Наука и технологии России

Вход Регистрация

Учёный – это не ботаник в очках

Как заинтересовать студентов научно-исследовательской деятельностью, рассуждает Никита Смирнов, студент пятого курса, председатель совета молодых учёных и исследователей государственного университета Дубна, что в одноимённом подмосковном наукограде.

Никита_Смирнов
Никита Смирнов: «Мы проводим различные научно-популярные лекции, встречи с успешными молодыми учёными, чтобы ребята понимали: учёный – это не ботаник в очках, который вообще никому неинтересен»

Когда был создан ваш совет и как Вы стали его председателем?

– Он был создан 14 декабря 2002 года. На первом курсе я вступил в этот совет, начал активно заниматься общественной деятельностью, участвовать в организации разных мероприятий – научных конференций, форумов, семинаров. Со временем проявил себя как лидер и коллектив поддержал меня на выборах председателя. Несмотря на то что наш совет называется «советом молодых учёных и исследователей», он в основном объединяет студентов и аспирантов. По большому счёту, он функционирует больше как студенческое научное общество. Но поскольку исторически он создавался с таким названием, традиция сохранилась.

Какие у вас основные направления деятельности? Чем занимается совет?

– Есть несколько основных проблем. Одна из основных состоит в том, что сама молодёжь не особо интересуется наукой в целом. Конечно, во все времена наука была уделом достаточно небольшого количества людей, но сейчас самые востребованные специальности в вузах связаны с госуправлением, экономикой и юриспруденцией, но никак не с инженерно-техническим профилем. Это не очень хорошо. Потому что стране нужны в первую очередь инженеры, учёные и так далее. Поэтому главная задача нашего совета – это привлечение студентов к занятию наукой, исследовательской деятельностью. Мы для этого проводим различные научно-популярные лекции, встречи с успешными молодыми учёными. Чтобы ребята в целом понимали: учёный – это не ботаник в очках, который вообще никому неинтересен. Например, выпускник нашего вуза Олег Белов защитил кандидатскую диссертацию через полгода после окончания университета. Ещё в студенческие годы у него было несколько публикаций в ваковских журналах, он много выступал на международных научных конференциях. Причём это не только талантливый молодой учёный, но интересный, весёлый, эрудированный человек, совсем не занудный! Когда учащиеся первого-второго курса общаются с такими учёными, у них создаётся впечатление, что заниматься наукой – не скучно, а перспективно, интересно и здорово. Так что мы, конечно, занимаемся популяризацией науки, рассказываем первокурсникам о том, какие в университете есть лаборатории, научные школы, где и в чём можно принять участие. Хотя вроде бы у большинства студентов есть доступ в интернет, но по-прежнему сохраняется серьёзный информационный вакуум. Из учащихся даже немного тех, кто хорошо знает о происходящем внутри университета, не говоря уже о стране. В общем, есть проблема с информационной составляющей.

Вторая проблема заключается в том, что у ребят, которые занимаются исследовательской деятельностью, часто нет доступа к необходимому оборудованию. Одно дело если ты занимаешься экономикой, тогда тебе нужен хороший научный руководитель, компьютер и библиотека. А если ты химик или физик, то необходима приличная лаборатория, оснащённая всеми необходимыми приборами, реагентами и прочим. Мы стараемся помогать нашим ребятам, если нет каких-то лабораторий в университете, приобрести опыт и научные навыки на других научных предприятиях Дубны или Московской области. То есть налаживаем сотрудничество с партнёрами.

Наконец, третье направление работы связано с представлением интересов молодых учёных, студентов, исследователей, аспирантов перед руководством университета/города/Московской области и т.п. С прошлого года студентам, которые занимаются исследовательской деятельностью, стали выплачивать повышенные стипендии – плюс 1 000 или 1 500 рублей в месяц. Пусть это небольшое поощрение, но для студентов важен сам факт поощрения.

Сколько в вашем совете человек?

– На сегодняшний день около 30 человек. Наш университет молодой – был основан в 1994 году. В головном вузе в Дубне, на очном отделении учится около 3 000 человек. То есть каждый сотый состоит в совете. Но в принципе мы не разграничиваем так: «Если ты в совете, мы тебе помогаем. Если не числишься, не помогаем». Я бы сказал, что совет сам по себе – это некий координирующий орган. У нас есть представители со всех факультетов. Наш костяк – это студенты старших курсов и аспиранты, поскольку студенты младших курсов заняты несколько иным. Им первые два года надо понять, что такое учёба вообще. Я считаю, что не надо гнаться за количеством, если ребята занимаются научной работой, то качество здесь – самое главное.

Проблема заключается в том, что сейчас, к сожалению, у государства нет единой системной политики по работе с молодыми учёными, студентами и пр. Есть отдельные институты. Есть отдельные премии. Это очень здорово. Но системная политика отсутствует. Почему в Советском союзе было столько изобретений? В том числе потому, что в школах были кружки научно-технического творчества, где ребята могли, ещё будучи детьми, поковыряться с паяльником, сделать банальные вещи. Этот подход воспитывал в людях тягу к изобретательности, желание сделать что-то своими руками. А сейчас нет пропаганды того, что наука – это здорово, престижно, для элиты.

К сожалению, нашими средствами массовой информации, в основном, создаётся впечатление, что элита – это нечто неадекватное. Если посмотреть сериалы и ток-шоу, элиту для молодёжи представляют не учёные и инженеры, а представители некоторых других направлений деятельности. Сие грустно. СМИ во многом формируют сознание молодёжи. Если никто не ведёт работу со школьной поры, глупо надеяться, что человек, став студентом, тут же переосмыслит свою жизнь. Просто надо этим системно заниматься. У нас есть коллеги – молодые учёные из Объединённого института ядерных исследований (это крупнейший гражданский научный институт на территории СНГ, в Дубне тоже находится), которые в школах читают лекции по физике. Одно дело, когда ребятам что-то рассказывает пожилой учитель. И совсем другое – если приходит молодой парень лет 25 и интересно рассказывает о том, что такое физика. Это даёт определённый результат. Такие проекты нужно поощрять.

Никита, а как Вы занялись исследованиями?

– Мой папа – учёный-физик. Я окончил лицей им. академика Флёрова. И уже там с восьмого класса увлёкся исследовательской деятельностью. В одиннадцатом классе я возглавил наше школьное научное общество. Мне это всегда было близко. Ну а потом, когда я поступил в университет, пришёл в совет молодых учёных.

Как Вы видите свою дальнейшую карьеру? Вы с наукой её хотите связывать, с университетом или с чем-то ещё?

– Наукой можно заниматься только в том случае, если ты реальный фанат своего дела и какие-то материальные условия не выставляешь на первый план. Не знаю, к счастью или к сожалению, но я науку для себя, как основной род деятельности, не вижу. Я сейчас работаю в Торгово-промышленной палате, в Российском союзе молодёжи. Свою деятельность я в будущем связываю больше с некоторой организаторской работой. Однако в любом случае я собираюсь поступать в аспирантуру, в будущем защищать кандидатскую диссертацию, чтобы продолжать заниматься наукой. Не как основной, но как дополнительной (преподавательской) деятельностью. Я считаю, что преподавать по дисциплинам, связанным с экономикой/управлением должны люди, занимающиеся на практике управленческими функциями. Одно дело – теоретическая физика. Это фундаментальная наука, очень сложная и серьёзная. Другое дело – если ты читаешь человеку управление персоналом, а сам при этом никогда не работал ни в каком кадровом департаменте или HR-агентстве. Во втором случае в результате мы получаем на выходе выпускников, которые потом не могут трудоустроиться.

Организаторская работа будет в какой-то сфере, в каких-то органах власти или где?

– Честно говоря, в органы власти идти нужно. Но мне кажется, что это нужно делать тогда, когда ты уже поработал на каком-то конкретном производстве, в какой-то сфере. Моя специальность называется: «Экономика и управление на предприятиях в сфере науки и научного обслуживания». У нас есть особая экономическая зона «Дубна». Наша Торгово-промышленная палата в городе занимается, в том числе, выявлением и поддержкой инновационных проектов. Мы работаем с различными изобретениями, занимаемся поиском инвесторов и т.д. В дальнейшем – будет ли это в формате общественной организации или коммерческой структуры? Предугадать сложно. Пока работаю, работы хватает и она интересная.

РЕЙТИНГ

0
голосов: 0

Галереи

Всероссийский студенческий форум

В понедельник, 31 октября, в Барнауле открылся IV Всероссийский студенческий форум, на котором собрались более 800 участников – студенты из разных городов страны плюс ректоры, профессора и бизнесмены. В первый же день форума началась работа по направлениям: «Учебный процесс», «Наука и инновации», «Социальная поддержка», «Творчество» и «Трудоустройство», а также состоялась встреча министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко со студентами.

48 фото

Обсуждение