Наука и технологии России

Вход Регистрация

Новый закон об образовании примут весной 2013 года

Заседание экспертного сообщества с участием премьер-министра Дмитрия Медведева состоялось сегодня, 25 июля, в НИУ ВШЭ. Эксперты обсуждали проект ФЗ «Об образовании». Завтра его рассмотрят в Правительстве и до конца июля всё-таки внесут в Госдуму.

Законопроект об образовании обсуждался около двух лет. В результате документ сократили вдвое – с 400 до 200 страниц. После всевозможных обсуждений на различных площадках, включая интернет-сайты, поступило свыше 11 тысяч поправок. «Пора ставить точку, – сказал Дмитрий Медведев. – Принципиальные вещи учтены. Документ, по мнению большинства специалистов, готов к передаче его в Госдуму».

Новый ФЗ закрепляет лучшие практики в образовании, в частности электронные и дистанционные формы обучения. Он предусматривает процедуры независимой оценки качества образования, участия в лицензировании и аккредитации работодателей. В законе впервые закрепляется правовой статус учителя – начиная от социальных гарантий, достойного вознаграждения, обеспечения уровня зарплаты не ниже среднего по региону и заканчивая возможностями использовать авторские подходы в обучении, выбирать учебники и т.д.

Приоритет отдаётся инклюзивному образованию, обучению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах, особое внимание также уделяется одарённым детям. Новый закон регламентирует бесплатность образования. Количество бесплатных часов в школе увеличивается до 37. При этом авторы документа не закрыли возможность для школы оказывать дополнительные услуги. Причём платить за них будут не только родители, но и субъекты РФ.

В законе предусмотрено широкое разнообразие образовательных программ – каждому учащемуся будет предоставляться право формировать свой перечень предметов. Этого удастся добиться за счёт механизмов сетевого обучения. Как конкретно на практике будет использоваться эта норма, предстоит прописать в подзаконных актах, пояснила заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. Их начнут разрабатывать уже к концу 2012 года, разместят на сайте Минобрнауки России и тоже проведут серию общественных обсуждений.

На рассмотрение депутатов законопроект об образовании поступит уже в июле. По предварительной договорённости министерства с профильными комитетами первое чтение состоится в середине ноября. Примут новый ФЗ, скорее всего, в весеннюю сессию 2013 года. Параллельно внесут поправки ещё в сотню законов.

Доработка законопроекта об образовании на этом не закончится. Обсуждение продолжится на сайте Edu.crowdexpert.ru

Депутат Госдумы РФ Олег Смолин напомнил, что существует ещё и альтернативный проект закона об образовании, который разработала КПРФ. Коммунисты подготовили сравнительную таблицу двух проектов. В ней 76 позиций: по 10 тексты совпадают, по 42 кардинально различаются, по остальным есть пересечения. Главный камень преткновения – ЕГЭ. В законопроекте предлагается утвердить ЕГЭ на добровольной основе, отказаться от тестов и ввести устные ответы по гуманитарным предметам. Вернуть уровень начального профобразования, который выпал из правительственного проекта. Продумать процедуру присоединения вузов. «Нет доказательств, что крупные вузы работают качественнее», – заметил Смолин.

Депутат предложил разместить на сайте Открытого правительства оба варианта законопроектов и устроить голосование.

Дмитрий Медведев усомнился в целесообразности проведения голосования. По его мнению, будет нерепрезентативная выборка. По многим остальным вопросам поддержал Смолина. «Отношение к ЕГЭ у меня постоянно меняется, – признался Дмитрий Медведев. – Сегодня для меня очевидно, что госэкзамен должен совершенствоваться. Его можно наполнить разными элементами, в том числе добавить вербальный компонент по гуманитарным дисциплинам».

Ухудшается ситуация в образовании или нет? На этот вопрос вряд ли хоть один здравомыслящий человек даст однозначный ответ, считает премьер-министр. Очевидно одно, что уровень финансирования образования за последние 5–7 лет вырос. Темпы снижать нельзя. При этом важно, чтобы деньги эффективно расходовались. Приоритеты должно выбирать профессиональное сообщество.

На совещании обсудили ещё много вопросов. В частности, Дмитрий Медведев спросил у экспертов, как бороться с коррупцией в образовании. Оказалось, что рецепта ни у кого нет. Решили в рамках Открытого правительства создать рабочую группу, которая будет думать над решением этой проблемы.

РЕЙТИНГ

1.77
голосов: 26

Обсуждение