Наука и технологии России

Вход Регистрация

Современный вуз: от рабочего до учёного

Механическое слияние вузов вряд ли приведёт к положительным результатам. Скорее, надо сосредоточиться на превращении университетов в крупные центры подготовки кадров по всей образовательной вертикали, начиная от рабочих профессий и заканчивая аспирантами и докторантами, считает первый проректор Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина Александр Сытник.

Александр_Сытник
Александр Сытник: «Я бы в среднесрочной перспективе скорее предложил большее внимание уделить интеграции внутри университетов различных образовательных уровней»
Справка STRF.ru:
СГТУ – единый учебно-научно-производственный комплекс, включающий в себя 92 кафедры, 16 факультетов, институты, учебно-научные и учебно-исследовательские центры. Для проведения занятий вуз располагает современной технической базой. На территории университетского городка расположены десять корпусов, в которых размещены аудитории, учебные и научные лаборатории, дисплейные классы, студенческий клуб, спортивный зал, библиотека с фондом около двух миллионов экземпляров книг, периодических информационных изданий, в том числе на иностранных языках. СГТУ стал победителем конкурса программ стратегического развития вузов, организованный в прошлом году Минобрнауки России

Конкуренция между вузами возрастает, каждому надо как-то выделиться, занять свою нишу. Каким Вы видите будущее своего университета в ближайшие 10 лет?

– Если брать концептуально, мы видим развитие университета как инновационно-исследовательского вуза, в котором во главу угла ставится наука. Качественное образование без исследовательской работы получить в принципе невозможно. С другой стороны, поскольку у нас вуз технический, то, конечно, мы очень внимательно подходим к вопросам инженерного образования. Для нас приоритетом становится фундаментальное инженерное образование, то есть мы хотим готовить таких специалистов, которые будут владеть как современными навыками и технологиями, так и иметь хорошую теоретическую подготовку.

Техническим университетам сейчас достаточно тяжело живётся, учитывая, что среди молодёжи не очень популярны инженерные специальности. Как вы привлекаете абитуриентов? Ориентируетесь на жителей своего города или, может быть, у вас шире территория влияния?

– Я бы не сказал, что мы ориентируемся только на Саратовскую область. Поскольку у нас приграничный регион, то налажены хорошие связи с Казахстаном. У нашего университета хороший «бренд». В прошлом году нам присвоили имя Юрия Алексеевича Гагарина. Это, с одной стороны, объясняется тем, что наши специалисты внесли большой вклад в развитие оборонно-промышленного комплекса страны. А с другой – первый космонавт окончил техникум, который сейчас входит в структуру нашего вуза. Поэтому у нас достаточно продвинутый «бренд» – не только в России. Сами понимаете, имя Гагарина обладает мировым значением. Конечно, мы боремся за своего абитуриента. Это различного рода профориентационные мероприятия среди школьников, без них сейчас не обойтись. Кроме того, основная часть ребят всё же понимает, что без промышленности нет будущего.

С введением ЕГЭ региональные вузы оказались в несколько ущемлённом положении, учитывая, что у многих россиян есть стремление учиться в столице. Вы почувствовали это на себе?

– Далеко не все хотят в столицу. Уровень зарплат и содержание студента в Москве и Саратове – это большая разница. Контрольные цифры приёма у нас остались на уровне прошлого года. В сумме с магистратурой планируем набрать примерно 1 500 человек.

Уровнем подготовки школьников довольны?

– Конечно, нет. У нас отношение к ЕГЭ не очень простое. Это натаскивание, а не получение фундаментальных знаний. Вот в чём проблема.

Как университету вписаться в экономику своего региона, быть востребованным не только со стороны абитуриентов, но и со стороны промышленности, бизнес-партнёров?

– Надо развивать горизонтальные связи. Мы буквально пять минут назад подписали соглашение с компанией, которая занимается теплоэнергетикой. У нас есть соглашения с «Северсталью», «Газпромом», рядом ведущих ИТ-компаний, предприятиями электронной промышленности, машиностроительного профиля. Мы устанавливаем такие связи для того, чтобы напрямик заинтересовать будущего работодателя в подготовке специалистов. С другой стороны, это делается, чтобы уже на этапе подготовки специалистов мы читали курсы, которые потребуются нашим выпускникам в дальнейшей работе. Когда такие контакты устанавливаются, тогда появляется и востребованность. Вузы не могут существовать в отрыве, без анализа существующего рынка труда. Во многом вуз сам должен формировать этот рынок.

Начиная с третьего курса и ближе к четвёртому практически все студенты работают. Причём по специальности.

Вы для себя рассматриваете какие-то другие функции, кроме традиционного для университета обучения и науки? Может быть, экспертные, переподготовку взрослого населения?

– Мы этим активно занимаемся. У нас большой объём дополнительных образовательных услуг – по переподготовке кадров. Предусмотрены программы для людей, которые хотят получить второе образование, дополнительную профессию. У нас всё это есть. Более того, уже на этапе обучения ряд ребят, скажем, строители, получают рабочие специальности. Это укрепляет их позиции на рынке труда. Получается на выходе не только инженер, а ещё и грамотный рабочий.

Как Вы относитесь к идее объединения вузов, создания больших образовательных комплексов?

– В нашем вузе уже сейчас учится порядка 30 тысяч студентов. В Саратове крупный аграрный университет, классический, медицинский, академия права. Механическое слияние вряд ли что-то принципиально изменит в качестве образования. Каждый вуз ориентирован на подготовку специалистов определённого профиля. Я бы в среднесрочной перспективе скорее предложил большее внимание уделить интеграции внутри университетов различных образовательных уровней. Мне кажется, что современные вузы должны быть центрами, ведущими подготовку по всей образовательной вертикали, начиная от рабочих профессий и заканчивая аспирантами и докторантами.

РЕЙТИНГ

3.00
голосов: 1

Галереи

Запуск «облачной» образовательной платформы в Северо-Восточном федеральном университете. Якутск, 12 мая 2012 года

12 мая 2012 года в Северо-Восточном федеральном университете в Якутске состоялся запуск в промышленную эксплуатацию образовательной платформы, основанной на облачных вычислениях. Аппаратную и инфраструктурную часть реализовала компания INLINE Group, за программное наполнение отвечали специалисты группы компаний «РСК», идеологическую поддержку проекта обеспечивала корпорация Intel.
На пресс-брифинге московских и якутских журналистов познакомили с подробностями реализации проекта, после чего система на базе платформы «РСК-Универсум», получившая название «Единое информационное сервисное пространство», была продемонстрирована в действии на открытом тестировании студентов одной из групп БГФ СВФУ.

21 фото

Обсуждение