Наука и технологии России

Вход Регистрация

Программа, которую никто не критикует

На коллегии Минобрнауки России подвели итоги выполнения федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) в 2011 году. Обсуждение оказалось таким благожелательным, что в конце заседания министр Андрей Фурсенко предложил в следующий раз придумать нечто такое, что могло бы всех взбодрить.

ФЦПРО на 2011–2015 годы стала логическим продолжением одноимённой программы, которая действовала в предыдущую пятилетку (2006–2010 годы). «У ФЦПРО уникальный статус, – отметил министр образования и науки РФ. – Она упоминается в большинстве нормативных актах, включая закон об образовании. От предшествующей программы она отличается и по замыслу, и по модели финансирования. Впервые появился механизм субсидий, который используется для поддержки региональных проектов. А основная её направленность теперь – не теоретическая и не методологическая, как в 2006–2010 годах, а практическая».

Дмитрий_Гужеля Дмитрий Гужеля хочет, чтобы «система образования развернулась лицом к работодателю, экономике и обществу»

В новой программе акцент сделан на развитии образования в регионах, подчеркнул Дмитрий Гужеля, заместитель директора Департамента федеральных целевых программ Минобрнауки России. В 2011 году из федерального бюджета на программу выделили 14 179,78 миллиона рублей, в том числе на капитальные вложения – 7 261,58 миллиона. Кстати, ещё одной особенностью программы стало привлечение софинансирования. Дополнительные средства поступили из местных бюджетов и от работодателей. Причём что оказалось неожиданным для министерства: в прошлом году региональное софинансирование превысило федеральное – 204 процента от запланированного. В реальных цифрах сумма составила 17 773,80 миллиона рублей. «Это свидетельствует о большом интересе регионов к этой программе», – прокомментировал Дмитрий Гужеля.

Слайд_из_презентации_Гужели_ФЦПРО_2011-2015

В прошлом году на конкурсы ФЦПРО поступило около 1900 проектов. Поддержку получили почти 290.

В ФЦПРО определены три основные задачи. Первая – модернизация дошкольного и общего школьного образования. Вторая – развитие системы профессионального в соответствии с потребностями рынка труда. Наконец, третья – оценка качества образования.

В сфере дошкольного образования реформы проводились за счёт конкурсного отбора региональных программ для предоставления субсидий на 2011–2013 годы. На конкурс поступило 48 заявок, выиграли 16. Более 90 детсадов получили новое оборудование, свыше трёх тысяч специалистов прошли курсы повышения квалификации.

По всей стране стали создавать стажировочные площадки. Они появились в 32 регионах России. На их базе в 2011 году прошли повышение квалификации более 15 тысяч педагогов, подготовлено 700 тьютеров, разработано более 50 программ переподготовки кадров.

Вторая задача ФЦПРО, связанная с профессиональным образованием, направлена на то, чтобы «система образования развернулась лицом к работодателю, экономике и обществу», отметил Дмитрий Гужеля. Первым шагом для её решения стала привязка каждого российского субъекта к моноработодателю. Регионы, участвующие в ФЦПРО, определили для себя одну из приоритетных отраслей. Всего их десять: авиационная и космическая промышленность, энергетика, добыча полезных ископаемых, атомный энергопромышленный комплекс, нефтехимия, медико-биологическая и фармацевтическая промышленность, наноиндустрия, металлургия, машиностроение, система педагогического образования. Субсидии из федерального бюджета предоставлялись субъектам РФ по конкурсу. Для участия в нём необходимо было заключить соглашение о взаимодействии с ведущим работодателем приоритетной отрасли, где были бы определены объёмы финансирования с его стороны, а также детальный план сотрудничества с образовательными учреждениями. Кроме того, местные органы власти должны были разработать программу модернизации системы профессионального образования. Все эти требования выполнили 30 регионов (всего поступило свыше 100 заявок), которых в конкурсе поддержали крупнейшие компании страны: ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Северсталь», ОАО «Объединённая авиационная компания», ОАО «Норильский никель» и другие. В общей сложности, их более 50.

Третья задача ФЦПРО – развитие системы оценки качества образования, по словам Дмитрия Гужели, самая сложная. В программе предусматривается дальнейшее совершенствование ЕГЭ. А также создание единой системы сертификации квалификаций, которая бы предоставляла объективную и признаваемую работодателями и профессиональными сообществами оценку соответствия квалификации работника (его знаний, умений и компетенций) требованиям производства и бизнеса, установленным профессиональными стандартами. Для этого планируется создать сеть экспертно-аналитических и сертификационных центров.

С хвалебными отзывами в адрес программы на коллегии выступили замминистра Нижегородской области Илья Коршунов, ректор Марийского государственного технического университета Евгений Романов. В их докладах подчёркивалось, какой нужной и полезной оказалась ФЦПРО, ставшая катализатором сотрудничества предприятий и образовательных учреждений. Как ни призывал Андрей Фурсенко коллег высказать какие-то замечания, на собравшихся это не подействовало. Может, так хорошо повлияла наступившая весна…

Галереи

Круглый стол «Стратегическое планирование развития ВУЗа в контексте модернизации высшего профессионального образования РФ», 30 марта 2012 года

На круглом столе, организованном центром «Открытая экономика» в здании Минобрнауки России, обсуждались программы стратегического развития вузов.

28 фото

Обсуждение