Наука и технологии России

Вход Регистрация

Подведены итоги выборов олимпиад

Итоги школьного олимпиадного года (2010–2011) подводят в эти дни, 8–9 декабря, в Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.

Олимпиадное движение в России набирает обороты. С каждым годом растёт количество участников и расширяется география интеллектуальных соревнований. Во многом их популярность и престиж обеспечили льготы, которые получают победители при поступлении в вузы. Особенно бурные дискуссии вызывают олимпиады, которые проводят сами университеты под эгидой общественной организации «Российский совет олимпиад школьников» (РСОШ), созданной в 2009 году. Ежегодно Минобрнауки России утверждает перечень олимпиад, которые разрешается проводить вузам в следующем учебном году и по результатам которых победителям могут предоставить право внеконкурсного зачисления в университеты. В 2011–2012 году в этот перечень вошло 79 олимпиад (в прошлом году их было 77). Всего от вузов поступило 336 заявок. Итоговый список сформировали эксперты – 331 профессор и академик из восьми федеральных округов.

Помимо олимпиад на базе вузов, проводится ещё и Всероссийская олимпиада школьников, история которой насчитывает десятки лет и за которую отвечает само Министерство образования и науки РФ. Победители этой олимпиады также обладают правом внеконкурсного зачисления. Чем эти два олимпиадных течения принципиально отличаются друг от друга и с какими результатами они пришли к новому году, рассказали их организаторы.

Всероссийский охват

Во Всероссийской олимпиаде школьников с 2006 по 2011 год принял участие 51 миллион учеников 5–11 классов. Ирина Тараданова, замдиректора Департамента общего образования Минобрнауки России, напомнила, что эта олимпиада «поддерживается мощным административным ресурсом». Проводится она в четыре этапа (школьный, муниципальный, региональный и заключительный) по 21 предмету (в прошлом году добавили «Мировую художественную культуру»).

Региональный этап олимпиады прошёл во всех субъектах РФ. Общее количество участников – 106 тысяч человек, это почти на 9 тысяч больше, чем в предыдущем году. Традиционно девочки оказались наиболее активны – их в полтора раза больше мальчиков. Кроме того, возросло число десятиклассников, а учащихся 9-х и 11-х классов – осталось на прежнем уровне. Каждый школьник может участвовать в нескольких предметных олимпиадах, поэтому общее количество работ, которые в прошлом учебном году проверило жюри, составило около 16 миллионов.

Одна из проблем, с которой пока никак не удаётся справиться Минобрнауки России, связана с нежеланием местных органов управления образования в регионах проводить олимпиады по всем предметам. Например, астрономия выпала из поля зрения 20 субъектов РФ, технология – 15, экономика, ОБЖ, физическая культура – 11. Один из регионов, называть который не стали, считает ненужным выявлять одарённых детей по литературе.

«Это серьёзная проблема, – признала Ирина Тараданова. – Я не удивлюсь, если по мере повышения правовой грамотности родителей школьников некоторые из них начнут обращаться в суд, обвиняя органы управления образования в нежелании предоставить их детям возможность участвовать в олимпиадах по тем или иным предметам».

На заключительный этап Всероссийской олимпиады вышли 5058 участников. Наибольшее представительство у Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Башкортостана, Челябинской области, Пермского края. Победителями признаны 306 человек, призёрами – 1240. Первые получили премию от президента России в размере 60 тысяч рублей, вторые – 30 тысяч. Обе категории призёров имеют льготы при поступлении в вузы.

В Минобрнауки России прекрасно понимают, что всё, что связано со льготами, всегда будет пробуждать нездоровый интерес.

Когда-то в стране наблюдался всплеск медалистов – сегодня отдельные школы и регионы изо всех сил пытаются доказать, что у них много олимпиадников. Однако элементарный анализ – соотношение количества победителей регионального и отборочного этапов – расставляет всё по своим местам. Например, Ставропольский край на заключительный этап представил в этом году 73 претендента, из них победили в олимпиаде 13 (эффективность их участия – 18 процентов). Из этого можно сделать вывод, что жюри на местах, мягко говоря, оказалось лояльно, прокомментировала Тараданова. Самые честные показатели (59 процентов эффективности) – у Курганской области. Самые сомнительные – у Костромской и Дагестана (около 7 процентов).

Из победителей Всероссийской олимпиады формируются команды для участия в международных. С 2005 по 2011 год честь России в них отстаивали 275 человек, 240 из них получили медали. Чем ближе к вершине, тем выше эффективность.

Вузовская альтернатива

Об олимпиадах РСОШ рассказала ответственный секретарь организации Наталья Бочарова. В стране давно начало развиваться олимпиадное движение – много лет проводились такие соревнования, как «Покори Воробьёвы горы», «Шаг в будущее», «Умники и умницы» и т.д. Но все они не давали никаких официальных льгот и преференций победителям. Благодаря вузовскому сообществу и личной инициативе ректора МГУ Виктора Садовничего, эти олимпиады были интегрированы в правовое поле и официально признаны Министерством образования и науки РФ.

«Никакого противопоставления этих двух олимпиадных движений нет. Мы дополняем друг друга и преследуем общую цель – выявление и поддержка талантливых детей», – подчеркнула Наталья Бочарова.

Олимпиады РСОШ проводятся не только вузами – им помогают и местные органы управления образования, и учреждения РАН. Некоторые олимпиады проводят сразу несколько вузов при поддержке крупных компаний и корпораций.

В 2009–2010 году в олимпиадах РСОШ приняли участие 495 тысяч человек, победили 23 тысячи, в прошлом году количество участников возросло до 700 тысяч (5–11 классов), победили 15436 (то есть два процента). Как важный результат, организаторы отмечают, что среди олимпиадников более 50 процентов – ученики невыпускных классов. То есть участвуют они в этих соревнованиях вовсе не для того, чтобы получить льготу при поступлении в вуз. Для них это увлекательное занятие, тем самым они проявляют интерес к любимому предмету. Стоит отметить, что одна из особенностей олимпиад РСОШ – междисциплинарность их тематики: например, история и иностранные языки объединены в олимпиаду по востоковедению. Но есть и олимпиады по отдельным школьным предметам.

На сегодняшний день в России проводится огромное количество олимпиад – кроме Минобрнауки и РСОШ к этому процессу пытаются подключиться менее авторитетные граждане. Они активно рекламируют свои олимпиады, обещают участникам всевозможные льготы, но всё это заканчивается тем, что с детей собирают деньги за участие и оставляют их с обманутыми надеждами. По словам Натальи Бочаровой, очень важно своевременно выявлять и не допускать в школу таких лжеорганизаторов олимпиад. РСОШ вместе с Рособрнадзором пытается выполнять ещё и контролирующую функцию. На его сайте действует горячая линия, куда любой желающий может обратиться со своей жалобой. Кроме того, устраиваются выездные проверки, чтобы навести порядок в олимпиадном движении.

РЕЙТИНГ

0
голосов: 0

Галереи

Самая продвинутая школа Челябинска

Именно школам облачные вычисления могут принести пользу, сопоставимую разве что с компьютеризацией как таковой. Уже сегодня в этом можно убедиться на примере челябинской школы №67, где совместными усилиями группы компаний РСК, корпорации Intel и Южно-Уральского государственного университета реализован в пилотном режиме проект «Персональный виртуальный компьютер» (ПВК).
29-30 сентября 2011 года.

15 фото

Обсуждение