Наука и технологии России

Вход Регистрация

В Сколково создадут образцовую школу

Награждение победителей конкурса за лучшие концепции будущей школы в городе Сколково состоялось на днях в Москве. Проводился конкурс с 9 сентября этого года при поддержке Минобрнауки России и Фонда «Сколково». Всего на конкурс поступило 202 заявки из 47 регионов России и пяти стран (Беларуси, Литвы, Германии, Великобритании и США). В финал вышло 12.

«В победивших концепциях представлены образы тех школ, какими они должны быть в идеале и какие мы попытаемся создать в России к 2020 году, – сказал заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов. – Вокруг этих школ будет выстраиваться вся система образования. Конечно, все учебные заведения не могут быть инновационными. Прелесть школы “Сколково” заключается в том, что это во многом нетранслируемый проект. Но её опытом можно будет пользоваться и определяться, в каком направлении следует развиваться. Это очень важно – иметь перед собой ориентир».

Итоги конкурса подвёл специалист Всемирного банка Кирилл Васильев. В экспертной комиссии работали 20 человек, пятеро из которых – иностранцы. Конкурс проводился в два этапа. После первого отобрали 33 заявки. Остальные отсеялись, потому что в них не было предложений по развитию дошкольного образования, а также не содержалось ничего нового, описывались существующие практики.

У тех, кто прошёл во второй тур, эксперты отмечают несколько сильных сторон. Прежде всего удачную интеграцию лучшего российского и зарубежного опыта. Многие команды предложили интересные решения по индивидуализации образовательного процесса, прогрессивные идеи по управлению школой и моделям финансирования. Современная школа немыслима также без эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

«Конкурс показал невероятное желание участников развиваться, проектировать своё будущее, – подчеркнул Кирилл Васильев. – Интересно, что некоторые концепции разрабатывали коллективы авторов, живущих в разных городах и даже странах. Территориальная отдалённость им не только не мешала, а, наоборот, помогала в выстраивании очень любопытных проектов».

Школа в Сколково

В основу создания школы в Сколково ляжет победившая в конкурсе концепция коллектива авторов во главе с Алексеем Семёновым (недавно избранным в академики РАН): «Одно из ограничений, с которым мы столкнулись, – объём концепции. Нужно было уложиться в 100 тысяч знаков. Казалось бы, многое можно написать. Но когда берёшься за дело, то оказывается непросто».

Разрабатывая концепцию, авторы исходили из того, что они готовят документ не для образователей – профессоров, учёных и даже учителей. Он предназначен для детей и должен отвечать запросам общества. В связи с этим предполагается уделять максимум внимания выстраиванию диалога между школой, родителями и в целом городом. Необходимо добиться наибольшей степени взаимопроникновения.

«Важная особенность – мы строим одну школу для очень разнородного социума. Она будет большой и одновременно очень гибкой, – подчеркнул Алексей Семёнов. – Индивидуализация – принципиальный момент концепции. Очень важно снять временной стресс – добиться, чтобы ученики могли работать со своей скоростью. Во взрослой жизни очень мало таких рабочих мест, где какую-то операцию надо выполнить за 20, а, скажем, не за 40 секунд. Надо продумать вопрос школьной нагрузки. Лозунг последних лет сводится к тому, что наши дети перегружены в школе. Это плохо. Однако недогруженность ребёнка может быть ещё хуже. Мы воспитаем лентяев».

В новой школе должно измениться отношение к ученику. Его следует воспринимать прежде всего как исследователя и экспериментатора. А также конструктора и строителя, рассказчика и слушателя, организатора, управленца и исполнителя, человека учащегося и играющего, сопереживающего, оценивающего и тревожащегося.

Предполагается профилизация в старшей школе с акцентом на естественно-научное направление. Особую роль авторы уделяют использованию в школе информационно-коммуникационных технологий. Многие вещи «отменены» во взрослой жизни и должны быть «отменены» в школе. Учебные заведения не могут оставаться в стороне от тех процессов, которые происходят в цифровом веке. Вместо классики советской школы «Повторение – мать учения» должны появиться новые актуальные афоризмы, например «Открыл (имеется в виду ученик узнал что-то, выяснил, обнаружил) – передай компьютеру».

Многие из концептуальных идей наверняка найдут отражение в проекте школы в Сколково. Его предстоит разработать группе экспертов и специалистов, которая будет создана в ближайшее время. К сентябрю 2012 года предполагается завершить проект строительства школы. Параллельно будет разрабатываться образовательная программа. На 2013-й и первую половину 2014 года запланирована подготовка кадров. Тогда же, видимо, объявят конкурсы на руководящие должности. Запуск школы намечен на 2014 год.

Сколковские школы в регионах

Если судьба школы в Сколково более-менее понятна и прогнозируема, то решение вопроса о сети инновационных школ в регионах пока не столь очевидно. Изначально у Фонда «Сколково» были сомнения, есть ли смысл заниматься чем-то ещё, кроме своей школы. Но затем президент фонда Виктор Вексельберг заявил, что всё-таки надо создавать сеть. На сегодня это официальная позиция фонда. Вопрос только в том, какую поддержку он сможет оказывать этим учебным заведениям – напрямую финансировать их деятельность фонд не сможет (это будет считаться нецелевым использованием средств). Пока обещают методическую поддержку. Для лауреатов конкурса запланирована серия обучающих мероприятий, в том числе поездка в Англию, где их познакомят с опытом работы передовых учебных заведений.

В скором времени будет разработана процедура получения статуса школы «Сколково». Все, кто его получит, впоследствии войдут в ассоциацию инновационных школ. Их развитие во многом будет зависеть от позиции местных властей. Идею создания сети сколковских школ поддержали многие региональные руководители. В адрес конкурсной комиссии уже поступило более 40 писем.

По итогам конкурса комиссия рекомендовала 12 концепций для разработки на их основе образовательных проектов в регионах: в Свердловской, Мурманской, Тамбовской, Томской, Самарской областях, Новосибирске, Красноярске, Москве, Перми, Татарстане. Там работают лауреаты конкурса. Кстати, все они получат от Фонда «Сколково» денежный бонус: главный победитель – 500 тысяч рублей, а лауреаты – по 300 тысяч. Как отметили организаторы, средства рекомендуется потратить на превращение их концепций в конкретные проекты, которые будут привязаны к конкретной ситуации в регионе, – по трансформации существующей или созданию новой школы. С этим проектом уже можно будет обращаться к местным властям и просить у них деньги на его реализацию.

«У меня нет сомнения, что многие концепции удастся реализовать, если у их авторов будет желание. А власти регионов им в этом помогут», – заявил вице-президент Фонда «Сколково» Олег Алексеев.

Огорчительные тенденции развития школы

Какую роль может сыграть проект по созданию инновационных сколковских школ для модернизации всей системы образования России, обозначил научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, один из разработчиков школьной стратегии до 2020 года.

Когда год назад вместе с коллегами эксперты начали обсуждать среднесрочные перспективы развития школьного образования, то обнаружили некоторые огорчительные тенденции. Одна из главных – сегрегация детей и усиливающееся неравенство школ. Это свидетельствует о том, что школа не сопротивляется естественным процессам дифференциации общества и реализует модели, которые на Западе доказали свою гибельность лет 30 назад, создавая школы гетто, отметил Фрумин. В этой ситуации школа депрофессионализирует значительную часть учительства, которая не может работать с трудными детьми. В России растёт количество учеников с низкими образовательными результатами. В последние 12 лет российские школьники неизменно демонстрируют низкие результаты в исследовании PISA, которое проверяет то, как дети используют полученные знания.

«Конкурс показал, что в системе образования есть игроки, активные группы, которые осознают негативные тренды и работают над их преодолением, – резюмировал Исак Фрумин. – Часть проектов не прошла с первого на второй тур только по одной причине – в них была жёсткая селекция детей в школе. В финал попали те концепции, в которых предусматривается возможность работать с детьми всего городского сообщества. Мы считаем, что надо переходить от проектирования деятельности отдельных школ к проектированию муниципальных систем образования. Я встречался на днях с министрами образования Татарстана и Тамбовской области, которые сказали, что если даже Фонд “Сколково” не будет помогать в реализации концепций, то они сами займутся их реализацией. Это вселяет оптимизм».

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Галереи

Самая продвинутая школа Челябинска

Именно школам облачные вычисления могут принести пользу, сопоставимую разве что с компьютеризацией как таковой. Уже сегодня в этом можно убедиться на примере челябинской школы №67, где совместными усилиями группы компаний РСК, корпорации Intel и Южно-Уральского государственного университета реализован в пилотном режиме проект «Персональный виртуальный компьютер» (ПВК).
29-30 сентября 2011 года.

15 фото

Обсуждение