Наука и технологии России

Вход Регистрация

Клубно-образовательная история

После окончания Санкт-Петербургского госуниверситета телекоммуникаций Сергей Дмитриев проработал в нескольких IT-компаниях и понял, что надо заниматься образованием. Нет, не своим – хотя это никогда не помешает, – а студентов. Знаний, которые они получают в вузах, катастрофически не хватает для успешной карьеры. Технологии настолько быстро меняются, что ни одному даже самому прогрессивному преподавателю не угнаться за всеми новинками. Вместе с другом Николаем Вяххи он решил запустить образовательную программу Game|Changers (в переводе – меняющие правила игры). Это было в 2010-м. Первый год проект существовал за счёт сбережений Сергея. Изначально решили сделать обучение бесплатным. И никакие «корочки» студентам выдавать не будут – так захотели сами учащиеся.

Сергей_Дмитриев
Сергей Дмитриев: «Философия нашего проекта – найти и помочь реализоваться тем людям, которые способны изменить правила игры, то есть оказать значительное влияние на IT-индустрию и смежные области». Здесь и далее – фото Game|Changers
Справка STRF.ru:
Game|Changers – межвузовская образовательная программа по подготовке междисциплинарных специалистов в области информационных технологий. Задача – сформировать у них целостное представление об IT-индустрии и её развитии. Генеральный партнёр программы – РВК. Также поддержку оказывают компании OpenWay Group, i-Free, JetBrains, EMC2 и Deloitte. Часть исследований проводится по гранту НИУ ВШЭ. Семинар о передовых технологиях, бизнесе и развитии организуется совместно с Центром предпринимательства США–Россия. Мероприятия проходят в Санкт-Петербурге на территории партнёров программы, в том числе в офисе «Яндекса» и бизнес-инкубаторе «Ингрия», в вузах: НИУ ИТМО, АУ РАН, ВШМ СПбГУ

Сразу хочу оговориться по поводу «корочек». Это первое, что меня поразило в этой истории – сильно отличается от всего того, что предлагается на нашем образовательном рынке. В последнее время много говорят о псевдовузах, которые не дают реального образования, а занимаются продажей дипломов. В этом заинтересованы далеко не только учебные заведения, но и немалая часть студенчества. В программе Game|Changers участников явно привлекает не возможность получить дополнительный сертификат, о котором для пущей важности можно будет написать в своём резюме.

«Мы, возможно, в этом смысле уникальны, потому что не выдаём никаких бумаг о прохождении курса, – поясняет Сергей Дмитриев. – Хотя в первый сезон предложили студентам: “Если хотите какое-то свидетельство – нарисуйте, мы поставим свои подписи”. Не стали рисовать. Для них гораздо важнее стажировки в компаниях, опыт, знания, контакты. Их профили в LinkedIn говорят больше, чем какой-либо лист бумаги с печатью».

Из консерватории в айтишники

В первый сезон, или учебный 2010/2011 год, в программе приняли участие девять человек. Во второй их количество увеличилось до 20, причём на каждое место претендовало до шести студентов. Информацию о программе распространяют через объявления в вузах, газеты и соцсети – например, ВКонтакте уже почти 500 подписчиков. Отбор жёсткий, требования серьёзные. Для начала кандидату нужно заполнить заявку на английском языке и написать мини-эссе по заданным темам. После этого предстоит пройти собеседование с кураторами и преподавателями программы, в числе которых – представители компаний-партнёров. И опять же – блеснуть знаниями языка.

Александра_Вачнадзе
Александра Вачнадзе променяла консерваторию на IT-бизнес

«Большинство документации, которая связана с программой, – материалы для самостоятельной работы, домашние задания, переписка – всё идёт на английском, – уточняет Сергей. – Это делается для того, чтобы студенты с самого начала были максимально погружены в глобальный контекст. Мы ориентируемся на активное взаимодействие с зарубежными партнёрами, совместные проекты. В IT всё меняется настолько быстро, что успевать можно, только если основной язык для коммуникации – английский. Кроме того, мы готовимся к тому, чтобы стать международной программой, поэтому и сайт у нас на английском, чтобы иностранные партнёры и студенты могли понять, чем мы занимаемся».

Для участия в программе приглашают не только айтишников, но и дизайнеров, экономистов – всех, кому интересна тема бизнеса в области IT. Например, в одном из прошлых наборов была выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории Александра Вачнадзе. Сейчас она учится в магистратуре Высшей школы менеджмента СПбГУ по направлению «информационные технологии и инновационный менеджмент». О Game|Changers вспоминает с теплотой: «Это уникальная площадка для взаимодействия студентов с экспертами, которые открыто делятся опытом и дают реальное представление о своей деятельности. Для меня программа стала проводником в мир технологических инноваций и стимулом для дальнейшего развития в этой области. Также благодаря программе я встретила много увлечённых и творческих людей, с которыми приятно работать, общаться, создавать новые проекты и совместно изменять мир к лучшему».

Для участников программы занятия устраивают раз в неделю, длятся они около четырёх часов. Проводятся они либо в офисах компаний, либо в вузах-партнёрах – ИТМО, Санкт-Петербургском политехе, Академическом университете РАН, Высшей школе менеджмента СПбГУ. У студентов есть возможность пообщаться с руководителями ведущих компаний, узнать, как устроен бизнес изнутри, с какими подводными камнями могут столкнуться молодые предприниматели. Программа рассчитана на два семестра: первый отводится теории, второй состоит из выпускной работы и стажировки. Плюс ко всему – студентам приходится выполнять объёмные домашние задания, которые по времени занимают часов 8–10.

Занятия_в_непринуждённой_обстановке Вот в такой непринуждённой обстановке проходят занятия

«Наша программа в большей степени носит просветительский характер. Студентам очень нравится ходить на экскурсии в компании, общаться с экспертами. А вот выполнять домашние задания и вести свой собственный проект не всем хочется. Таких мы отчисляем. В первый год их было двое, во второй – шестеро», – не без гордости сообщает руководитель программы Game|Changers.

Кстати, для всех желающих периодически устраивают открытые семинары, а также выездные школы NerdCamp на берегу Финского залива.

Философия проекта

Главным преимуществом своей программы Сергей Дмитриев считает гибкость. В отличие от вузовских курсов, которые оторваны от индустрии, здесь есть возможность адаптироваться под быстро меняющиеся технологии, встраивать их в учебный процесс, учитывать современные тренды. Например, с прошлого года включили спецкурс по бурно развивающейся во всём мире биоинформатике. «Специалисты, которых мы подготовим по программе, смогут создавать стартапы, развивать это направление в крупных компаниях, – говорит Сергей. – Хотя по большому счёту для нас не важно, будет ли потом наш выпускник делать свой стартап, пойдёт работать в консалтинг или займётся исследованиями в лаборатории. Важно, чтобы его подход к работе был предпринимательским, чтобы вместо проблем он видел возможности и пути развития. Философия нашего проекта – найти и помочь реализоваться тем людям, которые способны изменить правила игры, то есть оказать значительное влияние на IT-индустрию и смежные области».

В настоящее время идёт набор студентов на третий сезон. В отличие от предыдущих двух обучение будет длиться два года – с 2012-го по 2014-й. Ключевые темы: введение в IT-индустрию, биоинформатика, цифровые производственные лаборатории, электронные платежи и IT в банках, экосистемы и предпринимательство, а также будущее образования.

По словам Сергея, на ближайший год важная задача – повысить системность базового курса «Введение в индустрию IT» и развить тематические блоки, включая упомянутую биоинформатику. А на более длительную перспективу – выйти на международный уровень. Уже в этом сезоне к учёбе привлекут иностранных студентов, которые по обмену приезжают в Петербург на один или два семестра. Также готовятся выездные занятия в Европе.

Занятия_в_увлечённой_обстановке Или в такой увлечённой

«Я не знаю, перерастёт ли наша программа в образовательный центр, – признаётся Сергей. – В Петербурге уже есть очень успешный опыт создания сильного центра дополнительного образования – Computer Science Center, которым руководит Александр Куликов. Его работа, конечно, нас вдохновляет. Мне бы хотелось, чтобы наша программа постепенно переросла не только и не столько в образовательный центр, сколько в исследовательско-проектную лабораторию, способствующую развитию студентов, компаний и вузов. Возможно, тогда мы расширим зону своего влияния и на Москву. Нам периодически говорят, что нас там не хватает. Но пока мы к этому не готовы – нужен сильный кураторский состав, который будет работать там постоянно».

Сейчас Сергею и его команде приходится решать массу организаторских вопросов. На каждый новый сезон нужно искать финансирование, договариваться о сотрудничестве с компаниями. Кураторы тратят своё время на проект исключительно из благотворительных соображений. За занятия им никто не платит. Мотивация простая: интересно работать с молодёжью, ну и, конечно, есть возможность привлечь в свою компанию самых талантливых и перспективных.

Для самого Сергея Дмитриева программа – не способ зарабатывания денег, а увлекательная сфера деятельности, которой он готов посвятить ещё не один год. «Game|Changers для меня – основной проект на долгое время, – говорит он. – Конкретные роли и сферы ответственности могут меняться, но фокус на этой программе будет сохраняться. За пределами Game|Changers интересно участие в экосистемных историях, сейчас я вхожу в наблюдательный совет магистерской программы по технологическому предпринимательству в НИУ ИТМО и программный комитет конференции “Преподавание IT в России”, которую проводит АП КИТ. В прошлом году вместе с Юрием Лифшицем, учёным-исследователем из “возвращенцев”, сделали квартирный проект HomeWork, уже без моего участия эта площадка переросла в “Зону действия” – коворкинг-центр и образовательный клуб, занявший этаж по соседству с лофт-проектом “Этажи”. Такие истории получается делать в качестве хобби. Сейчас готовим ещё одну клубно-образовательную историю».

РЕЙТИНГ

4.17
голосов: 6

Галереи

Люди в науке. Искусство науки - 2011

Работы участников конкурса

93 фото

Обсуждение