Наука и технологии России

Вход Регистрация

Госпрограмму по образованию оценивают в 2,3 триллиона

Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ утвердить до конца 2012 года основные госпрограммы. В их числе – «Развитие образования». Что это за документ, для чего нужен и насколько он уже готов, STRF.ru выяснил у одного из разработчиков госпрограммы Ирины Абанкиной, директора Института развития образования НИУ ВШЭ.

В чём принципиальное отличие госпрограмм?

– Это новый инструмент. Идея заключается в том, чтобы увязать в одном документе все источники финансирования отрасли. В отличие, например, от федеральной целевой программы «Развитие образования», по которой выделяются только ресурсы для развития, в госпрограмме будут впервые объединены все объёмы финансирования – и текущего, и дополнительного с конкретными целевыми индикаторами. Тем самым делается попытка перейти к современному методу индикативного планирования. Подобный инструмент программирования текущего финансирования используется во всём мире.

Для образования это очень сложный документ. Потому что отрасль распределена по уровням бюджетной системы со своими полномочиями и ответственностью.

Ирина_Абанкина
Ирина Абанкина: «Всё зависит от преемственности власти. Если она сохранится, тогда абсолютно реалистично в течение нынешнего года принять как новый закон об образовании, так и госпрограмму»

У муниципалитетов мощная система дошкольного образования, дополнительного и общего. Субъекты Федерации финансируют среднее и начальное профобразование, а с недавнего времени – и негосударственный сектор образования. Федеральный уровень отвечает за университеты, подготовку кадров, разработку нормативно-правовых документов регулирования, оценку качества. В общем, сложноустроенная система распределения ответственности и полномочий, финансового обеспечения образования делает трудоёмкой работу по созданию госпрограммы в образовании.

Кто эту программу разрабатывает?

– Ответственность лежит на Министерстве образования и науки РФ. Оно сформировало рабочую группу из представителей «Деловой России», различных вузов, дошкольных учреждений, директоров школ – в частности, Ефим Рачевский этим занимался. Отдельно, в инициативном порядке, над программой работала Высшая школа экономики. Мы привлекали многих партнёров – Национальный фонд подготовки кадров, объединения работодателей, команду от Минфина, которая рассчитывала параметры бюджета.

Минфин всерьёз заинтересован в переходе всех крупнейших отраслей на финансирование по госпрограммам. Он считает их основным методом распределения бюджетных ресурсов на долгосрочной основе.

На какой стадии готовности сейчас программа? Есть ли надежда, что к концу года её примут, как поручил президент?

– Есть очень большое желание. Но всё упирается в вопрос согласования. По основным направлениям предыдущим составом правительства, Минфином и Минэкономразвития программа в значительной степени согласована и отработана. Очень многое зависит от нового состава правительства. Согласятся ли они с теми решениями, выводами и заключениями, которые сделал предыдущий состав? Потребуется ли какое-то усовершенствование? Претерпят ли изменения те рекомендации, которые заложены в основу госпрограммы? Всё зависит от преемственности в политике. Если она сохранится, если все предыдущие согласования останутся в силе, тогда абсолютно реалистично в течение нынешнего года принять как новый закон об образовании, так и госпрограмму развития образования.

По содержанию появятся ли какие-то новые мероприятия, нечто принципиально иное?

– Госпрограмма делится на подпрограммы. Они связаны, конечно, и с обеспечением качества образования, и с повышением квалификации педагогических кадров. Ключевое направление – международная конкурентоспособность образования, в том числе вузов. Об этом много в последнее время говорили и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев. Конечно, для профессионального образования на линию международной конкурентоспособности выходить надо. Второй момент: межстрановые исследования международной конкурентоспособности школьников – это PISA и пр. Законы о равном доступе негосударственного сектора к бюджетным деньгам уже приняли. Вузы смогут претендовать на государственные деньги. С 1 июля вступает в действие закон для дошкольного, дополнительного и общего образования.

Госпрограмма тесно связана с новым законом об образовании. Например, в нём закрепляется перераспределение бюджетной ответственности между муниципалитетами и регионами в отношении дошкольного и дополнительного образования. Но фактически этого пока не произошло. А это, скажем так, тектонические сдвиги. Надо, чтобы они произошли. Без законного подтверждения того, что они произойдут, это сделать очень нелегко. Сейчас речь идёт о допуске, в том числе и субъектов Российской Федерации, к финансированию высшего образования (не только среднего профессионального). Раньше это было полномочием высших органов федеральной власти. Все эти вопросы могут изменить баланс ответственности, полномочий, гарантированного финансового обеспечения.

Вопрос финансирования госпрограммы удалось согласовать с Минфином?

– В какой-то степени – да. Но ещё раз подчеркну, в программе аккумулированы не только бюджетные, но и внебюджетные источники. С учётом развития и сферы софинансирования – со стороны семей, предприятий, тех endowment-фондов, которые начинают формироваться в университетах. Если, например, человек получает второе высшее или дополнительное образование, то учитываются его личные затраты или кредитные ресурсы.

Вы совокупно просчитывали – если из всех источников взять финансирование, какая сумма в год получится?

– Речь идёт примерно о сумме 2 триллиона 300 миллиардов рублей. Это общие объёмы финансирования. Самый большой вклад – от государства.

РЕЙТИНГ

2.00
голосов: 4

Галереи

Круглый стол «Развитие системы подготовки научных и научно-педагогических кадров с целью обеспечения инновационного развития экономики РФ», 28.04.2012

В ходе круглого стола, организованного центром "Открытая экономика", участники обменивались идеями и опытом подготовки и привлечения молодых исследователей в науку.

22 фото

Обсуждение