Наука и технологии России

Вход Регистрация

Операция «Кооперация»

Господдержка кооперации вузов и крупного бизнеса продолжится. В ближайшие три года на неё планируют потратить 18 миллиардов рублей. Слухи о смерти инноваций в России преувеличены, уверены участники прошедшей на днях выставки-конференции по итогам двухлетней реализации постановления Правительства РФ № 218.

Дмитрий_Ливанов_и_Ольга_Голодец Дмитрий Ливанов и Ольга Голодец убеждены: брак вузов и бизнес-корпораций будет долгим и плодотворным

Есть контакт! Есть контракт!

Высокопоставленные чиновники отметили, что два года назад проект постановления вызывал серьёзные споры и опасения.

– Были сомнения, были переживания: смогут ли наши вузы работать с ведущими промышленными компаниями? Ведь это требует нового оборудования, новых технологий, новых людей, нового управления. Но с большим удовольствием скажу: программа удалась! – заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

По его словам, отраслевая наука в России практически перестала существовать. Поэтому ведущие университеты должны генерировать новые идеи и готовить кадры в соответствии с запросами промышленности – и нынешние молодые специалисты уже через 10–15 лет поднимут российские предприятия на новый технологический уровень.

– Особенно радует, что у программы есть абсолютно конкретные результаты, понятные каждому человеку! Наука может развиваться только тогда, когда востребована обществом и производством! – отметила вице-премьер Ольга Голодец, куратор «социалки» в правительстве.

Недавно начался новый этап реализации 218-го постановления. Уже поступило более 500 заявок. Их приём завершится через неделю. Причём теперь на господдержку могут претендовать не только учебные заведения, но и научно-исследовательские организации.

По итогам конкурса около 100 совместных проектов высших учебных заведений и крупных корпораций в ближайшие три года получат финансирование из федерального бюджета в размере 18 миллиардов рублей, в том числе в 2013 году – 5 миллиардов, в 2014 году – 6 миллиардов и в 2015 году – 7 миллиардов. Компании должны вложить в проекты собственные средства, как минимум равные господдержке.

Справка STRF.ru:
Предварительные итоги реализации Постановления № 218
В 2010–2012 годах объём государственных субсидий для 92 проектов составил около 16 миллиардов рублей, объём софинансирования со стороны бизнеса – около 18 миллиардов рублей.
К реализации НИОКТР в 2010–2012 годах было привлечено 3936 работников вузов, 1733 молодых учёных, 1868 студентов, 718 аспирантов. В 2012 году создано 2488 новых рабочих мест, в том числе 1484 рабочих места для молодёжи.
Опубликовано почти 2000 работ, в том числе 1489 – в российских журналах, 329 – в зарубежных. Подано 475 заявок на патенты, получено 283 патента

Казань: катализ инноваций

В кооперации с бизнесом активно участвует Казанский федеральный университет. Он объединяет 18 институтов с двумя сотнями кафедр, где учится более 47 тысяч студентов и 1330 аспирантов. Научно-педагогический состав насчитывает свыше 3200 человек. Приоритетные направления развития вуза – биомедицина, нефтяные технологии и IT. Он занимает седьмое место среди российских университетов по общему числу публикаций в базе Scopus. Такие данные привёл Данис Нургалиев, проректор КФУ.

Более 200 сотрудников вуза приняли участие в трёх проектах по 218-му постановлению. Объём бизнеса на их основе к 2017 году должен достигнуть 8 миллиардов рублей.

Первый проект шёл совместно с ООО «ТНГ-Групп» и посвящён поиску нефти и газа. Общая стоимость работ – 540 миллионов рублей, бюджетные и внебюджетные средства распределились поровну. Был создан прибор ядерно-магнитного каротажа с использованием криогенных технологий. Разработки не оригинальны, нечто подобное есть у фирмы «Шлюмберже».

Второй проект выполнялся совместно с ОАО «Нижнекамскнефтехим». Оно вложило 262 миллиона рублей, государство – ещё 250 миллионов. Ставилась цель повысить эффективность производства синтетического изопренового каучука. Для этого был создан завод, производящий железокалиевые катализаторы дегидрирования изоамиленов. Они позволяют увеличить объём и качество продукции, снизить энергопотребление на 7%. Уже достигнут экономический результат – экономия 300 миллионов рублей за год благодаря 300 тоннам катализаторов.

Третий проект с ООО НПП «Тасма» – разработка базы производства фоторегистрирующих материалов для аэрокосмической съёмки, медицины и дефектоскопии. Стоимость проекта – 96 миллионов рублей, половина суммы получена из федерального бюджета. Для перехода к промышленным масштабам изготовлена опытная установка синтеза фотоэмульсий с реактором на 500 литров. В идеале светочувствительность материалов планируют увеличить на 30–50%, разрешающую способность – на 10–20%, производственные затраты серебра снизить на 15–30%.

Тоннель с двух сторон

Анна Жаркова, заместитель генерального директора ABBYY, рассказала о создании систем машинного перевода, семантического поиска и анализа данных. Базовыми языками были английский и русский, затем исследователи взялись за немецкий и французский. Исследования в области компьютерной лингвистики фирма ведёт уже 15 лет, сейчас на них тратят 27% дохода.

Особенность семантического поиска – первичная роль смысла запроса, а не конкретных ключевых слов. Например, нет принципиальной разницы между словосочетаниями «шпион из Англии» и «британский шпион».

Проект идёт совместно с МФТИ, что неудивительно: физтеховцы стояли у истоков компании и сейчас составляют большую часть её топ-менеджмента. Сотрудники компании читают курсы на физтеховской кафедре распознавания изображений и обработки текста, основанной шесть лет назад. А в нынешнем году при участии ABBYY открыты кафедры компьютерной лингвистики в МФТИ и в РГГУ: тоннель предполагают рыть с двух сторон – инженерной и гуманитарной.

Десант репрессантов

Барасби Карамурзов, ректор Кабардино-Балкарского государственного университета, поведал о том, при каких невесёлых обстоятельствах зародился научный потенциал этого старейшего на Кавказе университета:

– Университету повезло: в 1957 году у нас высадился «десант» репрессированных учёных, получивших небольшое послабление. В Москву перебраться они не могли, но у нас им разрешали работать.

Сегодня КБГУ – лидер среди вузов Северо-Кавказского федерального округа по объёму научно-исследовательских работ: в 2011 году этот показатель достиг 235 миллионов рублей. Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава выше средней заработной платы по экономике региона на 134%.

Проект по 218-му постановлению вуз ведёт вместе с ЗАО «Кавказкабель». Было открыто производство трёх видов материалов с повышенной теплостойкостью, огнестойкостью и барьерными свойствами: нанокомпозитных полимеров для изоляции, оболочки и заполнения кабеля.

Один миг двух глаз

Причина 75% авиакатастроф – человеческий фактор, из них 70% приходится на ошибки лётчиков, неправильные решения, принятые в критический момент. Такую статистику привёл Александр Ефремов, декан факультета авиационной техники Московского авиационного института. Снизить риск трагедий позволяет комплекс моделирования режимов точного пилотирования, созданный вузом совместно с ОАО «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ». Он позволяет виртуально воспроизвести дозаправку в воздухе, полёт строем, посадку, рулёжку по палубе авианосца. Подробнее о проекте можно прочесть в материале NewScientist «Мне бы в небо».

Авиатренажёр впервые в мире был оснащён стереоскопической системой визуализации окружающей обстановки. Она позволяет сэкономить значительные средства. Ведь дозаправка в воздухе – операция не только опасная, но и дорогостоящая: один тренировочный полёт обходится более чем в 2 миллиона рублей.

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 2

Галереи

Испытания гоночного автомобиля МАМИ на Дмитровском автополигоне

12 июля 2012 на Дмитровском автополигоне НАМИ прошли испытания гоночного автомобиля Iguana EVO 4 класса «Формула Студент». Болид разработан студентами Московского машиностроительного университета (МАМИ) для участия в европейских соревнованиях Formula SEA на трассе Red Bull Ring в австрийском Штильберге в конце июля 2012 года.
Масса машины 240 кг, объём двигателя 610 см3, разгон 0-100 км/ч за 4 секунды, максимальная скорость 140 км/ч

37 фото

Обсуждение