Наука и технологии России

Вход Регистрация

Что общего у вуза и пылесоса?

В Тверском университете делают всё, чтобы вуз был известен по всей России и привлекал как можно больше абитуриентов, – даже прогноз погоды на клинском телевидении читает ректор Андрей Белоцерковский. Кроме того, в вузе самая лучшая кадровая служба, центр подготовки волонтёров к Олимпийским играм в Сочи и факультет иностранных языков, не знающий себе равных. Единственное, на что жалуется ректор ТвГУ, – общежитий не хватает.

Андрей_Белоцерковский Андрей Белоцерковский: «Университет должен стать главным градообразующим фактором»

Как Вы оцениваете уровень абитуриентов, которые к вам приходят?

– В течение трёх последних лет мы наблюдаем рост качества подготовки абитуриентов. Ощутимой разницы между баллами по ЕГЭ у абитуриентов прошлого и нынешнего года нет, хотя положительный прирост имеется. Тем не менее, по отзывам преподавателей, в прошлом году набор был лучше, чем в позапрошлом. Но в среднем ЕГЭ – это неплохой показатель уровня знаний выпускников.

Насколько у вас высокий проходной балл?

– По каждому направлению – разный. В прошлом году, например, в среднем по университету по трём предметам – примерно 209 баллов. При этом у некоторых абитуриентов показатели по физике и математике были существенно ниже, но были и такие ребята, показатели которых заметно превышали проходной балл. Они поступали на юриспруденцию, экономику, управление, иностранные языки.

А как у вас с динамикой количества абитуриентов?

– Боюсь сглазить, но у нас вопреки демографической яме абсолютное количество бюджетных и платных студентов в течение последних трёх лет растёт на 30 процентов в год.

То есть лишних мест не остаётся?

– Нет, пока такого не было. В прошлом году у нас появились некоторые опасения, есть они и в этом году. Главным образом это касается физики. У нас большой физико-технический факультет с сильными традициями. Мы соревнуемся с физфаком МГУ, а там недобор.

С какими ещё вузами вы конкурируете за абитуриентов?

– Это зависит от специальности. По юриспруденции – с Академией им. Кутафина. По физике, математике и прикладной математике – с МГУ и СПбГУ, но там уже несколько лет наблюдается недобор на мехмат и матмех. По естественно-научным дисциплинам – биологии, географии, геоэкологии – мы конкурируем с вузами Центрального федерального округа. У нас много студентов оттуда, они едут получать образование к нам, несмотря на то, что их вузы тоже предлагают эти специальности. А вот в области иностранных языков, честно скажу, нам не с кем соревноваться, ведь средний балл по ЕГЭ на наши иностранные языки выше, чем, например, на иняз в СПбГУ. По другим специальностям, таким как реклама и туризм, соревнуемся внутри региона.

С какой территории к вам собираются абитуриенты?

– Со всей России. Если взглянуть статистически, то большинство приезжает к нам из Тверской и Московской областей, потом идут Новгородская, Псковская и Смоленская области. Но кроме Центрального округа у нас есть студенты из Архангельской области и с Камчатского края.

Система ЕГЭ сделала всю страну более мобильной. Она всех сдвинула с места. С одной стороны, это хорошо: мы повышаем вступительный уровень, отбираем лучших. А с другой, испытываем жуткие проблемы с общежитиями. Раньше такого количества иногородних студентов не было. Я когда-то считал, что у нас с общежитиями всё хорошо, новые строим. Ничего подобного, темп ввода новых общежитий существенно ниже темпа прироста иногородних студентов.

Вы делаете что-то специально, чтобы привлечь абитуриентов?

– Конечно, у нас хороший вуз с более чем 140-летней историей, но таких по стране немало. Просто быть хорошим вузом сегодня недостаточно, если никто об этом не знает. Поэтому мы ведём очень активную информационную политику, всюду публикуемся, выступаем. Задействуем телевидение, радио, газеты, интернет. Причём речь тут идёт не о рекламе. Мы создаём информационные поводы, комментируем, активно общаемся во всех соцсетях. Напишешь комментарий в Twitter, и тебе тут же звонят, просят рассказать о том, об этом.

Например, я выступаю на клинском телевидении и рассказываю прогноз погоды. К нам в ТвГУ раз в неделю приезжает съёмочная группа, и мы прямо тут и снимаем сюжет. В результате из Клина – с севера Московской области – у нас очень много студентов. В этом городе меня даже на улицах узнают, хотя я бываю там очень редко.

Также мы участвуем во всех национальных конкурсах. В случае победы это даёт не только средства для развития. Например, на нашей базе находится центр подготовки волонтёров к Олимпийским играм в Сочи. Любой прагматичный человек спросит: «Зачем вам эта головная боль?» Да, это сплошные трудности, но на эту роль претендовало очень много вузов по всей стране, и лишь немногие её получили. Статус центра подготовки волонтёров хорошо работает на привлечение внимания. На его базе мы устраиваем различные конференции, куда приглашаем VIP-гостей, а за ними и СМИ приходят. В общем, мы делаем всё, чтобы наш вуз был известен каждому человеку в Тверской области и далеко за её пределами.

Много ли подготовленных вами специалистов уезжает из региона?

– По рейтингу МГТУ им. Баумана у нас лучшая региональная служба содействия трудоустройству выпускников. И это абсолютная правда. Наши ребята и девчонки трудятся не покладая рук. Мы наблюдаем за выпускниками примерно четыре года после окончания вуза: 84 процента в качестве первого места работы выбирают Тверскую область, около 10 процентов уезжают в Москву. У нас очень высокий процент устройства по специальности, и в среднем по университету он составляет 60 процентов, а если взять, например, юристов, то это вообще 95 процентов.

Как вы организовали работу службы трудоустройства?

– Отчасти нам просто повезло, что такие молодые и энергичные ребята оказались в нужное время в нужном месте. Но сейчас служба трудоустройства – это, можно сказать, второе после приёмной комиссии приоритетное направление деятельности нашего вуза. Она сильно влияет на его привлекательность для абитуриентов.

Мы сотрудничаем напрямую с работодателями. Для них это выгодно, ведь мало кто хочет тратиться на обучение, подготовку кадров. Они просто выбирают лучших выпускников – это намного дешевле. А для студентов мы проводим специальные тренинги (например, как проходить интервью у работодателя, грамотно составлять резюме) и, кроме того, рисуем их портрет с точки зрения соционики, куда входят психологические тесты на предрасположенность к профессии. Это делают специалисты-психологи. Таким образом, у нас формируются две базы данных: работодателей и выпускников и студентов, которые хотят работать. Работодатель узнаёт из второй базы не только стандартные данные о студенте и его успеваемости, но и его психологические черты и профессиональные наклонности. В принципе наш вуз можно рассматривать как хорошее рекрутинговое агентство.

Потом мы анкетируем работодателей. В основном выясняем, что им не нравится в наших выпускниках. Таким образом, мы получаем обратную связь и по возможности стараемся корректировать недостатки в учебных планах. Если сейчас вы посмотрите предложения работы в Тверской области, то их куда больше, чем наших выпускников. И в этих объявлениях в скобочках часто пишут: «Предпочтительно выпускник ТвГУ». Мы этот факт не скрываем и всем абитуриентам об этом рассказываем.

Вы сотрудничаете с предприятиями реального сектора экономики?

– Да, но меньше, чем хотелось бы. Они обращаются к нам в основном для подбора и переквалификации персонала. Заказы на исследования составляют очень небольшой процент.

Если взять более длительный период, какие функции, кроме подготовки студентов, вы планируете развивать в своем вузе?

– Университет должен быть узловой станцией знаний, их концентратором, так же как и главным градообразующим фактором. Поэтому кроме чисто образовательных функций мы делаем упор на науку и инновации, тесно переплетая их. Мы больше сильны в фундаментальной, чем в прикладной науке. В рейтингах научной и публикационной активности мы устойчиво занимаем 25–30-е место среди 600 вузов России.

Как вузу стать этим градообразующим фактором?

– Прежде всего через подготовку кадров, генерацию малых инновационных предприятий, где работают и преподаватели, и студенты. Мы участвовали в разработке концепций возможного развития региона, просчитали пять сценариев и выяснили, что прирост экономики может произойти за счёт малого и среднего бизнеса. Не больших предприятий, а маленьких коллективов хорошо образованных людей.

Например, одно из наших малых предприятий занимается охраной интеллектуальной собственности. Оно представляет собой симбиоз программистов и юристов, которые составляют алгоритмы, через поисковики отслеживающие случаи неправомерного использования интеллектуальной собственности в интернете, и юристов, действующих с точки зрения закона.

За малыми предприятиями стоит креативная экономика, и чтобы она работала, нужны лишь образованные ребята с исследовательской, инновационной, предпринимательской жилкой, которых как раз вузы и готовят.

Кроме того, вуз должен влиять на разработку региональной политики, которая касается образования. Мы же только один элемент образования, а есть ещё и школы. Нужно влиять и на них, корректировать программы, повышать качество образования.

Я считаю, что нужно делать всё, чтобы в любом региональном городе был хороший университет, потому что если его нет, этот регион зачахнет, из него все уедут.

Один простой пример – отток кадров. Из Твери едут в Москву и Санкт-Петербург. Но я вот, наоборот, приехал из Санкт-Петербурга в Тверь, потому что здесь намного удобнее жить и работать. Думаю, что подобная тенденция уже намечается, должен появиться обратный отток. Да, от нас уезжают хорошие кадры, но если есть обратный приток, в этом нет ничего страшного. Университет – это «интеллектуальный пылесос», который генерирует приток человеческих ресурсов со всей страны. И чем он лучше, тем лучше кадры, которые он привлекает. Можно сказать, что наличие хорошего университета – это гарант выживания региона.

РЕЙТИНГ

3.17
голосов: 6

Галереи

Круглый стол «Развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров с целью обеспечения инновационного развития экономики РФ», 28.04.2012

В ходе круглого стола, организованного центром "Открытая экономика", участники обменивались идеями и опытом подготовки и привлечения молодых исследователей в науку.

22 фото

Обсуждение