Наука и технологии России

Вход Регистрация

Маховик инноваций в МИСиС крутит американец

Год назад в НИТУ «МИСиС» открылся Центр по коммерциализации технологий. Им руководит американец Пейдж Хеллер, ранее возглавлявший аналогичный офис в Texas A&M University. Он поделился радужными взглядами на судьбы вузовского бизнеса в России.

Пейдж_Хеллер Пейдж Хеллер верит в сказочность заложенной Медведевым инфраструктуры инноваций

Справка STRF.ru:
Центр по коммерциализации создан по гранту, выигранному университетом в конкурсе программ развития инновационной инфраструктуры вузов (Постановление Правительства РФ № 219 от 09 апреля 2010 года)

Почему вы здесь, в Москве?

– Хороший вопрос! Я здесь, потому что вижу у вашей страны огромный потенциал. Когда я приехал в Россию первый раз, то не очень понимал, чего ожидать. Мы побеседовали с ректором МИСиС Дмитрием Ливановым, он предложил мне встретиться с директорами вузовских институтов и профессорско-преподавательским составом. Уже к полудню я понял: коммерциализация технологий тут не слишком развита. Но после этого я выступил с докладом перед 25 молодыми сотрудниками и студентами. И я увидел искру в их глазах! Негативное впечатление сменилось позитивным. Так что здесь я, по большому счёту, ради молодёжи. Я верю, что именно они олицетворяют будущее России.

Какого рода бизнес вы вели в США?

– Я владел несколькими фирмами, выпускающими электронику. Пытался руководить как исполнительный директор двумя компаниями одновременно и просто «сгорел», истощился. Нагрузка была слишком велика. Тогда я закрыл компании и перешёл в университетский центр коммерциализации. Представляете: на то, чтобы создать четыре компании самому, мне понадобилось 18 лет, а в университете мы «запускали» по четыре компании в год!

Всё-таки: почему вы покинули Техас и решили работать в России? Здесь больше платят?

– На самом деле – нет. Оплата примерно одинаковая. Но я верю, что России моё присутствие будет выгодно. Я хочу принести своего рода дар вашей стране. В долгосрочной перспективе я вижу её союзником Соединённых Штатов. Для этого стоит в первую очередь укрепить российскую экономику. Конечно, моя роль в этом будет очень небольшой.

Откуда столько оптимизма?

– По-моему, инфраструктура, заложенная Дмитрием Медведевым за его президентский срок, просто сказочная. Она должна вывести Россию на первое место по инновационному потенциалу среди стран БРИКС. Об этом говорят аналитики.

Инновационный_потенциал_среди_стран_БРИКС_Презентация_Пейджа_Хеллера

Бенджамин Иоффе, предприниматель и эксперт в области цифровых технологий, сравнил экосистемы бизнеса США и стран Азии по шести критериям: рынок, капитал, кадры, культура, законодательство, инфраструктура. Я провёл такие же исследования относительно России.

Экосистемы_бизнеса_России_Презентация_Пейджа_Хеллера
Единица соответствует экосистеме бизнеса в Кремниевой долине

На первый взгляд, показатели не слишком велики. Но если посмотреть на динамику, потенциал вашей страны быстро растёт. Рынку должно помочь вступление в ВТО. Капитал утекает из страны, но инновации в состоянии повернуть его вспять. А инфраструктуру улучшат инициативы вроде «Сколково», «Роснано», «Российской венчурной компании», Digital October. Ниже всего культура. Её нужно подтянуть. Она включает четыре аспекта: умение рисковать, восприятие неудач в обществе, предпринимательские навыки самопродвижения, а также присутствие – как бы сказать? – не то чтобы менторов, а высших ориентиров, ролевых моделей, как Стив Джобс.

Кто играет роль такого ориентира в нынешней России?

– В первую очередь представители сферы информационных технологий. Например, Евгений Касперский или Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса». Он хорош тем, что часто выступает на публике. Такие люди есть, но их очень немного. Создавать условия для их появления – часть моей работы. Здесь, в университете, я должен разглядеть будущих гениев и указывать им путь. А вы, медиа, средства массовой информации, должны рассказывать о таких людях.

Что вам удалось сделать за год в НИТУ «МИСиС»?

– В первую очередь мы работали над патентной политикой, которая позволит делиться частью прибыли с изобретателями. Необходимо документировать продвижение технологии из лаборатории в промышленность. Также мы анализируем рынок. Мы уже продумали процесс. Осталось испробовать его на практике. В следующем году мы будем разыскивать технологии и выводить их на рынок, чтобы понять, могут ли они приносить прибыль университету.

Мы уже заключили контракт с небольшой компанией «Стройбис». Они работают с алюминием и его сплавами. Они отыскивают те задачи, с которыми промышленность пока справиться не может, но которые могут быть решены средствами вузовских лабораторий.

Какие направления самые перспективные в МИСиС?

– В основном, как несложно догадаться, это новые материалы: нанопокрытия, материалы с низким коэффициентом трения и антикоррозионные материалы. Кроме того, медицинские исследования. Титановые сплавы для протезов; скобы, клипсы и стенты для хирургии из материалов с памятью формы; вещества, не вызывающие иммунного отторжения. Интересного много, главное – найти механизм применения этих технологий за пределами университета.

Что принесёт наибольшую прибыль?

– Наибольший процент прибыли, конечно, приносит программное обеспечение – затраты на его воспроизведение невелики. А самый большой денежный поток обеспечивают медицинские технологии. Мы пока не знаем, какая отрасль станет самой успешной. Будем стремиться максимизировать прибыль университета, не забывая об интересах промышленности.

Зачем вообще нужна единая вузовская структура по коммерциализации технологий? Недавно мы писали об «алмазном бизнесе» здешней лаборатории сверхтвёрдых материалов – они добились успеха на рынке совершенно самостоятельно…

– Исследователям не всегда хватает подготовки по части бизнеса. Они прекрасно разбираются в науке, но не всегда в бизнесе. В прошлом новые идеи попадали в промышленность просто так, не приносили прибыли и не позволяли инновационному маховику крутиться дальше. Поэтому нужен посредник, кто-то, немного знающий о науке и хорошо понимающий в бизнесе.

В чём главное отличие коммерциализации разработок в российском и американском вузах?

– Моё впечатление такое: россиянам свойственна большая сфокусированность. Целеустремлённость помогает вашим учёным сконцентрироваться на узкой области знаний. Поэтому российские исследования гораздо легче продвинуть на рынок.

Центры коммерциализации есть более чем в 300 американских вузах. Они приносят университетам 2,5 миллиарда долларов на дальнейшие исследования. Чтобы достичь таких показателей, потребовалось 30 лет. Надеюсь, Россия научится на наших ошибках и у вас всё пройдёт быстрее.

РЕЙТИНГ

3.00
голосов: 9

Галереи

Синтез алмазов в МИСиС

Сотрудники лаборатории сверхтвёрдых материалов НИТУ «МИСиС» построили успешный алмазный бизнес. Они не добывают кристаллы из недр земли, а синтезируют их при высоких давлениях и температурах, причём технология нанодисперсного модифицирования позволяет достигать высочайшей в мире стойкости продукции к износу. Затем из синтетических алмазов прямо в лаборатории «кроят» режущие и буровые инструменты, а также сопла для газо- и гидроструйной техники.

15 фото

Обсуждение