Наука и технологии России

Вход Регистрация

МИСиС подтянул школьных педагогов

Жалобами вузов на слабых абитуриентов уже никого не удивишь. Они звучат так часто, что стали привычным делом. Но если одни университеты бездействуют, надеясь на чудо, другие – вовсю работают со школами. Организуют для учеников курсы, подтягивают их знания по профильным предметам. Только, как показывает практика, и этого зачастую бывает недостаточно. Нужно браться за педагогов. И некоторые технические вузы начали повышать их квалификацию. В их числе – НИТУ «МИСиС». Зачем вузу это нужно – рассказывает директор Института базового образования Дмитрий Капуткин.

– Со школами Москвы и Московской области мы работаем давно – уже лет 10 проводим всевозможные мероприятия, чтобы заинтересовать учеников физикой, химией, техникой. В прошлом году у нас возникла идея на тему того, что мы могли бы обучать, привлекать к техническим/технологическим специальностям не только школьников, но и учителей. Выяснилось, что у педагогов есть огромный энтузиазм, они очень заинтересованы в том, чтобы повышать квалификацию не только в пединституте, где их учат тому, «как учить детей», но и в технических, где они могут узнать, как физика, математика, химия и даже иностранный язык прикладываются к современной технике. Мы попробовали. Несколько десятков учителей с нами сотрудничали. Некоторые из них прошли полноценные курсы повышения квалификации – 72 часа. Другие посещали отдельные лабораторно-практические тренинги и семинары. Мы опробовали разные курсы, включая краткосрочные на 10 часов, с помощью всевозможных дистанционных форм – занятий через интернет. Для кого-то краткосрочных занятий достаточно, другим нужно глубже разобраться в каких-то темах. Даже те учителя, которые прошли 10-часовые курсы, выполнили хотя бы один из наших практикумов. Почему они полезны? Потому что университетские практикумы нынешние учителя делали тогда, когда сами учились, то есть 10–20, а то и 40 лет назад. За это время лабораторная база сильно поменялась. А педагоги часто даже не имеют представления о ней.

Кто оплачивал эту работу?

– В прошлом году мы выиграли грант от московского правительства, по заказу Департамента образования. Участников было много – не только технические, но и классические вузы получили такой заказ. В скором времени МИСиС планирует подать заявку на новый грант. Надеемся, что выиграем его снова. Своими силами вуз не потянет эту программу. Преподавателям надо платить – в прошлом году у нас было задействовано свыше 50 сотрудников. Чтобы проводить лабораторные работы, нужны расходные материалы, которые тоже стоят денег. Техническому персоналу, который готовит лабораторию, тоже надо хоть немножко платить. Должно быть стороннее финансирование. За счёт средств университета мы это делать не можем. Это не профильная деятельность – мы же не педагогический вуз. Однако и для нас эта работа интересна и полезна. Мы стали лучше понимать школьные проблемы. Общаясь с учителями, хотим добиться, чтобы они могли более прицельно готовить ребят к учёбе в технических вузах.

Другими словами, университет хочет, чтобы учителя лучше преподавали свои предметы и, соответственно, повысилось качество подготовки школьников?

– Это одна из целей. Важно, чтобы педагоги преподавали свои предметы на том уровне, который нужен вузу. Тогда у первокурсников будет меньше проблем с адаптацией. Вторая цель – рекламная: чтобы о нашем вузе узнавало больше школьников и мы имели бы возможность выбрать лучших для себя.

Ведь требования совсем другие. Они не выше и не ниже, просто отличаются от школы. А учителя, как правило, требований технического вуза не знают. Они помнят, как их учили. Есть Институт повышения квалификации педагогических работников – они регулярно проходят там повышение квалификации. Но это одно. А у нас они сталкиваются с реальной работой технического вуза и начинают понимать, что мы будем требовать с их выпускников, чему и как будем их учить. Соответственно, обучение в старших классах педагоги будут организовывать немного по-другому, «подправят» в нужном для нас направлении.

Сколько школьных учителей, по вашим оценкам, вуз мог бы принять на переобучение?

– Думаю, несколько сотен в год. Когда готовы программы, учебные планы, можно работать по «поточной» технологии. Одна группа, потом другая, третья. Конечно, надо постоянно улучшать программы, учитывать запросы учителей. Например, то, что мы изначально составили, пришлось поменять примерно на 90 процентов. Выяснилось, что некоторые вещи, которые мы считали очевидными, для учителей не очевидны. И наоборот, то, что мы считали сложным и затруднительным для объяснения и понимания, учителя знают лучше нас. Никогда нельзя предугадать, что будет на практике. Это нормально. Тем не менее практика показала, что технические вузы отлично справляются с такими программами, нисколько не уступая классическим.

РЕЙТИНГ

3.67
голосов: 3

Галереи

КТЛП МИСиС

Кафедра технологии литейных процессов НИУ МИСиС (ТУ). 24 июня 2009 года.

28 фото

НИЦКП МИСиС

Центр коллективного пользования "Материаловедение и металлургия". 30 июня 2009 года

19 фото

Обсуждение