Наука и технологии России

Вход Регистрация

Вузы задумались над рыночной перспективой

В России создана группа статусных университетов: федеральные, национальные исследовательские, а также МГУ и СПбГУ с особым статусом. Они получают от государства дополнительное финансирование под те программы развития, которые утвердило правительство. Следующим этапом стало проведение Минобрнауки России среди подведомственных ему вузов ещё одного конкурса, по итогам которого было отобрано 55 победителей. Теперь, по замыслу министерства, программы развития должны подготовить не только ведущие вузы, но и все остальные. Каким образом это будет реализовано на практике, обсудили 30 марта на круглом столе, организованном центром «Открытая экономика» и компанией «Парк-медиа» в здании Министерства образования и науки РФ.

30_марта_2012_Круглый_стол_Минобрнауки_России

«В ближайший месяц мы собираемся провести серию круглых столов, на которых попытаемся выработать конкретные предложения по развитию системы высшего образования, – сказал организатор мероприятия от центра “Открытая экономика” Александр Гордеев. – В последние годы Минобрнауки России сделало многое: созданы национальные исследовательские и федеральные университеты, по итогам конкурса отобрано 55 программ развития вузов. Денег вкладывается немало. Теперь встаёт вопрос об эффективности их использования и правильности принимаемых решений».

Геннадий_Шепелев Геннадий Шепелев: «Почти все вузы стремятся попасть на мировую арену и в сотню топовых вузов мира. Если даже МГУ то входит, то выходит из этой сотни, то остальным вузам надо ставить более реальные цели»

Директор Департамента развития профессионального образования Минобрнауки России Геннадий Шепелев подчеркнул, что стратегические программы должны быть у каждого вуза. Пока у многих высших учебных заведений нет понимания, что это за документ. Пока нет и нормативного определения этого понятия. В министерстве предлагают этим термином именовать систему взаимоувязанных мероприятий, направленных на реализацию миссии университета и достижение им намеченных целей. Кроме того, можно опираться на поручение Владимира Путина – повышение эффективности научно-образовательной деятельности вузов с учётом социально-экономического развития регионов. «Анализ программ, которые поступили на конкурс, показал, что многие вузы страдают манией величия, – отметил Геннадий Шепелев. – Почти все стремятся попасть на мировую арену и в сотню топовых вузов мира. Если даже МГУ то входит, то выходит из этой сотни, судя по последнему рейтингу Times, то остальным вузам надо ставить более реальные цели».

Слайд_Поручения_Владимира_Путина

При формировании программ развития Шепелев предлагает вузам проводить анализ по нескольким ключевым позициям. Прежде всего, каждому учебному заведению нужно определиться со своими задачами, среди которых можно выделить основные: обеспечение экономики кадрами, организация научных исследований, экспертные, социальные и культурные функции; на какую аудиторию рассчитывает вуз – муниципальную, региональную, общероссийскую или международную. Крайне важно определить свои конкурентные преимущества на образовательном рынке. Ещё один ключевой момент – ресурсное обеспечение: оборудование, кадры, финансы и материальная база. При дефиците ресурсов необходимо предусмотреть источники их пополнения и конкретный план действий в этом направлении. «При разработке стратегии вузы определяют цели развития, – говорит Геннадий Шепелев. – Однако важно определить не только те направления, которые будут развиваться, но и те, от которых стоит отказаться. Не нужно делать лишнего». Таким образом, при разработке стратегии надо определиться с задачами, ресурсами, финансовым и календарным планом, а также индикаторами выполнения программ.

На круглом столе собрались около ста участников – ректоры, проректоры и другие представители вузов, отвечающие за развитие и стратегическое планирование. В выступлениях они представили своё видение будущего высшей школы в целом и своих учебных заведений в частности. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина начала доклад своей любимой фразой: «Выпускники Гарварда не ищут рабочие места, а создают их сами». Вузам будущего требуется, по её мнению, опираться прежде всего на интеллект, который нужно уметь привлекать из разных сфер. С её точки зрения, у вуза четыре стратегических ресурса. Первый из них – возраст, в современной экономике это конкурентное преимущество. Известно, что нынешние 15-17-летние подростки умеют одновременно делать 5-7 дел, а люди после 23 лет – только два. Второй – мобильность молодых людей, третий – креативность и четвёртый – академические свободы. «Для меня программа развития – это успешное использование этих ресурсов в работе вуза», – сказала Абанкина.

Ирина_Абанкина Ирина Абанкина: «Программа развития – это успешное использование ресурсов вуза в его развитии»

Геннадий Шепелев не удержался от комментария о том, что подобную программу могут себе позволить только считанные вузы, готовящие так называемую элиту общества. Всем бы хотелось быть креативными и мобильными, но для большинства это нереализуемо. Нужно учитывать, что многие вузы, особенно в регионах, несут ещё и бремя социализации молодых людей, например так происходит в некоторых республиках.

Александр_Климов Проректор РАНХиГС Александр Климов ратует за объединение 55 вузов, победивших в конкурсе программ развития, с целью развития мобильности студентов и преподавателей

Александр Климов, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), выделил несколько проблем, которые надо учесть при разработке программ. Первая – быстрое технологическое развитие, предусматривающее новые требования к вузам, – знания, которые студент получает на первом курсе, уже к пятому могут устареть, поэтому нужно менять подход к образованию и его содержание. Вторая, по словам Климова, состоит в том, что в последнее время в программах вузов усиленно педалируется тема исследований, а далеко не всем учебным заведениям нужно делать на этом акцент. «Даже в крупных университетах очень трудно обеспечить работу двух-четырёх научных школ мирового уровня», – подчеркнул проректор РАНХиГС. Третья проблема – модная тема индивидуальных траекторий обучения. Такой подход требует немало денег, а их у вузов зачастую нет. Александр Климов считает, что эту последнюю проблему можно решить кооперацией вузов. Например, если бы 55 вузов-победителей объединились и стали развивать мобильность студентов и преподавателей, дистанционное обучение, тогда, возможно, удалось бы добиться вариативности в образовании. Наконец, четвёртая проблема – без кардинального обновления профессорско-преподавательского состава и управленческого корпуса вузов существенного сдвига в их развитии добиться не получится.

Андрей_Белоцерковский Андрей Белоцерковский из Тверского государственного университета считает, что нужно развивать модель регионального инновационного исследовательского университета

Проблемы региональных вузов оказались в центре внимания участников круглого стола. В условиях демографической ямы и возросшей в разы, благодаря ЕГЭ, мобильности абитуриентов, судьбы многих региональных университетов оказались под вопросом. Ректор Тверского государственного университета (ТверГУ) Андрей Белоцерковский считает, что необходимо развивать модель регионального инновационного исследовательского университета, которая станет ещё одним элементом складывающейся новой структуры высшего образования в России (НИУ, федеральные университеты, МГУ и СПбГУ с их особым статусом и региональные университеты). Именно эту модель ТверГУ взял за основу своей программы, преследующей три главных цели: интеграция науки, образования и инноваций; ставка на позиционирование вуза как генератора инновационного развития региона; подготовка специалистов, формирующих рынок труда, то есть способных создавать малые инновационные предприятия. Хотя экономика Тверской области дотационная, в ТверГУ надеются на развитие туристического, полиграфического, логистического и некоторых других кластеров. Именно на эти отрасли и будет опираться университет в своей работе.

Сергей Сергей Аракелян: Модернизация вузов должна быть тесно увязана с потребностями регионов

Проректор Владимирского госуниверситета (ВлГУ) Сергей Аракелян также упирал на взаимосвязь развития вуза и экономики региона. Программа развития ВлГУ была создана ещё в 2007 году и утверждена губернатором. В её основе – проведение исследований и обеспечение кадрами трёх кластеров: нанотехнологического, биотехнологического и мембранной технологии. Вуз достаточно большой: 27000 студентов, 1300 профессоров и преподавателей, ежегодный консолидированный бюджет – 1,7 миллиарда рублей. 500 миллионов из этой суммы – внебюджетные средства, из которых 270 вуз получает от НИР и НИОКР. На балансе ВлГУ находится интеллектуальная собственность на 4,5 миллиона рублей, однако, как признался Аракелян, внедрять эти разработки непросто. Из своего опыта работы Владимирский госуниверситет делает вывод, что сегодня модернизация вузов должна быть тесно увязана с потребностями регионов, и в этом – залог их успеха.

Грегори_Райтер Грегори Райтер: Реструктуризация управленческих и преподавательских кадров вуза повысит эффективность его работы и позволит добиться намеченных целей

Грегори Райтер, проректор по развитию Тольяттинского государственного университета (ТолГУ), отметил, что при написании программы развития надо думать о её жизнеспособности и внедряемости. Факторы успеха зависят от сотрудников вуза, его структуры и системы оплаты труда. На ближайшие пять лет стратегические цели ТолГУ таковы: получить статус НИУ, ориентировать обучение на практику и развивать дистанционное образование. Для этого необходимо адаптировать работу кадрового состава. На данный момент ТолГУ занят внутренней реструктуризацией, в частности вводится система ранжирования должностей административно-управленческого персонала. Из 118 человек осталось 79, за счёт сокращения численности сотрудников поднялась их зарплата и резко повысилась исполнительская дисциплина. Следующим шагом станет «чистка ППС». По мнению Райтера, все эти мероприятия повысят эффективность работы вуза и позволят ему добиться намеченных целей.

Тема круглого стола оказалась столь актуальной, что её обсуждение длилось без малого пять часов, а кулуарные беседы продолжались в близлежащих кафе почти до самого вечера. Вопросов у вузов остаётся немало. Меняется экономическая ситуация, вузы выталкиваются в реальную конкурентную среду, поэтому им нужно чётко понять, как формировать стратегии своего дальнейшего развития. Представители Минобрнауки России заверили, что внезапных судьбоносных решений приниматься не будет и процесс реформирования системы будет скорее эволюционным. В любом случае, вузам необходимо тщательно просчитать все свои риски и отказаться от балласта, который ставит под угрозу их будущее.

Присутствовавшая на круглом столе Ирина Аржанова, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, в интервью STRF.ru поделилась своим видением того, зачем именно вузам нужны программы развития и какими они должны быть. Смотрите видеозапись.

РЕЙТИНГ

3.00
голосов: 8

Галереи

Экскурсия по Министерству образования и науки

В этом альбоме – исторические и современные фотографии зданий Министерства образования и науки РФ на Тверской улице и в Брюсовом переулке.

31 фото

Обсуждение