Наука и технологии России

Вход Регистрация

Каждые полгода пишу кандидатскую

Федеральная целевая программа «Кадры», как и любая программа поддержки научных исследований, безусловно, важна. Но многое в ней можно и нужно поменять – в частности, неудобные формы отчётности и схемы финансирования. Так полагает Григорий Цизин, профессор кафедры аналитической химии химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Григорий_Цизин
Григорий Цизин: «Сначала надо отчитаться за полгода, а потом переведут сумму, которую мы должны израсходовать в течение недели. Это просто кошмар!»

В рамках ФЦП на кафедре создают высокочувствительные методы поиска органических веществ в разнообразных средах. В первую очередь речь идёт о ядах, но и контроль концентрации безвредных и даже полезных веществ иногда совершенно необходим: например, когда требуется определить процент содержания глюкозы в крови диабетиков или в соках и напитках.

Расскажите о направлениях вашей работы.

– В первую очередь перед нами стоят экологические задачи. Скажем, поиск остатков топлива при падении ступеней ракет. Вокруг космодромов, особенно Байконура, немало загрязнённых районов. Самое распространённое жидкое ракетное топливо, «гептил», – очень токсичное вещество. Оно мгновенно вступает во взаимодействие с почвой, с водой. Обнаружить исходное топливо достаточно сложно, а продуктов его деградации – уже целый набор. Мы предложили много методик их поиска. Они рекомендованы для госконтроля такого типа загрязнений.

И уже применяются на практике?

– Да. Мы давно сотрудничаем с Роскосмосом. В целом партнёров очень много. Не меньше пятидесяти организаций. Мы занимаемся контролем лекарств, пищевых продуктов… Абсолютно новый подход – определять суммарную (подчёркиваю: именно суммарную) концентрацию хлор-, фосфор-, серосодержащих органических соединений. Все они очень токсичны.

Также мы разработали новые методы диагностики заболеваний. Например, контроль выдыхаемого воздуха. В нём можно найти следы веществ-маркеров лёгочных и других заболеваний. Это очень важная проблема – неинвазивная диагностика, не повреждающая кожные покровы или слизистые оболочки.

Перейдём к ФЦП. Кто принимает в ней участие?

– В нашем проекте заняты в среднем 14 аспирантов и 10 студентов. В научных группах есть руководители, исследователи и молодёжь. Её большинство. Молодёжь – суть университета. Ребята публикуют первые статьи, проникаются атмосферой научного поиска...

Как выбираете студентов?

– У нас налажен поток, как в любом вузе: на втором курсе студенты – всего около 250 человек – начинают выполнять курсовые. Из них 35–40 пишут на нашей кафедре и дипломные работы, 16–17 поступают в аспирантуру. Как правило, все исследования долгосрочные. Именно будущие дипломники и аспиранты участвуют в ФЦП.

Чем вам помогла целевая программа?

– Давайте будем говорить откровенно: какая у студента стипендия? Около двух тысяч рублей. У аспиранта чуть больше. Поэтому в первую очередь ФЦП помогает в денежном плане. Но финансирование устроено плохо. На деньги госконтракта мы не можем купить ни оборудование, ни расходные материалы. Вынуждены пускать все средства на зарплату. Небольшая поддержка большому коллективу. С одной стороны, без этих денег было бы ещё хуже. Но всех проблем мы с этими деньгами не решаем. Кроме того, поступают деньги лишь в конце этапа.

Сначала надо отчитаться за полгода, а потом переведут сумму, которую мы должны израсходовать в течение недели. Это просто кошмар! Хотелось бы иметь хотя бы небольшой люфт по времени.

Есть ли ещё минусы?

– Второй недостаток – отчётность. Раз в полгода мне приходится в одиночку писать, по сути, кандидатскую диссертацию! Причём строго по ГОСТу. В научных документах на первом месте всегда суть дела, на втором – форма. А данная программа (и все федеральные программы) основана на представлениях, пришедших из старых времён. Бесконечные ссылки на нормативные документы… В итоге в отчёте около двухсот страниц, хотя суть дела можно изложить на двадцати. Мне, например, возвращают отчёт, если название над таблицей начинается не с первой строки, а с третьей. Или если подпись под рисунком не центрирована. И подобные замечания – на каждом шагу. Весь отчёт приходится переделывать. Из-за этого многие, кстати, не участвуют в подобных программах. Отчётность очень тяжёлая.

А как её упростить?

– Есть положительные примеры. В частности, гранты президента России или РФФИ. Отчёты требуются точные, но совсем по другой форме. В течение двух дней вполне можно отчитаться за год.

РЕЙТИНГ

4.20
голосов: 5

Галереи

Итоговая коллегия Минобрнауки России 18 февраля 2012 года

18 февраля 2012 года состоялось расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки РФ с участием главы Администрации Президента РФ Сергея Иванова и министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной. В ходе заседания были подведены итоги работы министерства не только за 2011 год, но и за все восемь лет его существования

34 фото

Обсуждение