Наука и технологии России

Вход Регистрация

У олимпиадников отберут льготы

Вопреки расхожему мнению, школьники участвуют в олимпиадах не для того, чтобы воспользоваться льготами при поступлении в вуз, утверждают организаторы интеллектуальных соревнований. Более того, со временем все льготы для победителей могут отменить.

Олимпиады вместо ЕГЭ

Лет пять назад, когда в обществе бушевали страсти вокруг ЕГЭ, Виктор Садовничий при поддержке коллег стал развивать в России олимпиадное движение. За проведение интеллектуальных соревнований взялись сами вузы. Объяснялось это заботой о талантах. Но когда за победителями олимпиад закрепили право внеконкурсного зачисления в вузы, то многие восприняли это как желание ректоров обойти ЕГЭ при наборе студентов. В этом, конечно, есть доля правды. Самые умные выбирают самые престижные вузы страны, в том числе МГУ. Но организаторы гордятся тем, что с каждым годом им удаётся расширять количество участников невыпускных классов – в этом учебном году их было около 30 процентов. Очевидно, что эти дети никак не заинтересованы в льготах.

Виктор_Садовничий
Академик Садовничий стоял у истоков олимпиадного движения в стране
Справка:
Олимпиады в вузах проводятся под эгидой общественной организации «Российский совет олимпиад школьников» (РСОШ), созданной в 2006 году. А курирует всю эту деятельность Российский союз ректоров. Ежегодно в РСОШ поступают заявки от вузов, желающих проводить свои олимпиады. Их оценивают крупные учёные. Окончательной перечень олимпиад, которые разрешается проводить вузам в следующем учебном году и по результатам которых победителям могут предоставить право внеконкурсного зачисления в университеты, утверждает Минобрнауки. В 2011–2012 году в перечень вошло 79 олимпиад. Всего от вузов поступило 336 заявок. Итоговый список формируют эксперты – более 300 профессоров из всех федеральных округов, в том числе 61 член РАН.
РСОШ следит за успеваемостью студентов, которые поступают в вузы как победители олимпиад. Уже проведено четыре исследования

«Уже который год мы расширяем возрастной диапазон участников, – говорит генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина. – У нас много примеров, когда младшеклассники становятся победителями олимпиад в разных регионах. Со временем у них накапливается олимпиадное портфолио. Мы стремимся к тому, чтобы к выпускным классам у человека был серьёзный багаж. В конце июня мы награждали лауреатов премии «Талант преодоления». Один мальчик из Оренбургской области за несколько лет принял участие в 15 олимпиадах, как сам он признался – для него это смысл жизни. Наша цель – выявление и поддержка одарённых детей. И важно, чтобы в олимпиадное движение они попадали как можно раньше».

Чтобы искоренить в обществе мнение, что олимпиады – это инструмент для бесконкурсного поступления в вузы, организаторы планируют в перспективе отказаться от льгот для победителей. Они не должны быть целью. Уже в этом году члены Союза ректоров рекомендовали совету олимпиад сократить количество победителей итогового этапа с 10 до 5 процентов, а призёров – с 35 до 15. Это очень серьёзное уменьшение. При этом количество участников олимпиад будет только расширяться.

«В первую очередь мы заботимся о повышении уровня наших олимпиадников, – говорит ответственный секретарь РСОШ Наталья Бочарова. – Из общения с участниками могу подтвердить, что для них льготы – вовсе не основная мотивация. Многие из них даже не знают, что имеют право на особые условия при поступлении в вузы. Перед началом приёмной кампании звонят нам и спрашивают: «А это правда, что у нас какие-то привилегии?»

Как попасть в министерский список

Не только количество победителей уменьшается, но и число олимпиад. В 2008 году проводилось 120 интеллектуальных соревнований, через год – 87. В предыдущие два года их количество не превышало 80. При этом количество участников постоянно растёт и уже превышает 700 тысяч человек. Организаторы стремятся укрупнять олимпиады и делать их более сильными. Этим летом в РСОШ поступило более 300 заявок от вузов, претендующих проводить свои олимпиады в 2012–13-м учебном году. До осени их будут оценивать эксперты – не менее пяти учёных, представляющих хотя бы три федеральных округа. И где-то в октябре Минобрнауки России утвердит новый перечень.

«Ежегодно в перечень попадают новые олимпиады, а те, которые пробыли в нём года 2–3, могут выпасть из списка, – рассказывает Наталья Бочарова. – Отбор, действительно, жёсткий. Иногда система организации олимпиады не развивается. Либо истощается методическая комиссия: не может придумать новые творческие задания – а они должны каждый год меняться, – и наши эксперты оценивают их как недостаточно сложные и интересные. Среди экспертов у нас – видные учёные, академики. В своих областях они знают задания с 50–70-х годов. Естественно, их ожидания гораздо выше средних».

Особенность вузовских олимпиад – междисциплинарность. Чтобы справиться с заданиями, например, по лингвистике, надо знать не только языки, но и математику. А по нанотехнологиям – физику, химию, биологию. У каждой олимпиады есть определённый профиль, соответствующий школьным предметам. Т.е. ребёнок, который изучил программу 9-го класса, может решить задачи. Знаний ему должно хватить. А вот хватит ли ему умения и таланта применить их – другой вопрос.

Ольга_Каширина
Ольга Каширина предлагает, чтобы каждый вуз проводил творческий конкурс для школьников и студентов

Организаторы признаются, что ученик, который никогда не участвовал ни в какой олимпиаде, вряд ли справится с заданиями. Поэтому в олимпиадное движение надо привлекать детей с 5–6-го классов, развивать у них логическое мышление, умения использовать знания из разных предметных областей для решения одной задачи. Олимпиады проходят в два этапа. Первый – обычно заочный. У ребёнка есть возможность, сидя дома, в комфортных условиях, с использованием всей доступной литературы, в т.ч. интернета, попробовать решать задания. Те, кто с ними справится, попадают во второй этап, очный. Все задания потом публикуются в открытом доступе, их, например, могут использовать учителя на уроках.

«В стране много небольших вузов, у которых сохранились научные школы. Важно их не потерять, – считает Ольга Каширина. – Я даже думаю, что надо поставить такую задачу – чтобы каждый вуз участвовал в проведении какого-то научного или творческого конкурса. Не обязательно самостоятельно. Он может объединиться с другим университетом. Мы будем это приветствовать, потому что требования к организаторам олимпиад очень высокие, и одному учебному заведению трудно справиться. В целом необходимо расширять олимпиады и диверсифицировать их. А уж как обеспечить контроль качества, будем думать мы. Надо понимать, что олимпиады – это не только формирование элиты, но и развитие творческого потенциала в каждом ребёнке».

Чтобы вузы не зарывали таланты

Российский союз ректоров собирается развивать олимпиадное движение среди студентов. В вузах необходимо выстроить систему, похожую на школьную. Сегодня талантами там фактически не занимаются. Это показало недавнее исследование РСР. В опросе приняли участие 146 государственных университетов. Изучались практики работы с одарёнными детьми.

«Максимальный уровень вовлечённости в студенческие олимпиады зафиксирован на 1-м курсе, – рассказывает руководитель аналитической службы РСР Борис Деревягин. – Самые активные – студенты специалитета – 35 процентов от всех участников студенческих олимпиад. Конечно, в вузе существует огромное количество других инструментов стимулирования и поддержки талантов. Но они никоим образом не систематизированы и даже не связаны друг с другом. Считается, что в отличие от школьников студенты – люди взрослые и сами могут сориентироваться в профессиональной сфере. А это вовсе не так. Если в вузе нет среды для поддержки талантов, то они просто-напросто перестают себя проявлять».

Студенческие олимпиады, за развитие которых ратует РСР, должны курироваться не только университетами, но и работодателями. В том, что они проявят интерес, организаторы не сомневаются. Каждая здравомыслящая компания стремится привлекать хороших специалистов. У студентов, которые будут участвовать и тем более побеждать в олимпиадах, к выпуску из вуза соберётся приличное портфолио. Для работодателей оно может оказаться гораздо информативнее, чем обычный диплом.

Ещё один довод в пользу олимпиад – интеллектуальные соревнования могут стать частью образовательного процесса, они заменят часть надоевших лекций и семинаров. Это ведь не обязательно должны быть тесты, можно проводить всевозможные конкурсы. Причём привлекать к ним не только студентов из одного вуза, а из нескольких. Если олимпиада окажется интересной, то не исключено, что она в перспективе станет и международной. Для вузов-организаторов – это как минимум вопрос престижа.

Многие вузы уже сейчас изъявили желание участвовать в этой работе. РСР возьмёт на себя функцию координатора точно так же, как и школьных олимпиад. Союз ректоров начал проводить консультации и совещания с корпорациями и крупными компаниями. Скорее всего, к концу года можно будет запустить этот проект в пилотном виде, а к концу следующего – выйти на штатный режим проведения олимпиад.

РЕЙТИНГ

3.44
голосов: 9

Галереи

Лекция Руслана Меджитова 14 мая

Руслан Меджитов, наш выдающийся соотечественник, внес важный и оригинальный вклад в современные представления об иммунной системе и защите организма. Сейчас он работает в медицинском факультете Йельского Университета (США) и Investigator в Медицинском Институте Говарда Хьюза

3 фото

Обсуждение