Наука и технологии России

Вход Регистрация

В вуз – со своим работодателем

Одна из основных проблем высшей школы России – несбалансированность в подготовке кадров. Ежегодно вузы выпускают сотни специалистов, которые не только не устраиваются по своей профессии, но и вовсе не могут найти работу. Что в этой связи предпринимает государство?

С 2004 по 2011 год Минобрнауки России сократило бюджетный приём студентов по гуманитарным специальностям (юриспруденция, экономика, педагогика) на 43 процента. При этом увеличен набор по техническим на 10 процентов.

«С этого года контрольные цифры приёма для вузов будут строго увязываться с потребностями работодателей, – подчеркнула Ирина Мосичева, заместитель директора Департамента профессионального образования Минобрнауки России, выступая на VI Конгрессе-выставке “Global Education – Образование без границ”, которая проходит в эти дни в московском Экспоцентре. – Вузам нужно будет доказать, что специалисты, которых они готовят, будут востребованы на рынке труда, а не окажутся среди безработных».

Конгресс-выставка_Образование_без_границ

Вузы к ужесточению требований относятся с пониманием. Те, у кого сложились тесные связи с работодателями, чувствуют себя уверенно даже сейчас, когда конкуренция между университетами сильно возросла. А тут ещё и государство грозит сократить бюджетный набор тем, кто не обоснует свои запросы на бюджетных студентов. «Не стоит ждать, что Минобрнауки будет оплачивать подготовку специалистов, которые не нужны бизнесу и экономике, – сказал декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров НИЯУ “МИФИ” Николай Кудряшов. – Мы это прекрасно понимаем и исходя из этого выстраиваем свою политику. Наш основной партнёр – “Росатом”. Кадры готовим в основном под его запросы».

Ещё у одного национального исследовательского университета – МАИ – другая проблема. У вуза много партнёров – ОАК, Роскосмос, ОАО «Российские вертолёты» и т.д. Но у них нет согласованной политики в отношении подготовки кадров. Профессиональные стандарты, на которые возлагаются большие надежды, пока очень медленно разрабатываются и внедряются. На практике оказывается, что работодатели не очень заинтересованы в этой деятельности.

Вузам приходится лавировать между требованиями государства, которое пока не готово ослаблять контроль, и предприятиями, которые постоянно выражают недовольство выпускниками высших учебных заведений.

Виктор Шейнбаум из Российского университета нефти и газа им. Губкина поделился опытом сотрудничества с работодателями. Многие предприятия недовольны качеством подготовки специалистов, особенно бакалавров. «Мы развернули работу по адаптации бизнеса к Болонскому процессу, – сообщил профессор Шейнбаум. – Организовали своего рода индустрию по “доводке” бакалавров-полуфабрикатов до нужных потребителю качеств. Разработали более 50 программ дополнительного профобразования по разным направлениям, охватывающим всю цепочку нефтегазового комплекса. Министерство образования и науки лицензировало 30 таких программ. После обучения мы выдаём диплом гособразца».

Проблема, по словам Шейнбаума, в том, что Минобрнауки России теперь не будет лицензировать программы дополнительного профобразования. Государство выходит из этой сферы: «Научно-технический прогресс постоянно рождает новые профессии, новые квалификации. Именно допобразование наиболее чутко реагирует на эти изменения, разрабатывая и внедряя современные востребованные программы. Но, выдавая выпускникам после обучения дипломы, вуз должен гарантировать, что эти документы имеют какой-то вес и значение. Их статус должен кто-то подтверждать».

Проводимая министерством в последние годы политика, связанная с именными вузовскими дипломами (а не обезличенными гособразца) в университетах встречает скорее озабоченность. Население привыкло, что более надёжно то, что одобрено государством. Вероятно, понадобится немало времени, прежде чем статус документов об образовании, выдаваемых тем или иным вузом, начнёт признаваться и в обществе, и среди работодателей. Но это одна из проблем, затронутая на конференции. Судя по настроениям и высказываниям собравшихся, их множество. И на поиск их решения у вузов совсем немного времени. В условиях конкуренции выиграет тот, кто быстрее сориентируется.

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 3

Галереи

Круглый стол «Стратегическое планирование развития ВУЗа в контексте модернизации высшего профессионального образования РФ», 30 марта 2012 года

На круглом столе, организованном центром «Открытая экономика» в здании Минобрнауки России, обсуждались программы стратегического развития вузов.

28 фото

Обсуждение