Наука и технологии России

Вход Регистрация

В вузе жизнь кипит

Незадолго до Нового года STRF.ru решил пойти в народ и узнать, как живётся российским студентам. Чем запомнился им 2011-й? Что интересного и важного произошло у них в вузах и в целом в стране? Чтобы мнения были по-настоящему разными, мы поговорили с ребятами из Московского института стали и сплавов (НИТУ «МИСиС»), Московского педагогического госуниверситета им. Ленина (МПГУ) и Российского гуманитарного госуниверситета (РГГУ). Самыми активными оказались молодые люди, поэтому их в нашем опросе большинство.

Язык до Китая доведёт

Денис Насонов, студент 4 курса факультета иностранных языков МПГУ:

Денис_Насонов Денис Насонов: «Китайцы скоро захватят мир и Россию, в частности. Следовательно, надо знать хорошо язык»

– Я изучаю английский, немецкий и китайский. Китайцы скоро захватят мир и Россию, в частности (улыбается – прим. STRF.ru). Следовательно, надо знать хорошо язык, чтобы налаживать с ними контакты.

Главный язык у нас – английский. Его мы изучаем 5 лет. Ещё один иностранный добавляется со второго курса. А третий, четвёртый и прочие можно самому учить за отдельную плату с третьего курса. Китайский я осваиваю второй год. Очень сложно, но интересно. В нашем вузе его преподаёт китаянка. По-русски она плохо говорит. Поэтому в основном корректирует произношение и в силу своих возможностей что-то объясняет. А так всё базируется на самопознании.

Этим летом я участвовал в программе «Тандем». Нас поселили на 3 недели с австрийцами в общежитии Института русского языка им. Пушкина в Москве. Каждому российскому участнику (всего было по 35 с каждой стороны) подбирался австрийский партнёр для тандемного обучения. Три раза в неделю проходили совмещённые занятия. На первой половине мы помогали австрийцам с русским, а на второй – они нам с немецким. В свободное время показывали гостям Москву. Для меня это был очень занимательный опыт. В том числе мне как москвичу всегда хотелось пожить в общежитии, узнать, что это такое.

Следующим летом я собираюсь на стажировку в Германию, в Мюнхен, где буду 3 месяца жить. Уже оформляю заявку в университете. Стоимость 1000–1500 евро.

Сейчас у меня проходит первая школьная практика (ноябрь-декабрь). Я преподаю язык в двух седьмых классах. С детьми работать интересно, весело, забавно. Но усмирить их бывает подчас сложно. Так, 7 «Б» всё хорошо воспринимает, молодцы. А 7 «А» постоянно бузит, им лишь бы урок сорвать. Самыми разными способами воздействую. И ругаюсь, и «двойки» ставлю, и замечания в дневник пишу.

Вообще, я в школу не собираюсь идти работать. В моих планах получить второе высшее – в сфере туризма или бизнеса. Ещё мне хотелось бы выучить испанский и итальянский. В перспективе, может быть, открою собственные языковые курсы. Я хочу работать на себя.

Степан Волков, студент 4 курса факультета металлургии цветных металлов и золота НИТУ «МИСиС»:

Степан_Волков Степан Волков: «У меня нет чёткого ощущения, что английский как-то пригодится в будущем»

– Этот год довольно сложный – для нас он выпускной. Скоро получим диплом бакалавров. Уже идёт подготовка к курсовым по специальности, которые пригодятся для поступления в магистратуру. Бакалавров в России пока недооценивают на предприятиях. Их считают людьми с неоконченным высшим, скептически воспринимают. Поэтому нужно идти в магистратуру. Только после неё можно рассчитывать на нормальную работу. Из нашей группы почти все собираются продолжить учёбу, кроме граждан Узбекистана, которые по договору должны вернуться к себе в страну после бакалавриата.

Наш ректор активно вводит разные новшества. Например, усиливает подготовку по английскому. Это всё не очень правильно делается. Нужно изучать язык на семинарах, а не просто давать задания на дом. То есть нам увеличили не количество часов, а объём домашнего задания. Я, например, посвятил три недели всем этим заданиям. Очень сложные статьи (в том числе научные), терминологии много. Даже преподаватели не всегда могут точно объяснить, что имеется в виду. При этом у меня нет чёткого ощущения, что английский как-то пригодится в будущем.

После вуза я собираюсь устроиться работать по специальности. Не исключаю, что уеду из Москвы. Например, на Удоканское медное месторождение, в Читинскую область. За границу ехать не хочу. Свои инженеры должны оставаться в своей стране.

Виктория Миронова, студентка 1 курса Института базового образования НИТУ «МИСиС»:

Виктория_Миронова Виктория Миронова: «Весь 11-й класс готовилась к экзаменам. Штудировала историю, русский и английский. Остальные предметы почти не учила»

– Самое главное событие этого года – поступление в университет. Подавала документы во многие вузы на лингвистические отделения, но попала только в «МИСиС», и то – на платное. Если я буду хорошо учиться, то смогу перевестись на бюджет. Но там всего 10 мест. Только если кого-то отчислят.

По ЕГЭ набрала 236 баллов. Весь 11-й класс готовилась к экзаменам. Штудировала историю, русский и английский. Остальные предметы почти не учила.

В принципе, я довольна, что поступила в этот вуз. Мне всё нравится, интересно, много нового узнаём. Основной предмет – практика английского. Преподаватели настроены на то, чтобы мы как можно больше слов выучили, не боялись разговаривать, чтобы произношение было чистое. В дальнейшем начнётся специализация – технический перевод. Это тоже свои плюсы имеет. Востребовано. Полученные знания можно будет применить в разных отраслях. Например, в «Росатоме» нужны переводчики.

Выборы: за и против митингов

Станислав Пантелеев, студент 4 курса кафедры телевизионных, радио- и интернет-технологий факультета журналистики РГГУ:

Станислав_Пантелеев Станислав Пантелеев: «На митинге порадовало количество народа в оппозиции»

– В жизни страны мне запомнились митинги против фальсификации результатов выборов. Первый из них на Болотной площади (10 декабря), в котором я лично участвовал, порадовал количеством народа в оппозиции. Если сравнить с фестивалем «Анти-Селигер», который проходил этим летом в Химкинском лесу, туда приехали гораздо меньше людей. Там были лекции г-на Навального, Артемия Троицкого, Олега Кашина, Леонида Парфёнова – в принципе, тех же людей, которые были на Болотной площади.

Честно говоря, я ходил без каких-либо убеждений. Ни к какой партии я не принадлежу, приоритетов не расставляю, но посмотреть на всё это было интересно с профессиональной точки зрения, нежели с политической или партийной. После посещения митинга я для себя сделал вывод, что абсолютно расставлять приоритеты в этом отношении нельзя (чётко за оппозицию или за «Единую Россию»). И там и там, скажем, банально есть плохие и хорошие люди, преследующие определённые цели. В той же оппозиции есть люди, которые реально борются за идею, а не за возврат власти как, например, раздражающий многих г-н Немцов.

Если рассматривать не только политическую жизнь, то могу сказать, что в этом году большое впечатление на меня произвёл фильм финского режиссёра Аки Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку». А вот «Высоцкий. Спасибо, что живой» не очень порадовал. Исполнитель главной роли Сергей Безруков немного приелся. Хотя я ожидал от режиссёра Буслова много более худшей картины.

Я хочу после РГГУ поступить в Щукинское училище, на актёрский факультет. В феврале собираюсь на подготовительные курсы. У меня есть к этому большой интерес. Я за инновации в театре. Кирилл Серебренников мне нравится. Самые интересные подходы – у Григория Горина – «Тот самый Мюнхгаузен» или спектакль «Поминальная молитва». Горин реально был великим человеком. Сейчас таких деятелей искусства я, к сожалению, не знаю.

Ренат Галеев, студент 2 курса исторического факультета МПГУ:

Ренат_Галеев Ренат Галеев: «Я не поддерживаю митинги. Наш президент и премьер-министр во время кризиса сумели не только не “разбазарить” бюджет, но ещё и немного пополнить его»

– Самое яркое впечатление этого года – сдача экзамена по истории России в летнюю сессию. Мне это удалось только с 13-й попытки.

В школе история была моим самым любимым предметом. У меня всегда были хорошие оценки. Когда я пришёл в университет, то понял, что об истории России я крайне мало знаю. К тому же в школе, чтобы у человека не было «хвостов», его постоянно подстёгивают, заставляют учиться. А в вузе ты полностью предоставлен сам себе. Так что я, видимо, немного расслабился.

В истории мои самые любимые периоды такие: Вторая мировая война и правление Наполеона, которого я считаю одним из величайших полководцев. Мне только жаль, что он был слишком увлечён своими амбициями. Что касается разных трактовок роли нашей страны в войне, то в начале сражений мы, конечно, получили большую оплеуху. Зная донесения разведчиков, которые находились на территории Германии, наше командование сочло их обычной «уткой». Особо к этому не готовился никто. Был подписан пакт о ненападении – что мы с Германией друзья, и всё такое прочее. Но в итоге, как известно, всё вышло наоборот. Остановить мощнейшую немецкую военную машину нашим солдатам стоило огромных героических усилий. До этого немцы брали европейские страны за кратчайшие сроки.

По поводу последних событий в стране могу сказать, что я не поддерживаю митинги. Наш президент и премьер-министр во время кризиса сумели не только не «разбазарить» бюджет, но ещё и немного пополнить его. Допустим, придут сейчас к власти коммунисты. Ровным счётом ничего не изменится. У нас будет такая же ситуация, как в КНДР. Может быть, только флаг поменяется. Альтернативные партии? ЛДПР – это нонсенс. Если брать результаты выборов у «Яблока», то у них очень маленькая явка на избирательных участках. Возможно, в каких-то регионах страны «Яблоко» и пользуется авторитетом, но только не в Москве и не в Петербурге. Так что я поддерживаю «Единую Россию».

Илья Тарбеев, студент 2 курса факультета управления РГГУ:

Илья_Тарбеев Илья Тарбеев: «Я голосовал за “Яблоко”. Да, у каждой партии не всё идеально, но из того, что представлено, эта партия мне ближе всех»

– Я ходил на Болотную площадь. Там было много моих знакомых. Но пересечься из-за большого количества народа было невозможно. Меня не устроили результаты выборов. Очень много разных записей и прочих материалов, подтверждающих фальсификации. В такой ситуации, мне кажется, нужно устраивать перевыборы. Лично я голосовал за «Яблоко». Да, у каждой партии не всё идеально, но из того, что представлено, эта партия мне ближе всех.

В вузе, если сравнивать с прошлым годом, учиться стало интереснее. Меньше общеобразовательных предметов. Всё больше приближаемся к профессии. Я учусь на рекламиста. Мне бы хотелось заниматься визуальной рекламой или билбордами (печатной продукцией). Пока что университет даёт только основы. Сам пытаюсь что-то для себя по специальности найти. Записался на курсы креативной рекламы. Получаю дополнительное образование.

Хотелось бы, чтобы наше образование приблизилось к европейским стандартам, чтобы студенты могли выбирать те предметы и курсы, которые им интересны и нужны. Пока до этого нам далеко.

Мария Тимашова, студентка 2 курса исторического факультета МПГУ:

Мария_Тимашова Мария Тимашова: «Многие рассуждения митингующих, по меньшей мере, наивны»

– Запомнились, разумеется, выборы, митинг на Болотной площади. Мы следили за событиями в интернете. Это выглядело несколько смешно. Поскольку нам преподают политологию, то, исходя из полученных знаний, понимаем, что многие рассуждения митингующих, по меньшей мере, наивны. Такая волна недовольства связана, наверное, с возросшей активностью жителей страны. Хотя в целом наше гражданское общество пока находится на стадии становления.

Я поступила на исторический, потому что история помогает выявить причины, демонстрирует причинно-следственные связи и учит нас их различать. Я выбирала между юриспруденцией и историей. Юристы видят только следствие. А историки сначала видят причину. В дальнейшем я всё-таки хотела бы ещё получить юридическое образование. Свою карьеру вижу в качестве аналитика в сфере политологии или госслужащего.

В поисках призвания

Алексей Лебедев, студент 1 курса географического факультета МПГУ:

Алексей_Лебедев Алексей Лебедев: «Я не понимаю, как объяснять детям предмет, чтобы они его знали и могли сдать пресловутый госэкзамен»

– Этот год для меня знаменательный – я поступил в вуз. Выбрал педагогическую специальность потому, что чувствую – это моё призвание. Хочу учить детей, передавать им свой опыт. В педагогическом университете есть возможность совместить две мои любимые вещи: изучать географию и английский.

Ещё пробовал поступать в МГУ. На геофак не хватило 4 балла по ЕГЭ (проходной – 298). А на филфаке – 37 (проходной 360). В МПГУ проходной балл составил 161, если не ошибаюсь. В общем, в педагогический практически не было конкурса. Туда мало кто идёт целенаправленно. Я же счастлив, что здесь учусь. Великолепная атмосфера, прекрасные преподаватели. У нас в группе 20 человек. Причём ровно пополам молодых людей и девушек. Впервые такое в истории. Где-то около трети студентов приехали из регионов.

Существует стереотип, что педагогическое образование в России низкого качества. Не знаю, как в других вузах, но у нас приходится очень много работать. Мы учимся 6 дней в неделю, по 3-4 пары в день. Достаточно объёмные домашние задания, особенно по профильным предметам – английскому, землеведению, психологии. Но выполнять их не в тягость, как в школе.

Я рассматриваю ЕГЭ с двух точек зрения. С одной стороны, он мне нравится, потому что не так труден. С другой, меня как будущего преподавателя он немного тормозит. Я не понимаю, как объяснять детям предмет, чтобы они его знали и могли сдать пресловутый госэкзамен. В прошлом году моя знакомая занималась географией в МГУ, учила теорию, ходила на курсы. Вроде как МГУ, имя, должно быть всё хорошо! А в итоге она сдаёт экзамен на 43 балла.

При этом я считаю, что ЕГЭ ни в коем случае нельзя отменять. Современные дети на него уже нацелены с младших классов. Для альтернативы престижные вузы должны вводить свой дополнительный экзамен по специальности, чтобы проверять знания учащихся.

Вероника Носуля, студентка 3 курса факультета экологии и инжиниринга НИТУ «МИСиС»:

Вероника_Носуля Вероника Носуля: «Может, вообще не пойду работать, буду сидеть дома и рожать детей»

– В институте, если честно, ничего интересного не происходит. Конечно, сложнее учиться стало. На первом-втором курсе повторяли школьную программу, а сейчас уже тяжелее – новое началось по специальности. Я ещё записалась на курсы ораторского искусства. Это по желанию. Чтобы в общении с людьми было легче.

В МИСиС я поступила, потому что мои родители и сестра здесь учились. Привили с детства любовь к этому вузу. Иногда жалею, что сюда поступила, может быть, следовало выбрать что-то более «женское». С другой стороны, вроде бы и тут нормально. Тем более мне хорошо даются физика и математика.

О профессиональной карьере пока не задумывалась. Может, вообще не пойду работать, буду сидеть дома и рожать детей. А вообще, моя специальность – теплотехник металлургических процессов и производства. Профессия востребованная.

Никита Шокоров, студент 3 курса Института новых материалов и нанотехнологий НИТУ «МИСиС»:

Никита_Шокоров Никита Шокоров: «Занимаюсь бальными танцами в Доме культуры МИСиСа, состою в театральном кружке. Плюс в профсоюзе работаю»

– В вузе жизнь кипит. Постоянно что-то ремонтируется, улучшается. Весь 10 этаж оборудовали под изучение английского. В кабинетах много мультимедийной техники. Привлекаются молодые преподаватели.

Что касается учёбы, то программа очень интересная. У нас и электроника есть, и химия, и физика, и всякие начертательные предметы, и конструирование приборов. Учиться нравится. У меня будет специализация либо на алмазах, либо на высокотемпературных материалах.

Но я не только учусь. Занимаюсь бальными танцами в Доме культуры МИСиСа, состою в театральном кружке. Плюс в профсоюзе работаю (руководитель профоргов 4 курса) и возглавляю управление культурно-массовой работы в студенческом совете. Конечно, общественная деятельность отнимает много времени. Только на театральный кружок уходит 8 часов в неделю. На младших курсах преподаватели ругались. Там система похожа на школьную: «Ходите на занятия!» и т.п. А сейчас отношение поменялось. Главное – хорошо учиться, выполнять заданную работу. Основная задача студента – самому обучаться. У нас как-то не очень это поставлено, а за рубежом очень много времени отдаётся на самостоятельную работу.

В целом, я считаю, что внеучебная работа очень полезна. Допустим, благодаря занятиям в театре повышается общая культура, расширяется кругозор. Недавно мы представили спектакль «Кафе у Фрейдушки» по картинам известных художников. Постановка проходила в малом зале, там 30 зрительских мест, и их не хватило. Большой зал собирают только «Мисс МИСиС», КВН, выпускные. Студенты ориентированы, видимо, не только (и не столько) на культуру. У меня как у руководителя культурно-массового направления есть такая задача: мотивировать студентов. Я спрашиваю у своих знакомых: «Почему вы не ходите на концерты, спектакли? Что-то не так?» Обычно говорят, что лень либо не хватает времени.

За событиями в стране особо не слежу. На митинги не хожу. Мне гораздо интереснее театральная жизнь. Например, я был в «Сатириконе» на постановке Чехова «Чайка». Бутусов – режиссёр. Мне очень понравилось.

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 9

Галереи

Студенты подводят итоги года

Накануне Нового года STRF.ru решил пойти в народ и узнать, как живётся российским студентам. Чем запомнился им 2011-й? Что интересного и важного произошло у них в вузах и в целом – в стране? Для разнообразия мнений мы побывали в техническом, педагогическом и гуманитарном университетах. А именно – в Московском институте стали и сплавов, Московском педагогическом госуниверситете им. Ленина, и Российском гуманитарном госуниверситете.

10 фото

Обсуждение