Наука и технологии России

Вход Регистрация

Студенты пошли на поводу у власти

Основная масса российского студенчества пассивна и не готова бороться за свои права, а роль студенческих союзов зачастую сводится лишь к проведению праздников и флэш-мобов. Такое мнение высказывают не только люди со стороны, но и сами учащиеся. Наиболее активные из них объединились в конце мая в Российский союз студенческих организаций (РССО), чтобы стать реальным органом самоуправления, к которому будут прислушиваться не только ректоры, но и руководство страны.

Справка STRF.ru:
Всероссийская молодёжная общественная организация «Российский союз студенческих организаций» создана 21 мая 2011 года. Сегодня в неё входят представители 56 вузов из 45 регионов России. Деятельность организации направлена на участие в процессах государственного развития, а также на реализацию социально ориентированных молодёжных проектов

Чтобы на что-то влиять, нужно разбираться в ситуации. Так, в июле состоялась серия тематических мероприятий, где студенческие объединения знакомили с политикой в сфере образования – на круглом столе в Минобрнауки России и на молодёжной школе-конференции в НИЯУ МИФИ.

Мифы о нашем образовании

В обществе распространено несколько мифов об образовании. Один из них – образование можно легко модернизировать, для этого достаточно проявить настойчивость и последовательность в принятии решений. На самом деле это не так, утверждает Татьяна Давыденко, директор Департамента профессионального образования Минобрнауки России. В доказательство она приводит цифры. В России работают около 8 тысяч образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования. В них обучается примерно 10 миллионов человек. Можно ли на территории страны, где в нескольких часовых поясах проживает 140 миллионов, добиться быстрых результатов при реформе профессионального образования? Вряд ли, считают в министерстве.

Следующий миф – дополнительные денежные вливания решают все проблемы. В 2006–2010 годах прирост финансирования учреждений профобразования из средств консолидированного бюджета России составил в среднем 17 процентов в год. При этом доля неэффективных расходов достигла 20 процентов, а в некоторых регионах – даже 40. Можно сколько угодно сетовать на то, что по сравнению с США и развитыми странами Европы доля российских затрат на образование крайне невысока, но пока не будет решён главный вопрос – об эффективном расходовании этих вложений, дальше говорить здесь не о чем.

«В рамках федеральной целевой программы развития образования недавно мы объявили конкурсы региональных программ организации профобразования, – сообщила Татьяна Давыденко. – Соответственно, появилась масса звонков по поводу участия. Больше всего нас поразил один вопрос, который задавали представители региональных департаментов образования: “Вы не подскажете, сколько денег нам можно попросить?” Это означает, что в регионах даже не представляют, что нужно сделать и сколько денег потребуется для модернизации профобразования. Им непонятна структура и объёмы подготовки кадров. Их программы слабо увязаны со стратегиями социально-экономического развития регионов».

Кстати, по поводу кадров: существует миф о том, что министерство определяет вузам контрольные цифры приёма для подготовки невостребованных сегодня юристов и экономистов при нехватке других специалистов. Это тоже не так. В последние пять лет Минобрнауки России сокращает приём по укрупнённым группам специальностей: «Экономика и управление» (за пять лет бюджетный набор уменьшился вдвое), а также «Образование и педагогика» (на 20 процентов).

А вот совсем не мифическая ситуация с переходом ко всеобщему высшему образованию в России, или, другими словами, с его массовизацией. В прошлом году на тысячу выпускников 11 классов приходилось 418 бюджетных мест (по очной форме обучения). В этом – 438. Причём страна неуклонно скатывается в демографическую яму – количество школьников с каждым годом сокращается. А возможности для получения высшего образования растут. Не исключено, что в этом кроется одна из причин инертности современных студентов. Большинству из них даётся всё слишком легко.

Инициатива сверху

Идея создания РССО возникла в конце февраля в Сочи, на встрече лидеров студенческих организаций с премьер-министром Владимиром Путиным. И буквально через несколько месяцев в Москве состоялась учредительная конференция, где произошло их формальное объединение.

«Я считаю, сейчас как раз самое подходящее время (экономика восстанавливается после кризиса) для начала активного участия студентов в развитии системы высшего образования, – считает Андрей Андриянов, сопредседатель РССО, председатель Студенческого союза МГУ им. М. В. Ломоносова. – Именно наша организация может служить хорошим инструментом для обратной связи – Министерству образования и науки РФ, региональным министерствам. Сейчас этой обратной связи не хватает». По мнению Андриянова, в работе со студенчеством чиновникам нельзя сводить деятельность только к формуле: «Попросите денег, а мы решим: давать или нет». Студенческие организации надо воспринимать как источник новых идей и проектов.

«В развитых странах институты студенческого самоуправления активно участвуют в политике вуза, – говорит Артём Хромов, председатель другой молодёжной организации - Российского студенческого союза. – В законодательстве у них прописаны механизмы функционирования таких структур и даже финансирования. В России зачастую попираются права студенчества, ему не дают возможности реализовывать свои интересы и значимо повлиять на качество образования и политику учебного заведения. Студенческие союзы попадают под прессинг и в лучшем случае играют роль массовиков-затейников, организуя какие-то флэш-мобы (в том числе шествия с воздушными шариками)».

Артём Хромов предлагает закрепить за органами студенческого самоуправления несколько конкретных функций. Во-первых, решать вопросы вселения/выселения из общежитий (сейчас, по его оценкам, это делается по невнятным схемам). Во-вторых, заниматься вопросами перевода студентов с бюджетных мест на платные. В-третьих, участвовать в выборе проректоров, деканов и других вузовских работников.

Александр Сачков, советник председателя общественной организации «Всероссийский студенческий союз», предлагает также задуматься о вопросах повышения качества образования, участии студентов в научной и инновационной работе, а кроме того, об их самореализации.

Ректоры боятся бунтарей

Самое главное сейчас – определиться с целями взаимодействия администрации вузов и студенческих организаций, считает Игорь Наркевич, ректор Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии: «Административный аппарат у вуза не самый большой. Поэтому привлечение активной молодёжи снимет с нас серьёзную нагрузку». В то же время ректор опасается политизации тех процессов, которые станут происходить в студенческой среде; что именно будет «воспитываться протестный электорат – митингующий и обостряющий острые вопросы».

Андрей Волков, проректор Московского государственного строительного университета, призывает студенческие организации к ответственности за материально-техническую базу вузов, за безопасность, правопорядок, за ту атмосферу, которая создана в вузе: «Сегодня все студенческие организации говорят вузовской администрации: “Давайте решать наши проблемы! Допустите нас к власти, к ресурсам!” Но у меня возникает резонный вопрос: а что в ответ? За что студенческие организации готовы взять ответственность? Как только вопрос ставится в такой форме (а мы в нашем университете в течение последних нескольких лет пытаемся именно так строить диалог со студентами), дело начинает идти очень непросто».

Андрей Андриянов согласился с таким положением дел: представителей тех студенческих организаций, которые эффективно работают, ректоры сами рады видеть у себя в кабинетах и с ними сотрудничать. В этом заключается одна из задач объединений студентов, и, в том числе, РССО – повышать уровень и эффективность своей работы. Тогда к ним появится и уважение.

С докладом президенту

Что в перспективах у РССО? Александр Страдзе, советник министра науки и образования РФ, предлагает студентам проработать ряд системных вопросов, которые в результате могут лечь в основу государственного доклада, который министр представит президенту. В этом докладе должна быть прописана роль студенчества в системе модернизации российского образования и обозначена позиция РССО по наиболее важным вопросам, которые волнуют студенчество.

По мнению Страдзе, сегодня крайне важно объединить все студенческие организации (необязательно юридически). Важна консолидация. По аналогии со Всероссийским педагогическим собранием создать студенческое. Кроме того, можно вернуться к забытой практике проведения всероссийских студенческих форумов.

Пока лидеры студенческих объединений обсуждают планы на будущее, многие студенты-активисты, оказавшиеся в составе союза, не очень хорошо представляют себе, для чего они объединились и чего общими силами смогут добиться. Есть среди них скептики, которые считают, что попытки создать какую-то работающую общественную организацию в более чем половине случаев заканчиваются крахом. Люди с большим интересом берутся за дело, формируют списки, пишут уставы... А потом вся их активность резко затухает. Другая часть студентов в неформальном общении призналась, что не задумывается о далёком будущем. Сейчас им нравится собираться на общих площадках, обмениваться опытом, общаться с коллегами из других регионов. А что из этого выйдет – покажет время. Что ж, лично я в этом вопросе склоняюсь к скептикам, но, как обычно, хочется верить в хорошее. Возможно, в России удастся сформировать сильную студенческую организацию, которая будет успешно отстаивать свои права, эффективно взаимодействовать с ректорами вузов и руководством страны.

РЕЙТИНГ

4.50
голосов: 4

Обсуждение