Наука и технологии России

Вход Регистрация

Вузы на перепутье

В Минобрнауки России продолжается дискуссия о стратегии развития высшего образования. В среду, 11 апреля, здесь состоялся очередной круглый стол, организованный центром «Открытая экономика», компанией «Парк-медиа» при поддержке Минобрнауки России. Какие внешние и внутренние вызовы стоят сегодня перед вузами, на что им сделать ставку, чтобы выиграть в усилившейся конкурентной борьбе, – на эти вопросы попытались найти ответы ректоры, проректоры и эксперты.

С концептуальным докладом выступил Александр Гордеев из «Открытой экономики». Он рассмотрел основных игроков, которые так или иначе влияют на развитие вузовской системы, а именно: государство, общество, коммерческий сектор, менеджмент вузов, профессорско-преподавательский состав и сами вузы. Государство (президент, председатель правительства, Минобрнауки России, отраслевые министерства, региональные власти) решает социальные задачи, геополитические вопросы, обеспечивает поддержку развития отраслей. Общество ждёт доступное базовое высшее образование – прежде всего хорошего уровня бакалавриат. Население предъявляет запрос на диплом, определяющий будущий статус, а также на получение определённых знаний и квалификаций. У коммерческого сектора потребность в профессиональных кадрах, научной, исследовательской, экспертной деятельности. Кроме того, сотрудничество с вузами может стать для него инструментом лоббизма и получения государственных ресурсов.

Александр_Гордеев Александр Гордеев: «Отсутствие стратегии развития образования можно объяснить тем, что пока нет понимания того, какой должна быть структура экономики будущего»

Главный тезис Александра Гордеева в отношении менеджмента вузов (ректор, ректорат, руководители структурных подразделений) – немотивированность на реформы. Гораздо легче поддерживать существующую систему, чем её менять. Надо быть фанатом своего дела, чтобы строить планы на долгосрочную перспективу, надеясь, что какие-то проекты и решения выстрелят лет через 10–15. Таких руководителей в российских вузах очень мало. Не лучшим образом обстоят дела с профессорско-преподавательским составом. Большинство сотрудников предпенсионного возраста, в коллективах преобладают женщины (60–65 процентов). За время хронического недофинансирования вузов, когда не закупалось оборудование, преподавателей не отправляли на стажировки, многие из них привыкли работать по привычке: какие читали 20 лет назад лекции, такие читают и сегодня. Это состарившиеся, успокоившиеся люди. Совершенно очевидно, что для магистратуры они не конкурентоспособны, считает Александр Гордеев.

Если обобщить ситуацию в сфере высшего образования России, то можно сказать, что главная проблема на сегодняшний день заключается в том, что нет его стратегии развития. Не определены приоритеты, всё развивается случайным, несистемным образом.

«Это проблема не только России, но и всех развивающихся стран, – отметил Александр Гордеев. – Отсутствие стратегии развития образования можно объяснить тем, что пока нет понимания того, какой должна быть структура экономики будущего. Если бы оно было, тогда под него можно было подстроить образование».


Сегодня стратегию развития образования пытаются разрабатывать на разных экспертных площадках, в том числе в НИУ ВШЭ. О роли своего вуза в этом процессе рассказывает Евгений Князев, директор Центра университетского менеджмента

Отсутствие чёткой стратегии наглядно продемонстрировали программы развития вузов, которые участвовали в конкурсе Минобрнауки России (были отобраны 55 победителей). Как показал их анализ, только 10 процентов вузов ставит цель перейти из нынешнего состояния в иное качество. 20 процентов считает, что у них всё хорошо. Необходимость писать программу развития – это некое модное явление, определяющее новые правила игры. Под них можно подстроиться и получить от государства дополнительное финансирование. Наконец, все остальные вузы просто неспособны правильно оценить ситуацию, свои возможности и реальность заявляемых ими целей. Они не учитывают потенциал сотрудников, критически не оценивают собственную конкурентоспособность по выбранным направлениям. В общем, искреннее заблуждаются.

Несмотря на жёсткость оценок эксперта, присутствовавшие на круглом столе ректоры и проректоры с большинством тезисов согласились и даже признали, что вузовский менеджмент действительно пассивен. Однако есть среди руководителей люди неравнодушные, которые осознают возникающие перед их учебными заведениями вызовы и пытаются на них как-то реагировать. Ректор Тверского госуниверситета (ТверГУ) Андрей Белоцерковский остановился на этой проблеме подробно. Массовизация высшего образования – один из главных вызовов сегодняшней повестки дня: «Теперь мы учим почти всех выпускников школ. Для преподавателей это новая ситуация. Одно дело учить 15 процентов лучших, другое – всех остальных с разными способностями и с разной мотивацией. Нужно применять новые образовательные технологии, по-другому организовывать учебный процесс. А многие сотрудники, совершенно согласен, не хотят меняться. Динозавры тоже когда-то не хотели меняться. И мы все знаем, к чему это привело».

Самая острая проблема, по мнению ректора ТверГУ, с кадрами. И дело не только в их возрасте. Не хватает стажировок, обмена опытом. Чтобы обновить преподавательский состав, привлечь молодёжь, нужно довести среднюю зарплату сотрудников до двух средних по региону. Среди других вызовов – развитие экономики знаний, за которой мало кто успевает, особенно система образования; глобализация, конкуренция. К всеобщим вызовам добавляются ещё и российские: проблемы с демографией и изношенность материальных фондов.

В условиях усилившейся конкуренции и выделения группы лидеров (национальных исследовательских и федеральных) Андрей Белоцерковский предлагает дополнить сложившуюся систему ведущими региональными вузами. (Подробнее об этой идее – в видеоролике.)


Ректор ТверГУ Андрей Белоцерковский считает, что в России должна появиться ещё одна группа лидеров – ведущих региональных исследовательских вузов

Это предложение поддержал один из постоянных участников круглых столов «Открытой экономики» Сергей Аракелян, проректор по инновациям и стратегическому развитию Владимирского госуниверситета (ВлГУ). «На федеральном уровне надо лоббировать интересы ведущих региональных вузов, которые бы жили и развивались по одной схеме. Если все ректоры этих университетов объединятся, то вместе мы уговорим Москву», – полушутя заметил он. В основном же выступлении проректор ВлГУ в очередной раз высказался за тесную связь вуза и региональной экономики. Он предложил модель тройной спирали: вуз-бизнес-власть. Их интересы должны быть взаимоувязаны. У Владимирского госуниверситета программа развития, разработанная до 2016 года, утверждена самим губернатором. Опирается она на три кластера: био- и нанотехнологический, а также мембранных технологий.


Валерий Кошкин, ректор Московского государственного индустриального университета, рассказывает о стратегии развития вуза

Дискуссию на круглом столе завершил президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Александр Аузан. Своё выступление он сделал от лица завкафедрой МГУ и члена президентской комиссии по модернизации. Его волнует вопрос, какую модель развития выбрать для высшей школы России. В XVII веке стали чётко различимы две модели: англо-саксонская и германо-российская. До середины XX века выигрывала последняя, а потом окончательно и бесповоротно проиграла. Хотя инженеров мы по-прежнему готовим лучше.

Александр_Аузан Александр Аузан: «Надо определить модель развития высшего образования»

«Мы не можем отменить Болонский процесс, но и переходить к англо-саксонской системе нам тоже не надо, – считает Александр Аузан. – Вероятно, нужно искать симбиоз моделей. Но это вопрос для обсуждений. Мы его рассматриваем на заседаниях комиссии. И я хочу, чтобы он оказался в повестке дня профессионального сообщества».

РЕЙТИНГ

2.36
голосов: 11

Галереи

Круглый стол «Стратегическое планирование развития ВУЗа в контексте модернизации высшего профессионального образования РФ», 30 марта 2012 года

На круглом столе, организованном центром «Открытая экономика» в здании Минобрнауки России, обсуждались программы стратегического развития вузов.

28 фото

Обсуждение