Наука и технологии России

Вход Регистрация

Бухгалтерский ученико-час

Новую систему оплаты труда (НСОТ) в экспериментальном режиме начали вводить в школах 22 регионов России несколько лет назад. Смысл в том, чтобы отказаться от тарифной сетки и установить зависимость зарплаты педагога от количества обучаемых им детей. Предполагается, что доход педагога будет состоять из основной, одинаковой для всех, части и так называемой стимулирующей, выплачиваемой за конкретные достижения. Эти части должны делиться в соотношении 70 к 30. Хорошая, казалось бы, идея была воспринята в школах крайне неоднозначно и усилила социальную напряжённость в педагогической среде. Каковы аргументы сторонников и противников НСОТ, пытались выяснить на круглом столе «Система оплаты труда учителя: кто и как оценивает наших учителей?», прошедшем 8 февраля в Московском Доме учителя.

Круглый_стол_Система_оплаты_труда_учителя_кто_и_как_оценивает_наших_учителей

Алексей Голубицкий, директор сельской школы в Калининградской области, сообщил, что в его регионе эта система действует уже давно, переходный этап закончился. «Нормативно-подушевое финансирование – правильный инструмент, – считает он. – Раньше элитарные школы не были заинтересованы в работе со слабыми учениками, вытесняя их в другие учебные заведения. Теперь же, когда зарплата учителя напрямую зависит от количества детей в школе, такая практика стала экономически нерентабельной». НСОТ выгодна, в частности, для малокомплектных сельских школ, так как для них разработаны повышающие коэффициенты, и они не чувствуют себя ущемлёнными в финансовом плане даже по сравнению с крупными городскими центрами образования.

Елена_Козырева
Директор московского центра образования № 1601 Елена Козырева хвалит НСОТ

«Мы динамично развиваемся, – сказал Голубицкий. – За последнее время смогли привлечь около 200 учеников из соседнего города. Усилился приток молодых специалистов. Когда перед началом учебного года у нас появилась вакансия учителя начальных классов, мы дали объявление в газету. В результате конкурс составил 14 человек на место, так как смогли предложить неплохую для нашего региона зарплату – 20 тысяч рублей». Таких условий сельской школе без новой системы обеспечить не удалось бы при всём желании.

Хвалебную речь в адрес НСОТ произнесла и директор московского центра образования № 1601 Елена Козырева. В столице эту систему стали вводить год назад. Как сообщили участники круглого стола, на сегодняшний день на неё перешло около 90 процентов всех учебных заведений города. «НСОТ – основа модернизации общего образования, – подчеркнула Козырева. – Теперь положение об оплате труда учителей разрабатывают в каждой школе самостоятельно, с учётом мнения самих сотрудников и родителей. В основе системы лежит понятие “ученико-час”:

чем больше детей обучает преподаватель, тем выше у него зарплата.

Кроме количественного фактора, играет роль и специфика работы – в нашем положении отдельными параграфами прописаны особенности работы учителей с учениками с ограниченными возможностями, одарёнными и так далее. Для всех этих категорий предусмотрены особые коэффициенты, по которым рассчитывается зарплата».

Директоров с их позитивным настроем урезонили преподаватели. Учитель русского языка и литературы из Череповца Андрей Успенский (победитель конкурса «Учитель года – 2009») признал, что НСОТ по своей сути, возможно, и неплоха, но проблема заключается в том, что в разных регионах очень сильно разнится годовое госфинансирование, выделяемое на одного ученика. Например, в его родном городе один ученик «стоит» 16 тысяч рублей, в то время как в Москве, в школе Елены Козыревой, – от 63 до 123 тысяч, в зависимости от класса. Соответственно, Успенский делает вывод:

зарплата учителя зависит ещё и от того, где он работает.

Вадим_Муранов
Учитель из Подмосковья Вадим Муранов: «Мне непонятно, почему для всех школ применяется один образовательный стандарт, а нормы финансирования очень сильно разнятся между регионами»

Например, стимулирующая часть его собственной зарплаты составляет 1300 рублей, всего же за 28 часов в неделю (полторы ставки) он получает 18 тысяч рублей «грязными». «Школе не хватает даже на 70 процентов обязательных выплат. Просто неоткуда взять деньги. В результате у учителя остаётся один стимул – заниматься репетиторством», – замечает он.

Учитель из Подмосковья Вадим Муранов поддержал коллегу. В его школе стимулирующая часть фонда оплаты труда составляет 15 тысяч рублей в месяц на 30 педагогов. Таким образом, сверх обязательной части он получает только 500 рублей. Ещё одна претензия с его стороны – зависимость оплаты труда педагога от формализованных критериев (победы учеников на олимпиадах и др.). «Я готов отдать эти деньги чиновникам, лишь бы они перестали говорить о стимулировании педагогов, – эмоционально заявил Муранов. –

Мне непонятно,

почему для всех школ применяется один образовательный стандарт, а нормы финансирования очень сильно разнятся между регионами.

За МКАДом тоже живут люди. В чём разница работы учителя в Москве, Пензе, Рязани? Дети те же, нагрузка та же. Если учитель после уроков целый час общается с ребёнком, какой должна быть надбавка к его зарплате? Почему финансирование одного ученика в Москве – 120 тысяч, а в регионе – 15 тысяч? Решением проблем образования занимаются бухгалтеры – в этом вся проблема».

Директор казанской школы Павел Шмаков перевёл дискуссию на философский лад. Он сравнил школы России и Финляндии, где проработал около 10 лет. По его словам, финские школы добрее. Если в России говорят о знаниях, умениях и навыках, то в Финляндии заботятся прежде всего о том, чтобы ребёнок был счастлив. В финских школах почти нет драк, много средств, в отличие от России, тратится на подтягивание отстающих. По его мнению, думать надо не только об оплате труда, но и об изменении самой идеологии работы школы.

О проблемах оплаты труда можно дискутировать бесконечно – пожалуй, это одна из самых неиссякаемых и злободневных тем. Но чтобы прийти к решению, надо с чего-то начать. Участники круглого стола пришли к выводу, что прежде всего нужно добиваться выравнивания объёмов государственного финансирования школ в разных регионах. Должна быть общая планка, от которой все могли бы отталкиваться, а дальше всё будет зависеть от возможностей конкретного субъекта РФ – какую часть местного бюджета власти будут готовы направить на доплаты учителям.

РЕЙТИНГ

3.00
голосов: 2

Галереи

Всероссийский съезд учителей физики и биологии

28 июня 2011 года в Фундаментальной библиотеке МГУ прошёл первый в новейшей истории всероссийский съезд учителей физики и биологии, проводимый под девизом "МГУ и СПбГУ - школам". На пленарном заседании выступили ректор МГУ Виктор Садовничий, президент СПбГУ Людмила Вербицкая, представители Минобрнауки РФ, а также учёные, имеющие отношение к преподаванию естественных наук. В фойе библиотеки работала выставка учебных пособий, большинство из которых вызывали у учителей большой интерес и желание немедленно получить такие чудеса для своей школы.

26 фото

Обсуждение