Наука и технологии России

Вход Регистрация

В Общественной палате обсудили судьбу образования

Реформа образования: как избежать катастрофы. Такую тему решила обсудить телеведущая Тина Канделаки с кандидатами в президенты. Только Владимир Жириновский и Сергей Миронов согласились приехать в Общественную палату РФ по её приглашению. Владимир Путин и Михаил Прохоров прислали своих представителей, а Геннадий Зюганов и вовсе проигнорировал собрание.

Тина_Канделаки
Тина Канделаки

Владимир_Жириновский
Владимир Жириновский

Перед началом круглого стола, который задержался почти на час, Тина Канделаки несколько раз извинялась перед теми, кого она пригласила, – учителями, директорами и активными участниками её форума «Умная школа». У кандидатов в эти последние перед выборами дни всё время буквально расписано по минутам: дебаты, заседания в Госдуме, встречи с избирателями. Вот и в Общественную палату они подходили по очереди, перед появлением каждого из них Тина многократно созванивалась с помощниками кандидатов. Первым пожаловал лидер «Справедливой России», а завершил встречу глава ЛДПР. Его выступление оказалось самым эмоциональным, ярким и, пожалуй, эпатажным.

Жириновский: школа без экзаменов и английского

Главный тезис образовательной концепции Владимира Жириновского: снизить «бешеную» нагрузку в школе: «Мы давим молодое поколение, оно вырастает больным. Занятия должны заканчиваться в два часа дня. А потом – бесплатный обед и для школьников, и для студентов. Никакого домашнего задания. Пусть дети отдыхают, дайте им больше свободного времени».

Школа должна быть трёх типов: мужская, женская и смешанная. Какую предпочесть, дети могут выбирать сами. 9 классов обязательны, остальные – по выбору учеников. Обучение в школе, по мнению Жириновского, надо продлить до 12-го и, возможно, 13-го класса. С 10-го начинать профориентацию, чтобы к концу учёбы дети могли более осознанно выбрать будущую профессию.

«В вузы надо разрешить поступать всем желающим без экзаменов, – убеждён лидер ЛДПР. – Тех, кто не справится с программой, отчислят. Жизнь всё расставит по местам. Чтобы в престижных вузах не возникало ажиотажа из-за слишком большого количества студентов, им можно предоставить право проводить собеседование и отбирать самых достойных. Студенты должны получить возможность выбирать дисциплины: допустим, из двухсот 50 обязательных для изучения. Но только тех, которые им действительно интересны и пригодятся в дальнейшем».

Ещё одно неожиданное предложение кандидата Жириновского – перестать навязывать изучение иностранных языков: «Это потеря времени впустую. В американских вузах никто не заставляет изучать чужой язык, а в России хотят поклоняться Западу. Если бы мне вернули молодость, я бы не стал изучать ни один из тех четырёх языков, которые знаю, – ни английский, ни немецкий, ни французский, ни турецкий. Где мне использовать эти знания? Лучше бы изучал право, экономику, искусство, а всё, что надо, мне переведут».

Очень много Владимир Жириновский говорил о национальном вопросе. Чтобы в стране не возникало на этой почве конфликтов, надо активнее заниматься просвещением, с раннего возраста разъяснять детям, что они живут в многонациональной стране, рассказывать об обычаях и традициях других народов и конфессий. «На телевидении раз в неделю можно было бы проводить всероссийский урок, который вёл бы министр образования», – предложил Жириновский.

Кто мог бы стать новым министром, лидер ЛДПР пока затрудняется сказать. Для него очевидно одно: Министерство образования и науки надо разделить на два ведомства. Первое, которое следует назвать министерством просвещения, должен возглавить «уникальный человек», которого уважали и хотели бы слушать учителя.

Миронов: против бакалавров и ЕГЭ


Сергей_Миронов
Сергей Миронов

Выступление Сергея Миронова оказалось более сдержанным и основанным на страхах и мифах вокруг образования, которые бродят в обществе. В его концепции три постулата: бесплатность, общедоступность и фундаментальность. «После вступления в силу 83-ФЗ (закона о бюджетных учреждениях) никто не гарантирует, что образование останется бесплатным, – предупредил лидер “Справедливой России”. – Уже сейчас родителям приходится доплачивать за все факультативы в школе, почти все кружки. Из 7,5 миллиона студентов в России больше половины – 4,5 миллиона получают высшее образование за деньги. Я против определения: образование – это услуга. Это не услуга, а обязанность государства».

Миронов предлагает увеличить расходы государства на образование и науку до 7 процентов ВВП. Откуда взять деньги? По его мнению, руководство страны сегодня не проявляет политической воли для пополнения бюджета. Например, если бы ввели госмонополию на производство и оборот этилового спирта, то это принесло бы дополнительный доход в казну в размере не менее полутриллиона рублей.

Деньги нужно прежде всего направить на повышение зарплаты учителей – она должна увеличиться как минимум в 4–5 раз. Чтобы повысить престиж профессии учителя, необходимо предусмотреть целый комплекс преференций для работников образования – снабдить бесплатно каждого педагога современным ноутбуком, предоставить возможность раз в месяц посещать музей за счёт государства и т.д.

Сергей Миронов также предложил отказаться от ЕГЭ и перевести его сдачу на добровольную основу: «Единый госэкзамен не решил ни одну проблему образования: не избавил нас от коррупции, не повысил эффективность работы школы. Наоборот, сегодня никто не заинтересован в истинных результатах ЕГЭ. От них зависит судьба губернаторов, директоров, учителей. Все хотят представить результаты своей работы в более выигрышном свете».

Вместо ЕГЭ Миронов считает необходимым ввести независимую систему оценки качества образования. Экзамен у школьников должны принимать комиссии в составе педагогов школ и вузов из других регионов, чтобы они не знали, куда собирается поступать ученик, и не были заинтересованы в результатах.

Сергей Миронов высказался и против перехода российских вузов на двухуровневую систему образования: «Мы навесили на себя все обязательства Болонского процесса, как хомут на шею. Работодатели до сих пор не понимают, кто такие бакалавры. Российская инженерная школа – наше конкурентное преимущество. Нам надо её сохранить и развивать, придерживаясь пятилетнего срока обучения как стандарта высшей школы».

В конце выступления Миронов честно признался, что он не очень большой специалист в вопросах образования. Есть люди, которые намного лучше разбираются в этой теме. И один из них, которого он назначил бы министром образования, – Олег Смолин.

Прохоров: за ЕГЭ или против?


Ирина_Прохорова
Ирина Прохорова

Интересы Михаила Прохорова в Общественной палате представляла его сестра Ирина Прохорова. Первым делом она похвалилась, что её кандидат подготовил «первую народную программу», которая была вывешена в сети для обсуждения. Поступающие замечания учитываются до сих пор, хотя до выборов остались считанные дни. Оказывается, по многим вопросам кандидат ещё не определился и продолжает менять своё мнение. Например, в выдержках из президентской программы Михаила Прохорова, которую раздали участникам круглого стола, предлагается «отменить ЕГЭ и разработать совместно с учительским сообществом более приемлемую форму контрольного экзамена».

Ирина Прохорова пояснила: это старый вариант документа. Её брат не против ЕГЭ. Отказаться от госэкзамена и вернуться к старой системе будет гораздо сложнее. Главный недостаток нынешнего ЕГЭ в том, что он слишком формализован и не учитывает специфику разных предметов. Нужно пересмотреть принципы его организации, и тогда всё будет хорошо.

В целом концепции развития российского образования у Михаила Прохорова, судя по всему, нет. И это не его проблема. «У нас в стране нет модели будущего, – сказала Ирина. – Пока мы не определимся, в какой стране хотим жить, какого человека для какого государства готовить, концепции образования не будет».

Все реформы образования воспринимаются обществом в штыки, потому что они пытаются увязать в себе противоречащие друг другу тенденции. С одной стороны, речь идёт о попытках сделать школу современной, развернуть её к новым технологиям, а с другой – сокращается количество часов по базовым предметам. В России существенно недооценивают роль гуманитарной составляющей в образовании. В то время как её надо усиливать.

«Мы пока системно не определили, что было хорошего в советском образовании, что надо сохранить, а что – изменить, – считает Ирина Прохорова. – Мы совершаем традиционную российскую ошибку – всё сломать и построить заново. В программе Прохорова говорится, что необходимо сохранить лучшие традиции и развивать образование согласно концепции развития общества как открытого, цивилизованного и богатого интеллектуальными ресурсами».

Путин: продолжаем реформы

Школьную часть президентской программы Владимира Путина изложил Владимир Бурматов, первый зампред комитета по образованию Госдумы РФ и завкафедрой политологии Российского экономического университета им. Плеханова.

В целом предлагается продолжить начатые в последние годы реформы. Первая мера, которую обозначил представитель премьер-министра, связана с доведением средней зарплаты учителей до средней по региону. В основном эта задача решена. Но это не значит, что увеличение дохода педагогов на этом закончится. Сделан только первый шаг. Скоро прибавку получат и преподаватели вузов. «Это крайне важно, – подчеркнул Бурматов. – Мы должны избавиться от ситуации совместительства, которое крайне негативно сказывается на качестве работы вузовских сотрудников, о чём могу судить по своей кафедре».

Стипендия студентов возрастёт до 5 тысяч рублей. Кандидат Владимир Путин надеется, что благодаря этой мере студенты (хотя бы первых курсов) перестанут тратить время на подработку и сосредоточатся на учёбе.

ЕГЭ, конечно же, отменять не будут. Но устранят его минусы. «Мы не знаем, как конкретно надо реформировать систему оценки знаний учеников, – признался Владимир Бурматов. – В этом вопросе надеемся на экспертов. Без их помощи не обойтись. При комитете по образованию Госдумы уже создали 18 экспертных советов. Будем их привлекать к решению этих вопросов».

Финансирование системы образования сохранится в полном объёме. Все социальные обязательства, которые связаны с реформами, бюджет вытянет. Оппозиционеры ссылаются на то, что сегодняшний консолидированный бюджет образования (3,2 триллиона рублей) недостаточен. «Можно обещать и 15, и 20 процентов ВВП. Но наш кандидат не может давать пустых обещаний, хотя, возможно, это прибавило бы ему рейтинга, потому что ему придётся выполнять свои обязательства», – объяснил участникам круглого стола Владимир Бурматов позицию Путина по вопросу повышения расходов государства на образование.

За кого голосовать?

За 10 минут до окончания круглого стола Тина Канделаки ещё раз попыталась связаться с лидером КПРФ. Но тот так и не согласился подъехать в Общественную палату.

Эту встречу телеведущая устроила, чтобы понять, каковы образовательные концепции кандидатов в президенты. Предвыборная кампания подходит к концу, а вопросы образования никто детально не обсуждал. Между тем, именно от них зависит развитие страны, её будущее. И позиция кандидатов по этому вопросу для многих избирателей могла бы стать определяющей при выборе президента, считает Канделаки. Насколько они были убедительны – решать каждому из вас. Но у меня осталось ощущение, что концептуально судьба российского образования выглядит туманно.

РЕЙТИНГ

4.50
голосов: 6

Галереи

Научный террариум Зоологического музея МГУ

Научный террариум Зоологического музея МГУ на Большой Никитской, 6 отметил первую годовщину своего существования 4 февраля 2012 года. Посетители террариума могут наблюдать различных гекконов, включая очень редких, агам, игуан, сцинков, других рептилий, а также змей. С бородатой агамой, популярной среди содержателей домашних террариумов благодаря покладистому нраву, можно пообщаться и лично. Кроме того, можно застать йеменского хамелеона за уникальным и совсем не свойственным ему в дикой природе занятием – здесь он часами играет с висящими на леске открытками. Террариум открыт для посетителей по субботам и воскресеньям с 11 до 17 часов

37 фото

Обсуждение