Наука и технологии России

Вход Регистрация

Магистры с Дальнего Востока

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) запустил в этом году десять международных магистерских программ. Обучение на английском, среди преподавателей – приглашённые из зарубежных вузов профессора. Студентов будут отбирать не только в России, но и по всему миру. Как вуз справится с этой амбициозной задачей, STRF.ru выяснил у заместителя проректора по международным отношениям Алексея Старичкова.

Алексей_Старичков Алексей Старичков: «Запуская магистерские программы, мы для себя определили, что для начала необходимо привлечь примерно 20 иностранных преподавателей. Объявили конкурс, на который откликнулось более 200 человек»

Расскажите, каких специалистов будете готовить по новым программам?

– Начиная от инженеров и заканчивая экономистами, юристами и архитекторами. Англоязычную магистратуру мы запустили в каждой из девяти школ ДВФУ. Например, в инженерной – «Шельфовое и прибрежное строительство», в школе естественных наук – «Морское биоразнообразие и сохранение водной среды», в школе биомедицины – «Продукты питания из растительного сырья» и т.д. Предназначены они прежде всего для иностранных студентов. Сейчас у нас их тысяча, к 2020 году должно стать 7,5 тысячи. Это определено в нашей программе развития ДВФУ, утверждённой председателем правительства. В ней сказано, что университет должен стать подлинно международным, двуязычным.

Неоклассики образовательной мысли говорят, что современный университет мирового уровня характеризуют три вещи: колоссальная концентрация талантливых людей (студентов и преподавателей), избыточное или хотя бы достаточное финансирование и грамотный менеджмент. ДВФУ очень внимательно относится к первому пункту, особенно к привлечению талантливой молодёжи. Хороший студент дороже любых денег.

Мы ориентируемся главным образом на студентов из стран Восточной Азии – Китая, Кореи, Малайзии, Вьетнама. Рассчитываем, что у нас будет примерно 4,5–5 тысяч бакалавров и 1,5–2 тысячи магистров. Чтобы они захотели у нас учиться, необходимо существенно расширить количество англоязычных курсов и программ. Я в прошлом году принимал участие в нескольких образовательных выставках, встречался с молодёжью из Кореи и Малайзии. Помимо изучения русского языка они проявляют большой интерес к инженерным специальностям и естественным наукам. В частности, к нефтяному и газовому делу. Ещё одно востребованное направление, особенно у малайзийцев, – медицина. Будем разрабатывать программы.

Как привлекаете иностранных преподавателей?

– Сейчас у нас их 60, около 20 задействованы в международной магистратуре. То есть на каждую программу по 2–3 профессора. Это преподаватели из разных стран: из Америки, Норвегии, Австралии, Китая. Даже есть из Мексики и Египта. Мы сотрудничаем с Принстонским университетом, Калифорнийским в Беркли, Юридической школой имени Томаса Джефферсона, Университетом Праунхейм в Норвегии, Сиднейским технологическим в Австралии и другими. Эти вузы – наши партнёры, которые помогали нам разрабатывать образовательные программы.

Какова мотивация иностранных преподавателей ехать в ДВФУ? Чем вы их привлекаете?

– Это очень серьёзный вопрос, причём не только для нашего университета, но и для России в целом. Не буду лукавить, не так-то уж и просто из перечисленных учебных учреждений пригласить преподавателей к нам на работу. Но это надо делать. Другое дело: кого, на каких условиях и для чего?

Есть опасность, что в Россию захотят ехать люди, не востребованные западными университетами, не очень хорошие специалисты.

Здесь грань очень тонкая.

Запуская магистерские программы, мы для себя определили, что для начала необходимо привлечь примерно 20 иностранных преподавателей. Объявили конкурс, на который откликнулось более 200 человек. То есть на одно место оказалось 10 претендентов. Среди них были и наши соотечественники – по-моему, трое или четверо. Были и те, кто живёт и работает в России, но имеет солидный международный бэкграунд, читает курсы в зарубежных университетах. Остальные иностранцы. Одни соглашаются на сотрудничество ради смены обстановки, другим хочется поработать в России и конкретно в ДВФУ. Признаюсь, к нашему университету есть интерес. Мы смогли громко о себе заявить. У нас новый кампус, амбициозные задачи. Многие из приглашённых преподавателей достаточно молодые, но перспективные люди. Для них работа в нашем университете – это в хорошем смысле ступенька в академическом и научном развитии.

К тому же во всём мире постоянных преподавательских позиций в университетах не так уж и много. Академическое сообщество очень подвижно. По большому счёту нет ничего удивительного в том, что к нам едут иностранцы. Во многих странах сейчас кризис в экономике, в образовании. Сокращаются бюджеты университетов, сокращаются ставки, гранты. Так что для России это удачный момент для recruitment научных и преподавательских кадров на международных рынках.

А зарплаты вы какие им предлагаете? Они конкурентоспособны на мировом уровне?

– У нас в университете есть центр маркетинга, который проанализировал уровень зарплат в разных университетах. Так что мы предлагаем конкурентную оплату, учитывая уровень сотрудника, его востребованность и достижения. Плюс у нас хорошие жилищные условия. Построена гостиница, в которой недавно жили лидеры экономик на саммите. В частности, там есть 30 больших апартаментов площадью 250 м2 с видом на море, бухту, лес. Теперь будем предоставлять их лучшим преподавателям, которые к нам приедут.

Университет готов предложить приезжающим профессорам постоянную работу, но в силу загруженности и занятости у многих из них есть возможность сотрудничать только в формате visitor professor. Т.е. они приезжают и читают курсы в течение семестра, оставляя нам весь образовательный контент, который доступен в системе «Электронный университет». Плюс мы прикрепляем к приглашённым профессорам наших преподавателей-стажёров. Они работают у них ассистентами в зарубежных университетах, набираются опыта и знаний. В перспективе, через год или два, в ДВФУ они смогут вести курсы в магистратуре.

Вы просчитывали расходы университета на приглашённых иностранных преподавателей? Это всё-таки очень затратное мероприятие.

– Я не могу точную цифру сказать. У нас есть пятилетняя программа развития, по которой университет получает из федерального бюджета по 1 миллиарду рублей в год. Большая часть этих денег будет направлена (и сейчас направляется) на развитие человеческого капитала, в частности приглашение иностранных преподавателей.

РЕЙТИНГ

4.20
голосов: 5

Галереи

Круглый стол «Стратегическое планирование развития ВУЗа в контексте модернизации высшего профессионального образования РФ», 30 марта 2012 года

На круглом столе, организованном центром «Открытая экономика» в здании Минобрнауки России, обсуждались программы стратегического развития вузов.

28 фото

Обсуждение