Наука и технологии России

Вход Регистрация

Вузы Техаса и Нижнего Новгорода хвалятся по-разному

Роль университетов в инновационном развитии регионов обсудили в НИУ ВШЭ на международном семинаре. Опыт США рассмотрели на примере Университета Техаса в Остине, за Россию отвечали представители Нижегородского госуниверситета имени Н. И. Лобачевского.

Дэвид_Гибсон
Дэвид Гибсон: «Таланты любят работать с талантами. Если вы привлечёте одного талантливого человека, то к нему подтянутся и другие»

Инновационную экономику можно построить не только в крупных городах и мегаполисах типа Нью-Йорка. Есть регионы, где вполне реально развивать инновации при низкой себестоимости жизни, считает профессор Дэвид Гибсон, заместитель директора Института IC2 (инновации, креативность, капитал) Университета Техаса в Остине. Для этого нужны учёные, бизнес и заинтересованное правительство. Причём важно наладить их совместную работу: при отсутствии сотрудничества значимых эффектов не достигнуть.

До 1980-х годов в Остине не было даже зачатков для развития инновационной экономики. Этот процесс был запущен, когда появилась региональная программа по созданию привлекательных рабочих мест и когда здесь обосновалась компания Microelectronics and Computer Technology Corporation. Прогрессивно мыслящие люди поняли, что нефть не обеспечит долгосрочного развития Остина, нужно делать ставку на инновации. В Университет Техаса в те же годы стали приглашать талантливых профессоров, которые возглавили кафедры. «Таланты любят работать с талантами, – заметил профессор Гибсон. – Если вы привлечёте одного талантливого человека, то к нему подтянутся и другие. Тем самым будет запущен саморазвивающийся процесс».

Постепенно Остин стал магнитом для тех, кто хочет получить интересную и высокооплачиваемую работу. Если раньше таланты уезжали из Техаса, то теперь они остаются, а многие из тех, кто покинул город, возвращаются. В Остине обеспечили высокое качество жизни. Сегодня сюда приезжают из Бостона, Кремниевой долины (сам господин Гибсон приехал из Калифорнии). В США люди мобильнее: когда они узнают, что в каком-то штате есть работа, они едут туда. А чтобы их там закрепить, региону нужно поднимать качество жизни в целом. Остин сегодня не только один из инновационных и технологических центров страны, но и культурный, спортивный город. Компания Dell, которой, судя по отзывам г-на Гибсона, особенно здесь гордятся, инвестировала немалые средства в создание и развитие развлекательной инфраструктуры. Кстати, ежегодная выручка Dell, которую в своё время основал студент Остина, превышает 52 миллиарда долларов.

Кроме мощного компьютерного консорциума, который занимает одну из технологических площадок в городе, в последнее время в Университете Техаса в Остине стали развивать творческие сектора. В частности, открыта студия по производству фильмов – 50 тысяч человек одновременно работают над созданием тысячи интерактивных картин.

Что касается учебного процесса, то в Университете Техаса придерживаются такой политики: образовательные программы должны отвечать потребностям промышленности, и тогда бизнес будет заинтересован в сотрудничестве. IBM, Microsoft и другие фирмы поддерживают вуз, вкладывая средства в развитие программ предпринимательства. Недавно компания Dell инвестировала 5 миллионов долларов в социальные инновации.

Резюмируя, Дэвид Гибсон отметил основные конкурентные преимущества Остина: затраты на ведение бизнеса здесь ниже, чем, например, в Калифорнии, географическое расположение удачное, налоги низкие (в том числе подоходный), а качество жизни высокое.

«Чтобы регион развивался, он должен быть открыт для сотрудничества с другими территориями, в том числе и зарубежными странами, – подчеркнул профессор Гибсон. – А для этого необходимо обеспечить хороший поток информации. Следующий фактор – для развития инновационной экономики нужно привлечь все возможные источники финансирования. Нельзя рассчитывать только на правительство или бизнес. Третье – важно привлечь таланты и удержать опытные кадры».

Роман_Стронгин
Роман Стронгин: «Ведущим компаниям нужны источники инноваций, то есть люди, способные генерировать новые идеи. В лаборатории Intel Нижнего Новгорода работают 750 наших выпускников»

Российским опытом поделился президент Нижегородского госуниверситета (ННГУ) имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин. Сегодня ННГУ – это 19 факультетов, 136 кафедр, 5 исследовательских институтов, 41 тысяча студентов, 900 аспирантов, более тысячи кандидатов и свыше 350 докторов наук. Что такой вуз может сделать для региона? Первый пример – недавно университет выиграл проект по ФЦП «Фарма» по созданию на территории Нижегородской области производства медицинской техники и оборудования, а также развитию биотехнологий. Общая стоимость проекта, рассчитанного до 2020 года, – 1,5 миллиарда рублей. В январе начнётся строительство производственных площадок. Аналогичных центров в России будет пять.

Успех ННГУ строится на достижениях с многолетней историей. В 1945 году здесь открыли первый в Советском Союзе радиотехнический факультет. Среди его основателей – нобелевский лауреат Виталий Гинзбург. Нижний Новгород со временем превратился в признанный научный центр по изучению волновых явлений в различных средах, центр проектирования и производства радарных систем. У вуза давно налажены связи с профильным нижегородским Институтом прикладной физики РАН.

В 1963 году был создан ещё один передовой факультет – вычислительной математики и кибернетики. Это направление получило развитие в 2006 году, когда университет выиграл конкурс в национальном проекте «Образование» и потратил полученное финансирование на закупку оборудования и развитие информационно-телекоммуникационных систем. Вуз стал интересен партнёрам, появились перспективные совместные проекты. Например, по итогам одного из них были созданы сплавы алюминий-кремний, обладающие рекордной пластичностью, – их можно растянуть в семь раз. Работы продолжаются совместно с американцами.

Учебные курсы и программы Нижегородского университета неоднократно становились победителями международных конкурсов, организованных Microsoft, Intel и т.д. Студенты вуза регулярно побеждают в конкурсах и на соревнованиях.

«Ведущим компаниям нужны источники инноваций, то есть люди, способные генерировать новые идеи, – отметил Роман Стронгин. – В лаборатории Intel Нижнего Новгорода работают 750 наших выпускников. При их участии с поддержкой наших профессоров создана технология WiMAX. В университете действует несколько подразделений, созданных ведущими компаниями, в числе прочих это Micrоsoft и Cisco. Они бесплатно предоставляют вузу оборудование, выделяют деньги на исследования – с обязательным условием, что в них будут участвовать студенты, которых после окончания вуза можно будет принять на работу».

Благодаря такой активности вуза, Нижний Новгород стал одним из центров информационных технологий российского масштаба.

Университет всегда выполнял прикладные задачи, у него всегда было много хоздоговоров с высокотехнологичной промышленностью. «Университет мы воспринимаем как центр интеграции – с одной стороны, с наукой (академическими институтами), а с другой – с бизнесом, – резюмировал профессор Стронгин. – Со всеми крупными компаниями города подписаны договоры и соглашения, представители нашего вуза входят в правление Ассоциации промышленников и предпринимателей».

Опыт Нижегородского госуниверситета, безусловно, интересен. Этому вузу многого удалось добиться в выстраивании контактов с бизнесом. Пока лишь немногие российские вузы могут похвастаться какой-то внятной политикой в отношении развития своих регионов. Но государство заинтересовано в том, чтобы ведущие вузы (и прежде всего – федеральные и исследовательские) превратились в центры развития. Университетам придётся задуматься о своей региональной стратегии, а со временем и предъявить достигнутые в этом направлении результаты (как отчёт за потраченные из бюджета деньги). Так что обмен опытом на этом этапе и ориентация на успешные практики более чем полезны.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Галереи

Всероссийский студенческий форум

В понедельник, 31 октября, в Барнауле открылся IV Всероссийский студенческий форум, на котором собрались более 800 участников – студенты из разных городов страны плюс ректоры, профессора и бизнесмены. В первый же день форума началась работа по направлениям: «Учебный процесс», «Наука и инновации», «Социальная поддержка», «Творчество» и «Трудоустройство», а также состоялась встреча министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко со студентами.

48 фото

Обсуждение