Наука и технологии России

Вход Регистрация

Стимулы для аспирантуры

Эффективность работы института аспирантуры в России чрезвычайно низка. Как переломить ситуацию, рассуждает Сергей Кадочников, директор Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета, доктор экономических наук, профессор. Этот комментарий служит продолжением опроса, начатого в статьях «Как реформировать российскую аспирантуру» и «Особенности национальной защиты».

Сергей_Кадочников
Сергей Кадочников предлагает ввести правило, по которому попасть в аспирантуру можно только после получения магистерской степени

Во-первых, в России это не образовательная ступень, как в наиболее развитых экономиках мира (там это называется – обучение на программе PhD, или по докторской программе), а формат написания кандидатской диссертации. Аспирантская подготовка в России подразумевает прохождение лишь курсов по английскому языку, обычно это по старинке делается в форме сдачи так называемых тысяч – перевода какого-то научного текста на английском языке и пересказа его преподавателю; часто отсутствуют какие-либо занятия по приобретению навыков презентации либо подготовки статьи на иностранном языке, а также философии и методологии науки (бывший курс марксистско-ленинской философии). Как правило, отсутствуют специализированные профессиональные курсы из научной области аспиранта. Совершенно по-другому обстоят дела во многих хороших зарубежных университетах, где в докторские программы интегрированы программы магистратуры: общая длительность такой программы может составлять около 5 лет с интенсивностью аудиторных учебных занятий от 12 до 24 часов в неделю. Естественно, такие образовательные программы имеют совсем другой результат с точки зрения качества подготовки диссертаций.

Во-вторых, существующая система экономических стимулов не способствует эффективности аспирантуры. В то время, когда в СССР ввели аспирантуру, стипендия аспиранта была сопоставимой со средней зарплатой в экономике. Сейчас же каждый аспирант вынужден работать не на одной работе и на подготовку диссертации времени остаётся совсем немного. Конечно, есть и исключения. Если аспиранту повезло с научным руководителем и коллективом, которым удаётся выигрывать научные гранты, и аспирант оказывается включённым в реализацию хорошо финансируемых научных проектов (причём тема научной работы аспиранта соответствует тематике грантов), то низкая аспирантская стипендия с лихвой компенсируется достаточным доходом от научной работы.

Как сделать аспирантуру более эффективной? Можно выделить два основных направления изменений: усиление образовательной составляющей в аспирантской подготовке и изменение системы экономических стимулов в пользу научной работы.

Первое направление – усиление образовательной составляющей. Здесь очень важно укрепление взаимосвязи с относительно недавно введённым в России институтом магистратуры. Не исключено, что потребуется ввести правило, по которому попасть в аспирантуру можно только после получения магистерской степени. С одной стороны, это усилит академические требования к аспирантам. С другой, это будет стимулировать и развитие магистратуры в России, что очень важно. Безусловно, Россия должна будет перейти к трёхступенчатой модели образования в рамках Болонского процесса, добавив к уже более-менее привычным бакалавриату и магистратуре ещё и аспирантскую образовательную ступень. Формально уже сейчас кандидатскую степень присваивает диссертационный совет, хотя и в этой системе роль централизованных федеральных регулирующих структур, в первую очередь ВАК РФ, остаётся чрезвычайно высокой. Если останется модель присвоения кандидатской степени государством, а не университетом, тогда должны будут введены и достаточно жёсткие государственные образовательные стандарты применительно к аспирантской подготовке. Содержание образовательной программы в аспирантуре должно также кардинально измениться; большинство дисциплин в этой программе должно отражать содержание соответствующей научной области. Естественно, что такая образовательная программа должна стать очень «дорогой» или выгодной для преподавателей профильных научных областей. Разработка и чтение курсов аспирантской подготовки должны учитываться с высоким поправочным коэффициентом в нагрузке преподавателей.

Второе направление изменений – экономические стимулы для аспирантов. И здесь, конечно, проблему не решить только высокими аспирантскими стипендиями, что является необходимым условием. Не менее важно введение новой модели финансирования в целом высшей школы, что, в частности, включает введение системы так называемого эффективного контракта с преподавателем, это должно долгосрочно стимулировать повышение научной квалификации преподавателей.

РЕЙТИНГ

2.14
голосов: 7

Галереи

Люди в науке. Искусство науки - 2011

Работы участников конкурса

93 фото

Обсуждение