Наука и технологии России

Вход Регистрация

Вузы для лидеров. Итоги нового рейтинга

НИУ «Высшая школа экономики» и Российский союз олимпиад школьников (РСОШ) представили рейтинг вузов, выбранных победителями и призёрами олимпиад в 2011 году. С одной стороны, итоги не удивили: в первую пятёрку ожидаемо попали МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, СПбГУ и Сибирский федеральный университет. С другой стороны, наметилась новая тенденция: как отмечают инициаторы рейтинга, снижается центростремительное движение лучших абитуриентов. Уже далеко не все призёры и победители школьных олимпиад стремятся попасть в вузы столицы и других мегаполисов.

Ольга_Каширина Ольга Каширина: «Этот рейтинг показал, что снижается центростремительное движение олимпиадников»

 

Этот рейтинг составляется второй год подряд, сообщила генеральный секретарь РСОШ Ольга Каширина. В этом году данные представили 150 вузов. Если анализировать по федеральным округам, то лидером по количеству принятых в вузы олимпиадников стал Северо-Западный федеральный округ. Прирост олимпиадников здесь составил 53,3 процента, причём важно, что около 900 человек из 2680 принятых в вузы приехали в этот округ из других регионов. Достаточно активную позицию в привлечении олимпиадников занимают также вузы Уральского федерального округа, где их прирост составил 41 процент. В аутсайдерах оказались вузы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов – из первого отток олимпиадников составил 40 процентов, из второго – почти 30. То есть вузы этих округов крайне инертны по части привлечения лучших выпускников.

Таблица_лидеры

 

«Этот рейтинг показал, что снижается центростремительное движение олимпиадников, – отметила Ольга Каширина. – То есть уже далеко не все призёры и победители школьных олимпиад стремятся попасть в столичные вузы. Многие остаются учиться в своих регионах».

Таблица_аутсайдеры

 

Самые популярные олимпиады 2011 года, победители которых поступили в вузы, такие как «Шаг в будущее» (1058 дипломантов стали студентами); «Будущее Сибири» (354 поступивших) и физико-математическая олимпиада «Физтех» (305 человек).

Олимпиады_лидеры_рейтинга_поступивших_дипломантов

 

В рейтинг учебных заведений, куда поступили олимпиадники, вошло 84 вуза. Авторы исследования разделили их на три группы: «синюю», куда попали лидеры популярности, «белую» – середнячков и «красную» –  группу риска. В 30 процентах вузов не обучается ни одного олимпиадника, в 60 процентах их количество колеблется от 9 до нескольких десятков, и лишь в 7-ми процентах учатся более 250 призёров. Доля вузов, где учатся более тысячи олимпиадников в каждом, составляет менее одного процента.

Таблица_приток_отток_олимпиадников

 

«Олимпиадники – это авангард выпускников школ, – сказала Ольга Каширина. – Как правило, они ориентированы на конкретный вуз. Уже в 7–8 классе многие из них знают, куда хотят поступить. Предпочтение отдают тем учебным заведениям, где есть творческая среда, индивидуальные траектории обучения и поддерживается принцип соревновательности».

Структура_распределения_студентов-олимпиадников_по_видам_льгот

 

В рейтинге неожиданностей нет, прокомментировал научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. По его словам, было бы интересно провести сравнительный анализ, куда поступают олимпиадники и обладатели высоких баллов ЕГЭ. Скорее всего, результаты оказались бы сопоставимы. Особую озадаченность вызывают вузы «красной зоны». Процессы академической мобильности студентов надо регулировать. С оттоком учащихся из регионов вузы не справятся в одиночку. Нужна поддержка местной власти. Например, губернатор Пермского края доплачивает по 5 тысяч рублей к стипендиям студентам, набравшим более 70 баллов по ЕГЭ и выбравшим вузы края. Предусмотрена и специальная поддержка для вузовских преподавателей, которые активно публикуются в реферируемых журналах.

Исак_Фрумин Исак Фрумин: «В условиях, когда престиж и популярность инженерных специальностей в стране пока не растёт, есть вузы, которые по-хорошему агрессивно ведут себя на образовательном рынке и привлекают лучших выпускников школ»

 

«Самим вузам также не нужно занимать инертную позицию, – подчеркнул Исак Фрумин. – Например, в условиях, когда престиж и популярность инженерных специальностей в стране пока не растёт, есть вузы, которые по-хорошему агрессивно ведут себя на образовательном рынке и привлекают лучших выпускников школ. Это, в частности, и МИСиС, и Бауманка, которые попали в «синюю зону». Они бьются за каждого потенциального студента и добиваются результатов».

Ни ЕГЭ, ни олимпиады на сегодняшний день нельзя считать идеальными инструментами – они друг друга дополняют и позволяют выделять талантливых абитуриентов, заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Если все сильные учащиеся концентрируются в 10–15 ведущих вузах, это можно считать признаком низкой конкуренции в сфере высшего образования России. Кузьминова порадовала позиция в рейтинге Сибирского федерального университета (5-е место), который активно работает со школой и занимается поиском талантов. Среди всех федеральных университетов это пока исключение.

Ярослав_Кузьминов Ярослав Кузьминов: «Ни ЕГЭ, ни олимпиады на сегодняшний день нельзя считать идеальными инструментами по отбору талантливых учащихся»

 

«Должна быть активная политика государства в поддержке регионов – точек роста, – сказал Ярослав Кузьминов. – Ими должны быть не только Москва, Санкт-Петербург, Томск и Новосибирск. Хороший потенциал в плане развития высшего образования у Воронежа, Белгорода, Приволжского округа и, в частности, Казани, Самары, а также у Волгограда, Уфы и некоторых других. Но развивать их нужно не только за счёт федерального центра, но и при активном участии регионов. На сегодняшний день почти не задействован потенциал южных вузов. Там большая потребность у населения в получении качественного высшего образования, которая не удовлетворяется должным образом».

На чём, по мнению ректора НИУ ВШЭ, должна сосредоточиться госполитика? В первую очередь – необходимо добиться, чтобы начал действовать такой механизм, как эффективный контракт между вузом и преподавателем. Иными словами, необходимо обеспечить повышение зарплаты вузовских преподавателей до 50 тысяч рублей в стране (двойная средняя зарплата по региону) и до 90 тысяч – в Москве. Сегодня они получают по 28–30 тысяч. НИУ ВШЭ уже отправило соответствующие предложения в правительство РФ со всеми экономическими расчётами. В ближайшие три года, по прогнозам Кузьминова, государство вполне может справиться с этой задачей. Если её не решить, то все реформы образования окажутся бессмысленными.

Вторая линия госполитики должна касаться реструктуризации приёма абитуриентов в вузы. Сегодня бюджетные места достаются людям, которые не могут и не хотят учиться. Те выпускники школ, которые получают по ЕГЭ менее 50 баллов, не должны приниматься в вузы на бюджет.

Наконец, третье – изменение структуры самого образования. Большинство студентов российских вузов начинают подрабатывать со 2–3 курса. В результате из университетов выходят недоученные специалисты. Необходимо развивать прикладной бакалавриат – те, кто его окончат, смогут пойти работать по полученной профессии. А в дальнейшем – если они захотят продолжить обучение, – смогут вернуться в вуз на программу академического бакалавриата.

Если все эти меры будут реализованы, то качество высшего образования должно возрасти, а конкуренция между вузами – увеличиться.

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 4

Галереи

Всероссийский студенческий форум

В понедельник, 31 октября, в Барнауле открылся IV Всероссийский студенческий форум, на котором собрались более 800 участников – студенты из разных городов страны плюс ректоры, профессора и бизнесмены. В первый же день форума началась работа по направлениям: «Учебный процесс», «Наука и инновации», «Социальная поддержка», «Творчество» и «Трудоустройство», а также состоялась встреча министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко со студентами.

48 фото

Обсуждение