Наука и технологии России

Вход Регистрация

Ректоры инженерных вузов решили работать со школьниками

Проблему инженерных кадров обсуждают уже несколько лет на разных площадках. Даже президентскую программу разработали. Но ситуация так и не меняется. Школьников по-прежнему не заманишь в технические вузы, в лучшем случае туда идут слабые троечники, а молодые специалисты не спешат на производство. Что делать?

«В последнее время высказывается масса непонятных идей. Например, предлагается отправлять на обучение за рубеж студентов 4–5-го курсов (проект Агентства стратегических инициатив. – STRF.ru), – отметил на заседании в Общественной палате РФ член бюро правления Союза машиностроителей России Андрей Зверев. – Как будто недостаточно того, что в российских вузах свои кафедры имеют “Интел”, “Самсунг” и многие другие высокотехнологичные компании, которые просто-напросто крадут наши мозги. Этой же цели способствует, на мой взгляд, и “Сколково”. Присутствие там грандов мирового хай-тека направлено исключительно на отбор и селекцию наиболее интересных и перспективных проектов. Нам нужно выработать какую-то альтернативу этому губительному процессу. Без кадров все планы по модернизации России останутся пустым звуком».

Надо начинать работать со школьниками, считают эксперты, популяризировать среди них инженерное дело. «В последние годы менее 20% московских школьников сдают ЕГЭ по физике. В технические вузы поступают немотивированные студенты с плохим знанием профильных предметов, – сказал ректор МГТУ “Станкин” Сергей Григорьев. – Усиление работы со школой – для нас одна из основных задач. На базе Станкина и ещё десяти московских вузов сейчас формируются базовые центры технологической подготовки, где будут обучаться школьники. На эти цели уже выделено около 100 миллионов рублей. Одновременно в фонде Бортника стартовала программа МОСТ, направленная на разработку и внедрение учебного оборудования, повышение интереса детей к инженерной деятельности».

«То, что в технические вузы идут немотивированные студенты, объясняется отсутствием профориентации в школе, – уверен представитель фонда «Вольное дело» Максим Петров. – Чтобы решить эту проблему, в 2008 году мы запустили общероссийскую программу «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Как мы увидели на своём опыте и на опыте коллег из других стран, это мощный мотивационный стимул. В прошлом году я был на международных соревнованиях по робототехнике в Объединённых Арабских Эмиратах. В последние годы там тратят колоссальные деньги на развитие школьной и студенческой робототехники. Когда я спросил у шейха, занимающего в ОАЭ должность, аналогичную нашему министру образования, зачем они это делают, ответ оказался предсказуем. С раннего возраста дети ОАЭ владеют либо стадом верблюдов, либо нефтевышкой. Соответственно, мотивация учиться, тем более получать научно-техническое образование, у них очень низкая. Изучив потребности учеников, в Арабских Эмиратах выяснили, что робототехника – одно из немногих направлений, которое интересно молодёжи. Поэтому они и стали его развивать. К тому же эта сфера деятельности включает в себя механику, электронику, программирование и многое другое. И во всех этих областях дети получают не только знания, но и практические навыки».

Российские дети тоже проявляют интерес к робототехнике. За четыре года существования программы количество команд выросло с 24 до более чем 800, участников – с 350 до более чем 10 тысяч. Организаторы провели четыре всероссийских робототехнических фестиваля. В последнем участвовало 1,5 тысячи человек – это уже отобранные, лучшие из лучших, победители соревнований. Но нам есть куда расти, считает Петров. В США на подобном же мероприятии собирается 50 тысяч человек. Активное участие там принимают так называемые скауты – представители крупных компаний, которые подыскивают себе талантливых ребят. В России предприятия пока не проявляют активности.

Конечно, компаниям гораздо интереснее работать с вузами, где они могут себе подобрать толковых специалистов из числа студентов. «В наш холдинг входит 80 предприятий, работающих в разных отраслях науки и техники. Так что у нас широкая сеть вузов-партнёров – их около 40 по всей стране, – сообщил заместитель гендиректора ОАО «Российская электроника» Арсений Брыкин. – На наших предприятиях работает 15 базовых кафедр ведущих отраслевых вузов, включая и регионы. Студенты проходят у нас практику. Мы понимаем, что надо начинать работать ещё и со школой – пропагандировать инженерное образование среди учеников. Займёмся».

Дальнейший разговор об инженерах не блистал оригинальностью. Предлагалось популяризировать профессию инженера, снимать о них фильмы и тому подобное. Всё это, конечно, правильно. Вот только в эффективность слабо верится.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Галереи

Как начинался завод «Ангстрем»

Первый из немногих советских и российских микроэлектронных заводов, зеленоградский «Ангстрем», выпустил первые интегральные схемы в 1963 году. На уникальных архивных кадрах – строительство и первые дни предприятия, которое в первые годы было просто «почтовым ящиком» и во всех документах именовалось «НИИ-322 с заводом».

10 фото

Обсуждение