Наука и технологии России

Вход Регистрация

Вузы вместо конструкторских бюро

В 90-е годы предприятия в большинстве своём потеряли то, что сейчас называют центрами исследований и разработок. Ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Владимир Кутузов считает, что заполнить эту нишу должны технические вузы. Их основная задача, помимо обучения студентов, – развивать прикладную науку.

Владимир_Кутузов
Владимир Кутузов: «Целевой приём и целевую контрактную подготовку эффективнее вести на этапе магистратуры»

Как вы определяли приоритеты программы стратегического развития вуза?

– Задачу обеспечения инженерными кадрами современной России мы понимаем так: нужно привести содержание и структуру инженерного образования в соответствие с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития российской экономики.

При этом необходимо повысить само качество инженерной подготовки. Это непросто, учитывая темпы развития современных технологий. Например, в электронике смена технологий происходит каждые два-три года. Поэтому речь должна идти о создании современной системы непрерывного инженерного образования, что возможно только при тесном взаимодействии вузов и высокотехнологичного сектора промышленности. Поэтому второе, на что мы ориентировались, определяя приоритеты развития вуза, это программы развития крупных компаний и предприятий, с которыми сотрудничает наш вуз. Третьим нашим ориентиром стал собственный анализ перспективных направлений развития науки и технологий в мире.

После этого мы придумали трёхуровневую структуру вуза: исследовательские центры, научно-образовательные платформы, центр прототипирования и контрактного производства. Эта структура легла в основу конкурсной вузовской программы стратегического развития, которая рассчитана на 2012–2016 годы.

Одна из особенностей нашей программы – междисциплинарные исследования. Например, научно-образовательную платформу по энергообеспечению взяли совместно факультет электроники и факультет электротехники и автоматики. Междисциплинарной стала и платформа по медицине – в неё вошли кафедры, занимающиеся биотехнологическими системами, защитой окружающей среды, электронным приборостроением, радиотехникой.

На базе научно-образовательных платформ мы создаем центры прототипирования и контрактного производства. Центры исследований и разработок (проектные конструкторские бюро, отраслевые центры проектирования) предприятия потеряли ещё в 90-х годах. И, возможно, уже не смогут их восстановить. Поэтому вузы технико-технологического профиля обязательно должны участвовать в выполнении опытно-конструкторских и технологических работ по своим направлениям.

В составе нашего центра прототипирования и контрактного производства будут действовать дизайн-центр, ориентированный на проектирование изделий микро- и нанотехники и повышение квалификации кадров в области автоматизированного проектирования электронных компонентов и миниатюрных радиоэлектронных систем, а также лабораторно-производственный комплекс для прототипирования продукции на основе новой элементной базы и процессов двух- и трёхмерной сборки «микросистем в корпусе». Среди первых прототипов, которыми займётся центр, будут миниатюрные движущиеся робототехнические комплексы для контроля и сбора информации в труднодоступных условиях, микролаборатории на чипах для экспресс-диагностики активности антибиотиков, а также создание новой элементной базы радиотехнической электроники.

Теперь о показателях: всё, что зависит только от нас – количество защит диссертаций, публикаций наших учёных и прочее – мы выполним. Это не проблема. Но, учитывая волны кризиса, университету очень тяжело гарантировать объём научных исследований, тем более наращивать его. Проблемы промышленности, например, очень быстро затрагивают прикладную науку. Хотя я уверен, мы справимся и с этим.

Как университету вписаться в экономику своего региона, стать её научно-инновационным ядром?

– С помощью кластеров, конечно. Их у нас в регионе сейчас развивается много и самых разных: от очень крупных, занимающих большой сегмент промышленности и экономики (таких как судостроительный), до небольших (например, кластер медицинского приборостроения). Как правило, в кластерах за вузами закрепляются сегменты подготовки кадров и НИОКР. У нас много лет существует технопарк, объединяющий в настоящее время 26 малых предприятий, которые мы тоже вовлекаем в кластерное взаимодействие.

Сколько у вашего вуза бизнес-партнёров, и как вы с ними взаимодействуете?

– В числе бизнес-партнёров «ЛЭТИ» – более 40 крупнейших высокотехнологичных предприятий региона, среди них: концерн «Океанприбор», ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН, Научно-исследовательский институт телевидения, Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта, Ковровский электромеханический завод и многие другие.

Тесные связи с промышленностью всегда были сильной стороной инженерной школы нашего вуза. Ещё 12 лет назад совместно с рядом крупнейших предприятий и организаций промышленности Санкт-Петербурга университетом была сформирована целевая программа «Стратегическое партнёрство». Она предусматривает финансирование совместных научных проектов и разработок сотрудников предприятий, преподавателей и студентов в рамках целевой подготовки выпускников. У нас созданы экспертно-аналитические советы по основным научно-образовательным направлениям университета с преобладающим участием представителей промышленности. Вместе с предприятиями мы составляем прогнозы потребностей в специалистах, выпускаемых университетом, на два года и на долгосрочную перспективу.

Вуз реализует программы целевой профессиональной подготовки студентов по заказам стратегических партнёров. При этом заключается трёхсторонний договор с участием вуза, студента и предприятия. Форма договора изменяется в зависимости не только от нужд предприятия, но и от желания студента, который может, например, получать от предприятия дополнительную стипендию в обмен на обязательство отработать на нём по окончании обучения определённое количество лет.

Опыт показывает, что целевой приём и целевую контрактную подготовку наиболее эффективно вести на этапе магистратуры. В соответствии с новым ФГОС объём вариативной составляющей профильной подготовки магистров – чуть более 60 процентов магистерской программы. Это позволяет магистрантам рано начинать работать, писать магистерские диссертации по заказам предприятий, участвовать в совместных НИОКР. Да и предприятиям легче прогнозировать потребность в специалистах на два года вперёд, а не на пять. Магистерские программы хорошо сочетаются с программами повышения квалификации. Наконец, магистры, будучи совершеннолетними, могут сами принимать решения и отвечать по своим обязательствам по контракту.

Приходится ли вам бороться за абитуриентов, и как вы привлекаете их в ваш вуз?

– Хотя у «ЛЭТИ» есть своя ниша в Санкт-Петербурге, за абитуриентов нам приходится конкурировать. Объяснений этому много: демографический спад, малое количество школьников, их нежелание сдавать ЕГЭ по физике и химии и т.д. Наши конкуренты – технические университеты города, и в первую очередь национальные исследовательские. Но мы считаем, что конкуренцию выдерживаем успешно: подтверждение тому – ежегодное увеличение бюджетных мест. В этом году мы прибавили более 100 мест. По среднему баллу ЕГЭ поступивших «ЛЭТИ» вошёл в группу ведущих вузов.

Успех не случаен. У нас есть центр «Абитуриент», разработана собственная программа работы со школами, подписаны договоры о долгосрочном сотрудничестве с 67 школами Санкт-Петербурга. Вместе со школами мы организуем спецклассы, подготовительные курсы, устраиваем повышение квалификации учителей в университете. Например, сейчас мы создаём на базе 18 школ Санкт-Петербурга сеть учебных лабораторий коллективного пользования для старшеклассников, которые углублённо изучают физику и готовятся поступать в технические вузы. Вузовские преподаватели комплектуют оборудование для физических лабораторий, определяют содержание работ, осуществляют учебно-методическое обеспечение. Первая лаборатория откроется уже в этом году на базе физико-математического лицея № 239.

Мы много занимаемся профессиональной ориентацией школьников, причём не только в стандартной форме дня открытых дверей. Несколько лет назад мы начали проводить для школьников конференции «Абитуриент-студент», летние ознакомительные профориентационные практики, приключенческие интеллектуальные соревнования Electro-RACE. Ребята не только весело и познавательно проводят время в университете, но и видят жизнь вуза изнутри, посещают современные лаборатории и выполняют несложные задания на современном вузовском оборудовании.

На какую территорию распространяется влияние университета в плане привлечения студентов?

– Как раз на такие профориентационные мероприятия к нам часто приезжают и иногородние ребята, например, из Псковской, Тихвинской областей, из Мурманска, даже из Белоруссии – у нас сложились партнёрские отношения со многими регионами. Вообще территорию мы охватываем достаточно широкую: вся Россия, страны СНГ, у нас много студентов из Вьетнама, Китая, арабских и африканских стран.

Какие функции, кроме обучения студентов, вы планируете развивать в долгосрочной перспективе?

– Главная функция – развивать прикладную науку. И, конечно, понимая, что ухудшение демографической ситуации – процесс длительный, мы наметили для себя несколько направлений деятельности: расширение направлений повышения квалификации, ориентированное, в первую очередь на наших выпускников. Мы называем этот процесс сопровождением профессиональной карьеры выпускников. Также мы активно развиваем новые формы реализации совместных программ с зарубежными вузами-партнёрами.

Насколько востребованы ваши выпускники на рынке труда?

– Наши выпускники востребованы в первую очередь благодаря раннему трудоустройству. Мы начинаем привлекать студентов к работе на предприятиях-партнёрах уже с четвёртого курса. Для этого выстраивается график работы студентов на предприятиях, они работают по совместительству, получают зарплату, не ищут подработку на стороне. Там же они проходят производственную, преддипломную практики, пишут дипломный проект в интересах выбранного предприятия и, как правило, остаются там работать. За это время работодатель успевает оценить потенциал студента. Мы проводили исследования: на момент защиты диплома своё будущее место работы точно знают 80 процентов выпускников. Если говорить о нынешних выпускниках, работающих по специальности, то, по нашим оценкам, их примерно 90–93 процента.

РЕЙТИНГ

2.67
голосов: 3

Галереи

Круглый стол «Стратегическое планирование развития ВУЗа в контексте модернизации высшего профессионального образования РФ», 30 марта 2012 года

На круглом столе, организованном центром «Открытая экономика» в здании Минобрнауки России, обсуждались программы стратегического развития вузов.

28 фото

Обсуждение