Наука и технологии России

Вход Регистрация

Как сделать Москву мировым городом образования

На сайте НИИ инновационных стратегий развития общего образования продолжается обсуждение «Стратегии развития образования Москвы до 2030 года». Документ был подготовлен институтом летом этого года по заказу Департамента образования Москвы. Принципиальное его отличие от других подобных текстов в том, что он имеет не счётно-экономическую, а социокультурную направленность, подчёркивают авторы. Ещё одно важное отличие – всё, что предлагается в документе, «просчитано, апробировано и поэтому реализуемо».

В стратегии сформулированы долгосрочные цели, основные направления и принципы, которыми нужно руководствоваться, чтобы осуществлять не преодоление отставания, а опережающее другие страны развитие. Москва, по замыслу стратегов, должна превратиться в мировой город образования.

Одна из проблем российского образования связана с обновлением знаний, говорится в стратегии. Сегодня школа ориентирована на открытия позапрошлого века. Чтобы решить эту проблему, недостаточно просто включать в программы научные результаты, полученные в более близкое к нам время; должен быть изменён сам подход к работе со знаниями. «Школьников и студентов нужно учить видеть новые трассы развития знаний и новые формы их существования», – поясняется в стратегии.

Ещё один недостаток современной российской школы – её изолированность от жизненной практики. В системе образования необходимо предусмотреть формы, которые предоставляли бы ребёнку возможность приобретать практический опыт в различных областях жизни. Для этого нужно создавать и развивать так называемые детско-взрослые производства: киностудии, парламенты, телевидение и т.д.

Школе придётся реагировать на новые вызовы, которые связаны, например, с увеличением значения компьютера в жизни ребёнка. Среднее образование должно обеспечивать сохранение культуры чтения текстов, которая сейчас замещается просмотром фильмов. Помимо становления понятийного строя мышления, основные направления его развития в среднесрочной перспективе должны быть связаны с проектным и проблемным мышлением, умением ставить и решать практические межпредметные задачи, отмечают авторы стратегии. Метапредметы – новый подход к содержанию образования. Их суть в интеграции гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

Особая роль в стратегии отводится учителю. В документе сказано, что педагог – «одна из самых консервативных профессий. Учителя любят читать нотации, ни в чём не сомневаются, часто не слушают других».

Педагогика будущего – это не трансляция готового знания,

оформленного в виде текста для запоминания, а организация личностного роста и развития способностей – вплоть до стажировок и приобретения квалификации в других профессиях.

Чтобы педагог освоил новые для него типы знаний, должны быть предусмотрены соответствующие средства и механизмы оплаты его труда.

Оплата должна производиться:

1) за сумму передаваемых знаний (предметный минимум);
2) за рост уровня компетенций и способностей учеников;
3) за сопровождение личных образовательных программ (тьюторство, коучинг);
4) за ведение новых форм (метапредметы, игры, проекты).

Другими словами, в структуре заработной платы педагога выделяется несколько частей: базовая, экспериментально-инновационная и тьюторско-наставническая (консультативно-стажировочная). Причём оплата за вторую и третью части может приравниваться к первой, базовой, и даже превышать её.

Авторы стратегии прекрасно понимают, что реализация этого документа будет сопровождаться массой проблем, которые в первую очередь связаны с инерцией и лоббированием интересов сложившейся системы. Ещё одна трудность касается отсутствия стимулов для изменений.

Для решения проблемы инерции мышления нужна, прежде всего, перестройка педагогического образования и системы повышения квалификации педагогов и управленцев. Что касается лоббирования, то важно, во-первых, показать, что превращение Москвы в мировой город образования существенно расширяет возможности, а во-вторых – привлечь, с учётом значимости нового бренда столицы, и административный ресурс. Он может быть оформлен в статусе Общественного совета по развитию образования при мэре столицы и сопровождаться аудитом решения намеченных задач развития.

В приложении к тексту стратегии публикуется документ, в котором описывается опыт инновационных школ, уже включённых в новые формы образовательной деятельности.  

«Написано, конечно, здорово! Ужасно хочется, чтобы наши дети получали образование, хотя бы вполовину отвечающее предложенным идеям!» – таков один из первых комментариев к проекту.

«Спасибо авторам, труд интересный, требующий внимательного прочтения и радикально отличающийся от всех концепций, которые рассматривают образование как услугу, – пишет преподаватель вуза Людмила. – Образование – общественное благо, и здесь не просто подмена понятий, а разная государственная политика. Сейчас после всех экспериментов, ЕГЭ и перехода к фактической платности получаем массу полуграмотных абитуриентов, не интересующихся ничем, кроме получения “корочки” вуза. Если задача плестись вслед за западными господами, снисходительно похлопывающими Россию по плечу, как следует из документов и пояснений авторов “Стратегии-2020”, тогда всё идёт по их планам превращения страны во второстепенную державу. Если слова Медведева и Собянина – не пустые декларации, тогда нужна предложенная здесь альтернативная стратегия. Но и она нуждается в серьёзной доработке, приближении к практике, насыщении технологичностью».

Кроме положительных отзывов, встречаются и критические. Например, Филипп написал: «Документ мне лично кажется очень размытым, лозунги лозунгами, но хотелось бы и конкретные шаги понять. Например, в высшем образовании совершенно понятно, что необходим чёткий заказ от бизнес-сообщества. Было бы интересно узнать, как это может институционально выглядеть. Потому что бизнес параллельно выстраивает свою систему профобразования на местах, а вузы продолжают сотнями производить специалистов умерших специальностей».

Нелли соглашается: «Многое кажется утопичным, но и многое – разумным. Для того чтобы кардинальным образом поменять устоявшуюся систему образования, нужны, как отмечают коллеги, не только очень большие деньги и, естественно, участие государства. Но, однако, я сомневаюсь, что можно за такой относительно короткий срок (20 лет) полностью поменять закостенелое представление людей о сложившейся системе образования. Нужно менять мировоззрение и учителей, и родителей, и тех, кто будет готовить кадры в образовательной политике. А для другой парадигмы от всех потребуется гораздо больше сил. Готовы ли люди к этому?»

Пока комментариев к документу не так много. Хотя предложения сотрудников НИИ инновационных стратегий развития общего образования весьма интересны и не все однозначны. Авторы стратегии призывают принять участие в обсуждении и жителей других городов. Идеи, принципы, а во многом и конкретные решения, заложенные в стратегию, пригодны и для других регионов России. И, очевидно, многое из того, что приживётся в Москве, будет внедряться и в остальных школах страны.

РЕЙТИНГ

1.00
голосов: 2

Галереи

Минобрнауки России расставила наносеть

Первый этап президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии» завершён. Это констатировали участники круглого стола «Формирование национальной нанотехнологической сети», прошедшего во вторник, 6 декабря, в Москве.

18 фото

Обсуждение