов: 1) инженерия, 2) биотехнологии, 3) оборона, 4) управление (философия), 5) гуманитарные технологии (социальный инжиниринг).

В университетах будущего принципиально по-иному будет организована работа. Между студентами и преподавателями исчезнет административное подчинение, они станут партнёрами, соучастниками образовательного процесса. Никаких индивидуальных оценок, только за командную деятельность. В группе 5–10 человек. Методы обучения – проекты, тренажёры, живые кейсы. Традиционным для классических университетов лекциям здесь не место. Любую информацию можно найти в открытых источниках, в интернете.

В основе содержания образования – нерешённая задача, не имеющая ответа для учащихся. Они должны с ней справиться сообща, не получая ни от кого подсказок. «Обязательно должно культивироваться право на ошибку, она даже может специально провоцироваться преподавателями, – говорит Андрей Волков. – Для студентов это станет предметом для обсуждения и позволит извлекать практические знания».

Новые университеты будут рассчитаны примерно на пять тысяч студентов, около 100 программ. Среди сотрудников – исследователи, изобретатели, модераторы и администраторы. Годовой объём финансирования вуза – 200 миллионов долларов – определён исходя из средней стоимости за преподавательский труд на мировом рынке.

Представленная Волковым модель университета оказалась по душе не всем экспертам. Один из участников семинара заметил, что она не сильно отличается от западных бизнес-школ, служащих своего рода надстройкой к исследовательским университетам. Многих возмутил отказ от лекций. А как же традиции?

Но нашлись и сторонники радикальных перемен. «Модель Волкова сегодня нужна как воздух, – заявил научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. – Большинство вузов сегодня работают как музеи. Но надо понимать, что одна модель не может работать на всю вузовскую систему. Необходимо думать о разных университетах».

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев признался, что его ведомству сейчас очень нужны идеальные модели вузов. Они помогут в выработке госполитики, в которой «уже наметился тренд к выявлению и поддержке лидеров, а также к трансформации региональной сети вузов».

Не исключено, что идеи Андрея Волкова в недалёком будущем воплотятся в жизнь. Учитывая, что в «Ведомостях» недавно вышла его статья в соавторстве с министром Дмитрием Ливановым, в Минобрнауки, видимо, разделяют его реформаторский настрой.

РЕЙТИНГ

2.56
голосов: 9

Галереи

Первое заседание обновлённого Общественного совета при Минобрнауки России

30 августа 2012 года в международном пресс-центре РИА Новости состоялось первое заседание обновлённого Общественного совета при Министерстве образования и науки России. В его состав вошли Жорес Алфёров (председатель), Александр Асеев, Дмитрий Быков, Алексей Венедиктов, Сергей Волков, Михаил Гельфанд, Георгий Георгиев, Михаил Иванов, Анатолий Карачинский, Александр Леонтович, Виктор Лошак, Майя Пильдес, Сергей Рукшин, Станислав Смирнов, Владимир Фортов, Артём Хромов и Евгений Ямбург. Вели заседание министр образования и науки Дмитрий Ливанов и министр по связям с Открытым правительством Михаил Абызов.

38 фото

Обсуждение