Наука и технологии России

Вход Регистрация

Поглощённые вузом

Для высшей школы самая обсуждаемая новость последнего времени – объединение вузов. Слабые боятся потерять свой статус и самостоятельность. Сильные с ужасом предвкушают все тяготы реструктуризации. С прошлого года к Университету машиностроения – МГТУ «МАМИ» – присоединили Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ, бывший МИХМ), два колледжа и Федеральный музей профессионального образования. Как прошёл процесс слияния и какое будущее ожидает машиностроительный университет, рассказывает его ректор Андрей Николаенко, который возглавил вуз в 2008 году в возрасте 30 лет.

Андрей_Николаенко
Андрей Николаенко: Во всей этой истории объединения страдает только административно-управленческий персонал. По нашим подсчётам, он сократится примерно на 20 процентов

Как скрестить ежа с ужом

Решение об объединении вузов Минобрнауки приняло в прошлом году, позже в университетский комплекс включили ещё два колледжа – Ивантеевский экономико-промышленный и Тучковский автотранспортный. К новому учебному году реорганизация полностью завершится.

«Идея объединения вузов принадлежит Министерству образования. Но это было не навязанное сверху решение, – утверждает ректор МАМИ. – С нами консультировались. Рассматривалось несколько сценариев. В частности, Университет инженерной экологии хотели присоединить к Российскому химико-технологическому, но в этом случае он бы там просто растворился, потерял своё лицо. При объединении с нами у него есть возможность себя проявить. На самом деле мы не такие разные, как некоторым может показаться. У нас семь схожих направлений подготовки, только с разным уклоном – у них в сторону химии, а у нас – в автомобильную тематику. Мы хорошо друг друга дополняем, так что теперь можем участвовать в различных конкурсах с комплексными проектами».

Почему Университет инженерной экологии потерял самостоятельность? По мнению Андрея Николаенко, вуз замкнулся в себе, он оказался оторван от реальности, от потребностей бизнеса. Одна из главных проблем российской высшей школы – сильная инертность руководителей, которые не понимают свои задачи и цели.

Процедура объединения морально тяжёлая и болезненная для коллектива, признаётся ректор МАМИ: «Мне пришлось неоднократно встречаться с сотрудниками, я обошёл все кафедры университета, чтобы преодолеть негативный настрой. И мне это удалось. Надо быть открытыми, тогда большая часть проблем снимется в ходе обсуждения. В МГУИЭ было шесть факультетов, остаётся три. Я обещал сохранить все перспективные научные направления. Структуру будущего вуза разместил на вузовском сайте, все желающие могли её открыто обсуждать. Во всей этой истории объединения страдает только административно-управленческий персонал. По нашим подсчётам, он сократится примерно на 20 процентов, что приведёт к экономии на содержании ректората присоединённого вуза. Кстати, заодно я провёл оптимизацию и своего аппарата. Свои факультеты я укрупнил и назвал их институтами. Часть кафедр объединил. Все гуманитарные вошли в состав нового института экономики и управления. Также объединил общетехнические кафедры. Профильные, имеющие хороший научный задел, мы оставили как есть, чтобы им не навредить. То есть никак нельзя сказать, что мы “съели” присоединённый вуз. Тем более по потенциалу он не намного хуже нашего. Произошло взаимопроникновение».

Несмотря на все сложности процедуры объединения, плюсов от этого гораздо больше. Вуз будет крупнее, а значит, конкурентоспособнее, у него теперь больше возможностей для получения дополнительных ресурсов. МАМИ уже выиграл программу стратегического развития до 2020 года и проект студенческого самоуправления. Это хороший сигнал, что университет на правильном пути. Здоровые силы консолидируются. Задача объединённого университета – перестроить всю свою работу под нужды машиностроения и конкретных предприятий. Стать гибким к работодателям.

Кто пойдёт в инженеры

Сейчас в вузах проходит приёмная кампания. В этом году в МАМИ планируют принять около 1400 человек на бюджет и примерно 600 на коммерческие места. В вузе уверены, что справятся с планом набора. Хотя, конечно, в условиях ухудшившейся демографии перед техническими вузами очень остро стоит вопрос с привлечением сильных абитуриентов. Судя по результатам ЕГЭ по физике, в инженеры обычно идут слабые троечники.

«В прошлом году средний балл наших абитуриентов достиг 51, – говорит Андрей Николаенко. – Если мы себя позиционируем как ведущий вуз в своём направлении, то не можем себе позволить такие низкие баллы. Задача – выйти на 70. Проблема заключается в не очень качественном преподавании физики в школе. Нам приходится за счёт собственных средств давать первокурсникам дополнительные часы по физике и математике, чтобы подтянуть их школьные знания».

В МАМИ пользуются спросом специальности, связанные с автомобилестроением, сервисом и экономикой. Хотя техническим вузам постоянно сокращают бюджетные места по экономике, но конкурс продолжает расти. В прошлом году поступали абитуриенты с 220 баллами по трём экзаменам. Это твёрдые хорошисты и отличники. У вуза около трети платных студентов, из них почти половина – это экономисты. На непопулярные для Москвы специальности – скажем, литейщиков – поступают в основном студенты из регионов. И здесь МАМИ спасают три общежития. Эти направления подготовки в вузе не хотят закрывать, потому что они обеспечивают единство технологического цикла.

Как выбраться из болота

Главный вопрос – для кого готовит кадры машиностроительный университет в городе, где нет автомобильной промышленности. Где проходят практику студенты и куда устраиваются выпускники?

Раньше у вуза был ряд традиционных партнёров, в том числе ЗИЛ. Дошло до того, что они начали тянуть с университета деньги за студенческую практику. В МАМИ решили в корне перестроить работу с бизнес-партнёрами, создали управление корпоративных связей. Средний возраст его сотрудников – 23–24 года. Начали индивидуально работать с компаниями, подбирая для каждой различные варианты сотрудничества. И очень скоро обнаружили фантастический спрос на свои предложения. Компании выступают как площадки для практик, трудоустройства выпускников, инвесторы проектов. Уже стала своего рода традиция передачи в вуз новых, сошедших недавно с конвейера автомобилей для использования в учебном процессе. Сейчас у вуза восемь иностранных авто.

В настоящее время МАМИ старается активно развивать студенческие практики за рубежом. Начинали с 20 человек в год, сейчас такую возможность могут предоставить почти сотне. Около 320 студентов вовлечены в программы мобильности. В основном связи налажены с Германией. Недавно заключили договор с General Motors – этим летом в его дизайн-бюро поедут работать 20 человек. Ещё 20 пройдут дистанционное обучение.

Таких проектов, в том числе и международных, становится всё больше и больше. Если раньше это были алмазики, то сейчас они растут как грибы. Остров возвышается, и болото уходит.

«Бизнес-сообщество заинтересовано в нашем вузе, – утверждает Андрей Николаенко. – Другое дело, что приходится точечно работать – с каждой конкретной компанией, подстраиваясь под её запросы. Это сложно. Да, в Москве нет предприятий, откуда бы выезжали автомобили. Но здесь проектируют и разрабатывают комплектующие. По городу ездит несколько миллионов автомобилей. Выпускники могут устроиться в любую компанию, связанную со сферой услуг, продаж и т.д.».

Работа на будущее

Идею объединения вузов комментирует директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:

– Объединение вузов – это попытка выйти на новый уровень взаимодействия с бизнесом, уйти от индустриальной модели подготовки кадров. Изменилась экономика, отрасли, точки опоры вузов. К середине 90-х годов мы были страной, где очень многие вузы были подстроены под конкретные отрасли. Сегодня это уже не так актуально. Идея объединять не по профилю, а под задачи кластеров, которые формируются в стране, очень правильна. Издержки объединения – у каждого вуза, имеющего, как правило, 50–70-летнюю историю, есть своя корпоративная культура. Совместить их очень непросто. Люди работают немолодые, обидчивые. Сформировать новый коллектив – крайне сложно. Иерархия, статусы сложились. Меняться многие не готовы.

Второй момент – присоединение слабого вуза часто на какое-то время замедляет развитие сильного университета. На внешнем рынке нужно предъявить новый бренд, зарекомендовать себя, занять свою нишу – а рынки все заняты, никто никого не ждёт. Наверное, только первые выпускники нового университета могут доказать, что этот вуз действительно готовит современных специалистов.

РЕЙТИНГ

2.33
голосов: 6

Галереи

Выставка НТТМ-2012

С 26 по 29 июня на ВВЦ состоялась ежегодная, двенадцатая под счёту, выставка научно-технического творчества школьников и студентов. Свои разработки представили воспитанники кружков при школах и домах детского творчества, а также студенты техникумов и вузов, причём не только технической направленности. На выставке работали эксперты из числа учёных и предпринимателей, отбиравшие наиболее интересные и перспективные проекты.

37 фото

Обсуждение