Наука и технологии России

Вход Регистрация

Признание министра

В понедельник, 31 октября, в Барнауле открылся IV Всероссийский студенческий форум, на котором собрались более 800 участников – студенты из разных городов страны плюс ректоры, профессора и бизнесмены. Торжественное открытие форума назначено на 1 ноября. На дискуссию «О будущем без должностей и галстуков» ожидается прибытие президента Дмитрия Медведева.

Андрей_Фурсенко Андрей Фурсенко предпочёл общаться со студентами без галстука

В первый же день форума началась работа по направлениям: «Учебный процесс», «Наука и инновации», «Социальная поддержка», «Творчество» и «Трудоустройство», а также состоялась встреча министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко со студентами. Прошла она в актовом зале Алтайского государственного университета в неформальной обстановке (министр был в джинсах и без галстука, в отличие от многих присутствовавших мужчин). Модератором беседы выступила олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, депутат Госдумы РФ Алина Кабаева.

Алина_Кабаева
Модерировала дискуссию с участием министра депутат Госдумы РФ Алина Кабаева

«Я начал общаться со студентами ещё в самолёте, на котором мы сюда летели, – сообщил Андрей Фурсенко. – Было высказано много интересных суждений. Сегодня мне хотелось бы услышать участников форума и, может быть, самому позадавать им вопросы. Я постараюсь, чтобы мои высказывания были не длиннее их». При этом министр указал на шахматные часы, которые поставили на столик перед Кабаевой.

Вопреки ожиданиям и призывам министра, студенты высказывать предложения и суждения не спешили, и встреча оказалась сведена к традиционному «допросу». Вопросы были тоже традиционными. Первый касался перехода на двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратура), а точнее – необходимости такой реформы. Андрей Фурсенко начал подробно объяснять: «Жизнь быстро меняется, и должна меняться система образования. Ни одно самое замечательное учебное заведение не даст гарантии, что его выпускники будут востребованы. Изменилась парадигма образования: раньше учили “на всю жизнь”, а теперь – “через всю жизнь”. При этом важно добиться поэтапности – чтобы человек имел возможность менять образовательную траекторию. Именно это и позволяет система “бакалавр-магистр”. На новую систему надо переходить ещё и потому, что раньше во многих вузах профессора читали лекции по конспектам 20–30-летней давности; теперь же им пришлось поменять свои курсы. Если бы не было такой жёсткой необходимости, то этого бы не произошло».

Ещё один аргумент в пользу двухуровневой системы связан с тем, что мы живём в открытом мире, и если во всём мире перешли на гибкие образовательные траектории, то и нам надо двигаться в этом направлении, считает министр. Постепенно мы перейдём на многоуровневую систему, уверен Андрей Фурсенко, но это не значит, что она будет «застывшей». Через некоторое время её опять придётся совершенствовать и снова критически пересматривать курсы лекций.

Александра_Бурцева Александру Бурцеву, студентку Воронежской медицинской академии, волновал вопрос перехода на тестирование студентов

Ещё один вопрос, без которого не обходится ни одна встреча с министром, касался перехода на тестирование студентов. Как заметила студентка Воронежской медицинской академии Александра Бурцева, «студенты от этого умнее не становятся». Министр долго рассуждал, что такое тестирование и в каких случаях оно может быть полезно: «В жизни бывают разные случаи: в одних надо дать чёткий конкретный ответ, а в других – порассуждать, что-то логически объяснить. Обе ситуации встречаются, скорее всего, поровну. Чтобы оценить функциональную грамотность, нужно задавать простые вопросы, но главное – систему проверки знаний не надо абсолютизировать. Аббревиатура “ЕГЭ” витает в воздухе, но как бы ни критиковали Единый госэкзамен, это эффективный способ провести границу между функционально грамотным и неграмотным человеком». Свои рассуждения министр свёл к тому, что любая экзаменационная система страдает двумя недостатками: либо формализмом, либо субъективизмом, и в этой ситуации главное – найти баланс между двумя подходами.

Разумеется, студенты не могли обойти вопрос стипендий. Лидер одного из студенческих профсоюзов предложил распределить двадцатипроцентное прибавление стипендиального фонда, поступившее в вузы в сентябре этого года, равномерно между всеми студентами. Андрей Фурсенко категорически не согласился: «Я против уравниловки. Деньги выделены для поощрения выдающихся студентов». (Речь идёт о 10 миллиардах рублей. Если их распределить между всеми студентами, то каждый получит прибавку в 200 рублей. – STRF.ru.) При этом министр признал, что распределение денег между участниками должно быть честным и прозрачным, чтобы каждый знал, за что даются деньги. Если же их «размазывать» по всем студентам, не выйдет ни поощрения, ни поддержки – эту прибавку просто никто не заметит.

Андрей_Фурсенко Андрей Фурсенко начал общаться со студентами ещё в самолёте

Фурсенко вспомнил, что и в его студенческие годы стипендию получали не все. На неё не могли претендовать дети из обеспеченных семей, которые не были круглыми отличниками. Сам министр, например, стипендию стал получать только с четвёртого курса, и это, по его мнению, было справедливо. Тем не менее он признал, что вопрос распределения стипендий стоит очень остро, и предложил создать рабочую группу из числа студентов-активистов, которые найдут наиболее оптимальный вариант.

Конечно, не были забыты и общежития. По официальным данным, местами в них обеспечены 85 процентов студентов, притом что общежития перенаселены, причём нарушаются даже «морально устаревшие» санитарные нормы, по которым на каждого человека должно приходиться не менее шести квадратных метров. Андрей Фурсенко признал, что тема больная и, по его сведениям, 10–15 процентов мест занимают не студенты, а ещё 10 процентов – люди, вообще не имеющие никакого отношения к вузу. Одна из причин такого положения, по мнению министра, связана с тем, что в законодательстве нет понятия «студенческое общежитие». Сейчас в министерстве пытаются исправить ситуацию и внести соответствующие поправки в нормативные документы.

Министр поддержал предложение студентов закрепить за органами студенческого самоуправления возможность распределять места в общежитиях, чтобы любые вопросы по заселению и выселению принимались только по согласованию с ними. Но, одобряя предложение студентов, Андрей Фурсенко предупредил их, что вместе с новыми возможностями они получат и большую ответственность.

Алёна_Аршинова Алёна Аршинова, координатор молодёжного клуба «Народного фронта», рассказала министру о проблемах, связанных с подключением российских вузов к интернету

Далее обсудили доступ к интернету в общежитиях. Алёна Аршинова, координатор молодёжного клуба «Народного фронта», рассказала о проблемах, которые возникают при реализации проекта «Wi-Fi-Эпидемия», в рамках которого подключено тридцать разных вузов страны и около ста троллейбусов на «студенческих» маршрутах. Подключение и годовое обслуживание одного объекта требует от 120 до 200 тысяч рублей. По её словам, ректоры многих вузов выступают ярыми противниками нововведений – сами не пользуются интернетом и не хотят предоставлять такую возможность студентам. «Проводите ротацию, Андрей Александрович!» – предложила Алёна. Министр заметил, что не такие уж и плохие у нас ректоры. «Вопрос в том, что ничего бесплатного не бывает, а доступ к интернету – удовольствие дорогое. К тому же, – с хитрой улыбкой намекнул министр, – студенты пользуются им не только для учёбы. Любой проект требует экономического обоснования, без этого невозможно его реализовать».

Под конец встречи студенты, видимо, несколько осмелев, задали пару острых вопросов весьма резким тоном. В частности, учащийся Алтайского госуниверситета Евгений Дёмин поинтересовался, сохранит ли Андрей Фурсенко свой пост в новом правительстве. Министр отреагировал весьма спокойно и заявил, что любой чиновник должен быть готов к отставке на следующий же день после назначения: «Ни на Западе, ни на Востоке нет ещё одного министра образования, который бы занимал свою должность 7,5 лет, как я». При этом он признал, что «людей надо менять, в том числе и министров, у любого человека замыливается глаз». Но решение, останется он на своём посту или нет, принимать не ему.

Встреча завершилась на оптимистичной ноте в самом прямом смысле – Андрею Фурсенко и Алине Кабаевой предложили вместе с квартетом Алтайского госуниверситета исполнить знаменитую песню «Я люблю тебя, жизнь». Спикеры с удовольствием согласились, а зал их поддержал, аплодируя стоя.

РЕЙТИНГ

3.33
голосов: 9

Галереи

Всероссийский студенческий форум

В понедельник, 31 октября, в Барнауле открылся IV Всероссийский студенческий форум, на котором собрались более 800 участников – студенты из разных городов страны плюс ректоры, профессора и бизнесмены. В первый же день форума началась работа по направлениям: «Учебный процесс», «Наука и инновации», «Социальная поддержка», «Творчество» и «Трудоустройство», а также состоялась встреча министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко со студентами.

48 фото

Обсуждение