Наука и технологии России

Вход Регистрация

Век цифровых учеников и онлайн-школ

Будущее образования за глобальными международными школами. Уже в обозримом времени люди станут выбирать учебное заведение без привязки к конкретному месту жительства и даже к своей стране, а опираясь на те навыки и знания, которые они могут там получить. Информационные технологии стирают границы. Всё больше ведущих вузов мира предлагают потребителям различные онлайн-курсы, масштабы неформального обучения с каждым годом возрастают. Новейшие тенденции в образовании обсудили эксперты в Политехническом музее на ежегодном форуме YEES.

Справка STRF.ru:
Форум YEES (Your Education Enables Success – ваше образование обеспечивает успех) проходит в Москве уже третий год подряд. Это площадка для обсуждения и обмена опытом, презентации передовых практик в сфере образования, предпринимательства, инновационных технологий от лица признанных отечественных и мировых лидеров. Лейтмотив Форума 2012 года – будущее образования и демонстрация влияния современных технологий на фундаментальную трансформацию образовательного процесса

Чему и как учить – вопрос, который терзает лучшие умы далеко не только России. Споры на эту тему ведутся во всех странах. Технологии настолько быстро меняются, что система образования просто не поспевает отвечать на современные вызовы. В обществе растёт недовольство школой и вузами. А реформы, которые проводят власти в этой сфере, воспринимаются ещё более негативно. Спрашивается, что делать?

Яна_Стрельцова Яна Стрельцова: Сегодня успех на рынке труда зависит не от академической грамотности человека, а от его умений – общаться, креативно мыслить, добиваться своих целей. Все эти навыки школа сегодня не формирует

Яна Стрельцова из Департамента образования города Москвы привела небольшой исторический экскурс развития школы. В 16–18 веках перед ней стояла задача ликвидации всеобщей безграмотности. В 19–20-х появилась классно-урочная система, началась стандартизация знаний, определялось, что должен знать каждый ученик. В 21 веке стало очевидно, что знания, которые даёт школа, уже не так ценны для учеников. Ту же информацию они могут получить из других источников, включая интернет.

«Сегодня успех на рынке труда зависит не от академической грамотности человека, а от его умений – общаться, креативно мыслить, добиваться своих целей. Все эти навыки школа сегодня не формирует», – заключила Яна Стрельцова.

Школа будущего – это гибкая open-source платформа образования, которая привлекает новые ресурсы, быстро реагирует на изменения в обществе. Процесс обучения будет строиться через действие, обязательное условие – индивидуальный подход. Преподаватель будет выполнять функции не транслятора знаний, а тренера, организатора проектов. А ещё в школах должны появиться индивидуальные наставники. В прошлом году в некоторых школах Москвы Департамент образования проводил такой эксперимент под названием «Успей стать успешным». Оказалось, что благодаря наставникам ученики начинают более мотивированно относиться к изучению школьного материала.

Денис_Гусев Денис Гусев прогнозирует конфликт между «цифровыми» учениками и традиционными учителями

Денис Гусев, представивший форсайт образования до 2030 года, который подготовило Агентство стратегических инициатив, заявил, что в будущем обострится конфликт между «цифровыми» учениками и традиционными учителями. Учительство в привычном для сегодняшнего дня понимании деградирует.

В вузах увеличится количество преподавателей-непедагогов, в частности, это будут люди из бизнеса. К 2030 году студенты уже будут приходить в вуз не для получения новых знаний, а станут воспринимать вуз как пространство для развития. В поствузовском образовании возрастёт роль так называемого неформального обучения – через различные онлайн-курсы. Об этом подробно рассказала Лора Кинтана (Laura Quintana), старший управляющий по корпоративным вопросам Cisco Systems.

Лора_Кинтана Лора Кинтана: Образование без границ, всегда и везде – вот его главные принципы

Раньше образовательные ресурсы были доступны небольшому количеству людей. С появлением интернета расширился доступ к точкам знания. Ежедневно в интернет добавляется один миллиард новых страниц. За каждые 60 секунд отправляется 160 миллионов мейлов, на youtube загружается 600 видео, сообщила Лора. Формируется новый контент, который влияет на образовательную среду.

Люди хотят учиться и работать там, где им комфортно. Ведущие вузы начинают предоставлять образование онлайн. По данным Лоры Кинтана, Гарвард и Массачусетский технологический институт планируют в ближайшее время вложить около 60 миллионов долларов в бесплатные онлайн-курсы. Эксперты прогнозируют, что неформальное и так называемое гибридное образование будет со временем играть всё более важную роль. Его преимущества – в удобном и простом доступе к информации. Ещё один тренд связан с активным использованием облачных технологий, которые снижают издержки. Образование без границ, всегда и везде – вот его главные принципы. Недавно Татарстан объявил, что в республике создали беспроводную сеть между 1500 школами. Теперь можно создавать виртуальные классы, и дети даже из самых отдалённых населённых пунктов получат доступ к современному образованию.

После докладов для экспертов устроили небольшой блиц-опрос: каковы тренды образования и чему надо учить. Лейла Васильева, руководитель отдела дискурсивных технологий института фонда «Общественное мнение», заявила, что основные тренды образования зависят от трендов экономики. Как бы это ни было кому-то неприятно, но образование – это услуга. А у любой услуги есть заказчик – бизнес или академическая среда.

Потребитель зачастую сам не знает, чего хочет, – возразил генеральный директор Московской бизнес-школы Евгений Плужник. Ведущие образовательные учреждения должны опережать его запросы на несколько лет. Учитывая, что мир становится всё более технологичным, уже сейчас можно предположить, что в основе образования будут лежать точные науки, в частности математика и физика. Так что именно на эти дисциплины надо делать упор в школах и вузах.

Надо учить учиться, непрерывность образования – основной тренд, считает Денис Гусев. В форсайте АСИ предусмотрены разные этапы образования – от пренатального до подготовки к смерти. Так что заветы Ленина – учиться, учиться и учиться – приобретают в 21 веке новое звучание и актуальность.

РЕЙТИНГ

1.50
голосов: 2

Галереи

Круглый стол «Стратегическое планирование развития ВУЗа в контексте модернизации высшего профессионального образования РФ», 30 марта 2012 года

На круглом столе, организованном центром «Открытая экономика» в здании Минобрнауки России, обсуждались программы стратегического развития вузов.

28 фото

Обсуждение