Наука и технологии России

Вход Регистрация

Когда теория мешает

Этой весной проблему неудовлетворительной подготовки инженеров затронул президент страны. Технические вузы соглашаются, что трудности есть – и с мотивацией будущих специалистов (на инженерные специальности идут абитуриенты далеко не с самыми высокими баллами по ЕГЭ), и с практиками студентов, и с их последующим трудоустройством. Несмотря на сложную ситуацию, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана Анатолий Александров считает, что ведущим техническим вузам нет «необходимости заниматься самобичеванием и говорить о том, что мы пропали, потерялись». «У нас есть хороший потенциал, – пояснил он журналистам на брифинге, прошедшем 12 октября в “РБК”. – Но мы пережили тяжёлые 90-е годы, за которые, конечно, отстали. Проблемы образования не могут решить только вузы. Должно быть содружество промышленности, бизнеса, НИИ».

Евгений_Каблов
Гендиректор ВИАМ, академик Евгений Каблов считает главной проблемой инженерного образования его излишнюю теоретизированность

Излишняя теоретизированность высшего образования – основная его проблема, считает гендиректор ФГУП «Всероссийский институт авиационных материалов» (ВИАМ) Евгений Каблов. Ключ к успеху – в усилении практической составляющей. «Каждый будущий конструктор так же, как Туполев, как Королёв, должен своими руками сделать первый сварной шов, сам изготовить первую деталь. Они должны понимать и чувствовать материал, – говорит академик Каблов. – Компьютер – это, конечно, хорошо, но, если человек не ощущает, как ведёт себя материал конструкции, ему сложно проектировать».

Студенты МГТУ, приходящие на практику в ВИАМ, не просто наблюдают за происходящим в институте, но и сами там работают. Используется принцип от простого к сложному – от понимания, что такое материал и что с ним можно делать, до изготовления своими руками деталей. Старшекурсники имеют доступ к современному оборудованию. А темы кандидатских диссертаций утверждаются на заседаниях учёных советов МГТУ и ВИАМ, чтобы научная работа не была оторвана от жизни, а выполнялась в интересах конкретных предприятий.

Почему ВИАМ заинтересован в сотрудничестве с вузами (у него заключены соглашения с 8-ми национальными исследовательскими университетами и губернаторами многих регионов, где они располагаются)? Ответ очевиден: это возможность привлечь молодых специалистов. В 1997 году, когда Евгений Каблов пришёл в ВИАМ, там работали 2400 человек, средний возраст составлял 61,5 лет, в возрасте 33 лет было всего 35 сотрудников. Сегодня в институте работают 1806 человек, средний возраст – 44,5 лет (у более 800 человек возраст не превышает 30 лет). Средняя зарплата специалистов – 63 тысячи рублей.

«Молодёжь привлекает возможность работать на современном оборудовании и участвовать в решении конкретных задач, которые находят практическое применение, – объяснил Евгений Каблов. – Важно создать условия для того, чтобы человек мог себя проявить».

В МГТУ также стараются предоставить студентам возможности для самореализации. Чтобы увлечь их исследовательской деятельностью, в вузе создаются междисциплинарные инжиниринговые центры. В одном из них ведётся работа с полимерными композиционными материалами, решаются актуальные научные задачи. Только в этом году на приобретение оборудования потрачено 120 миллионов рублей. Материалы, которые начнут создавать в центре, можно будет использовать для строительства мостов, опор электропередач, которые не будут гнить. По ФЦП «Исследования и разработки…» на эти проекты уже выделено 280 миллионов рублей. На материалы с уникальными свойствами планируется получить патенты.

Мировой объём рынка полимерных композиционных материалов – 70 тысяч тонн в год. Россия занимает на нём менее одного процента. Хотя в советские годы на рынке было три ведущих игрока – США, СССР и Япония. Сегодня нам надо выйти хотя бы на уровень 5 процентов.

«К сожалению, промышленность не торопится внедрять новейшие разработки, – признал Анатолий Александров. – Приходится убеждать, доказывать их эффективность. В данном вопросе должна быть воля государства – рынком надо управлять, должна быть особая налоговая, кредитная политика».

Рассуждая о том, как построить в России инновационную экономику, Евгений Каблов заявил, что в стране должен быть создан рынок интеллектуальной собственности. Но механизм частно-государственного партнёрства заработает только тогда, когда патентообладателями станут разработчики, а не государство, как это практикуется в настоящее время.

«Сейчас во всех нормативных документах говорится, что если вам дали бюджетные деньги, вы создали продукт, получили патент, то это принадлежит государству, – отметил академик Каблов. – И в итоге эти результаты попадают в “закрома Родины”, как говорили раньше, остаются на полке и не внедряются. Эту ситуацию надо менять».

РЕЙТИНГ

4.00
голосов: 4

Галереи

Железнодорожная техника на III международном салоне Экспо-1520

С 7 по 10 сентября 2011 года во Всероссийском НИИ железнодородного транспорта прошёл III международный салон-выставка "Экспо-1520", собирающий производителей железнодорожной техники, поставщиков услуг, оборудования и комплектующих со всего мира и просто любителей железных дорог.
В статической экспозиции были представлены новые и модернизированные локомотивы, вагоны и путевая техника, а также модернизированные электропоезда Демиховского завода, а на Экспериментальном кольце прошёл парад локомотивов.

26 фото

Обсуждение