Наука и технологии России

Вход Регистрация

Экспедиции на завод

Познакомить студентов и аспирантов с работой промышленных и высокотехнологичных предприятий страны решили сотрудники Национального фонда содействия молодёжи «Молодые лидеры». В 2011 году они реализовали два смежных проекта – «Индустриальная Москва» (с июня по ноябрь) и «Экспедиции в индустриальную Россию». Подробности STRF.ru узнал у менеджера проектов фонда Олеси Анисимовой.

– Идея принадлежит Марии Александровне Слободской, президенту нашего фонда и члену Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества. Мы пытались преодолеть разрыв между теорией и практикой в образовании. Предприятия обычно выражают недовольство качеством подготовки молодых специалистов, потому что их знания зачастую слишком теоретизированны. Многие выпускники вузов за время учёбы ни разу не побывали на предприятии, не имеют представления, как организована там работа. Мы решили в какой-то степени исправить такое положение дел и улучшить представления молодёжи о возможностях отечественной индустрии и экономики в целом.

К проекту привлекли более 120 промышленных и инновационных предприятий.

Олеся_Анисимова
Олеся Анисимова: «Мы специально разрабатывали так называемые образовательные маршруты. Каждый из них включал в себя посещение 3–4 предприятий в день»

Если говорить о Москве, то сначала создали информационную карту предприятий – базу данных. Потом непосредственно договаривались с ними, писали, созванивались, рассказывали об идее проекта, убеждали, что это нужно. Не все откликались. С одной стороны, предприятия испытывают потребность в высокообразованных кадрах, хороших управленцах. Но с другой – у многих оборвались связи с вузами, и сейчас их нелегко наладить. Существуют компании, которые не заинтересованы, закрыты. Но есть предприятия, с которыми было очень приятно работать. Например, в «Кока-Кола», «Вимм-Билль-Данн» уже отработанная система сотрудничества с вузами. В концепции их менеджмента заложено: «Мы – открытая организация. Все могут познакомиться с технологией нашего производства». Это политика компании. Как правило, это европейские концерны. Открытость, доброжелательность возможны в социально ориентированных компаниях. Некоторые российские компании постепенно становятся такими – информационно открытыми. Например, компания «Очаково» или «Биннофарм». Инновации важны не только в технологиях, но и в управлении.

В общей сложности, в проекте приняли участие предприятия 15 отраслей промышленности. Например, в рамках проекта «Экспедиции в индустриальную Россию» мы были на ижевском заводе «Купол», который выпускает военную технику. В Москве посетили обувную фабрику «Парижская коммуна», Московскую обойную фабрику, полиграфический комплекс «Пушкинская площадь», «Мосэнерго», Московский инструментальный завод, косметическое объединение «Свобода», НПП «Салют», ГОКБ «Прожектор» и многие другие. Пищевая отрасль была представлена заводом «Ист Болт Рус», который поставляет продукцию в рестораны быстрого питания «Макдональдс». Кроме того, посещали НИИ, где имеется опытное экспериментальное оборудование для атомной энергетики.

Как вы отбирали студентов? Как их мотивировали участвовать в проекте?

– Мы проводили информационную кампанию: рассылали сообщения в вузы, размещали их на молодёжных порталах, сайтах общественных организаций. На основе заполненных заявок отбирали потенциальных участников. Я не могу сказать, что был большой конкурс. К сожалению, среди молодёжи пока преобладает такое отношение: «Хочу всего и сразу!» То есть чтобы меня взяли на работу, платили много денег, а я при этом не особенно буду стараться. Конечно, такое отношение к жизни вряд ли приведёт к хорошим результатам.

К участию в проекте

мы намеренно постарались привлечь студентов разных специальностей: экономистов, инженеров-технологов, журналистов…

Ребята из разных вузов, они посещали предприятия, общались с их сотрудниками, а потом обменивались мнениями в ходе специально организованной нами дискуссии. Это не только интересно, но и полезно: у гуманитария свой взгляд на увиденное, у инженера – свой. То есть на одни и те же проблемы они смотрят с разных позиций и тем самым обогащают друг друга, расширяют кругозор.

Как в рамках проекта строилась работа: набиралась какая-то целевая группа студентов и вы их водили на экскурсии по предприятиям?

– Да. Мы специально разрабатывали так называемые образовательные маршруты. Каждый включал в себя посещение 3–4 предприятий в день. И мы выезжали одной группой, двигались по разным предприятиям, изучали процесс производства. Там, где удавалось, встречались с руководителями предприятий, генеральными директорами, сотрудниками, главными инженерами, которые помогали организовывать экскурсию. В проекте «Индустриальная Москва» работа длилась в течение дня, а в «Экспедиции в индустриальную Россию» поездки занимали 3–4 дня.

То есть студенты из Москвы могли поехать куда-то в регион?

– Да. Собирались ребята из разных регионов – всего из 19-ти. В группу входили примерно 30–40 человек, которые посещали предприятия в разных регионах, что позволяло сделать срез и посмотреть, в каком регионе что лучше развито. Например, последняя экспедиция была в Удмуртскую республику, в Республику Татарстан и Пермский край. За 3–4 дня студенты побывали на 12–15 предприятиях разных регионов.

Кто вам помогал в организации этих поездок и экскурсий?

– В каждом случае по-разному. Что касается «Индустриальной Москвы», здесь была прямая связь с предприятиями. В экспедициях помогали представители администраций, отделы по развитию предпринимательства, бизнеса, по поддержке предприятий. Например, в Чувашии нам помогали общественные организации, Общественная палата, Ассоциация менеджеров России.

Кто финансировал эти проекты?

– Проект «Экспедиции в индустриальную Россию» проводился в рамках поддержки грантов по распоряжению президента России. А «Индустриальной Москве» помогал Комитет по связям с общественностью правительства города Москвы. Для студентов участие в проекте было совершенно бесплатным.

Вообще, аналогичные проекты распространены на Западе. Промышленные и инновационные предприятия сами заинтересованы в организации подобных экскурсионных туров. Возможно, мы постепенно тоже придём к частно-государственному партнёрству. Это был пилотный проект, было организовано 15 экспедиций в разные регионы России. Мы надеемся, что многие из предприятий, с которыми мы установили сотрудничество, станут нашими долгосрочными партнёрами, и тогда будет обеспечено совместное финансирование из разных источников. На сегодняшний день мы уже получили от некоторых предприятий предложения по продолжению сотрудничества.

В принципе, вы довольны полученными результатами? Насколько, на Ваш взгляд, эффективны простые экскурсии на предприятия? Понятно, что это расширяет кругозор, позволяет ребятам познакомиться со специалистами, пообщаться, – но как Вы оцениваете эффективность проекта в целом?

– Мы как раз и ставили своей целью – сделать именно информационно-образовательный проект. Собирались показать возможности индустриальной Москвы. И считаем, что успешно справились с этой задачей. Через знакомство с современным производством у молодых людей формировалось собственное мнение о проблемах и перспективах  жизни в России. Поэтому мы говорим, что хотим достойно жить и работать в нашей стране. Создан сайт «Экспедиции в индустриальную Россию», где собраны впечатления участников. Например, молодой человек из Ижевска поделился, что после участия в проекте на его предприятии была внедрена система по улучшению качества изготовления продукции. Он для себя отметил несколько технологических и управленческих решений, которые были использованы на заводе в Перми, после чего разработал свои проектные предложения и смог их реализовать на своём предприятии. Плюс в интернете создаётся первая индустриальная карта России для молодёжи. Можно будет «щёлкнуть» на регион, посмотреть те предприятия, которые там размещаются, почитать отзывы участников о них.

Мы планируем продолжать проект, будем усиливать практико-информационную составляющую. Есть проблема: молодёжи недостаточно качественной информации о деятельности тех или иных предприятий. Нужно налаживать связи компаний и вузов.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Галереи

Открытие завода по производству термоэлектрических охлаждающих элементов для микроэлектроники в Москве

17 мая 2011 года состоялось открытие завода компании РМТ по производству термоэлектрических охлаждающих элементов для микроэлектроники. Термоэлектрические элементы используют эффект Пельтье, который проявляется в поглощении тепла в месте контакта (спая) двух разнородных проводников. Модули, использующие этот эффект, позволяют охлаждать электронные устройства малой и средней мощности на несколько десятков градусов. Ключевую роль в эффективности теплопоглощения играют материалы, из которых изготовлены элементы. При производстве термоэлементов компании РМТ применяется технология горячей экструзии наноразмерного порошка, что позволяет добиться охлаждения на дополнительные 15–20°С для однокаскадных охладителей. Размер частиц полученного таким способом материала составляет от 5 до 20 нм. Технология производства была разработана в ФИАН им. Лебедева, проект был поддержан Фондом Бортника. Продукция компании пользуется спросом за рубежом, в т.ч. на Тайване, в Японии, Европе и США (на экспорт идёт порядка 80%), и особенно востребована в сфере телекоммуникаций. Завод компании РМТ - первое производство, запущенное при поддержке ОАО "Роснано" в Москве, ему отведена роль экспериментальной площадки; основное производство расположено в Нижнем Новгороде.

18 фото

Обсуждение