Наука и технологии России

Вход Регистрация

Хай-тек для учителя

В России стартовал конкурс педагогического мастерства по использованию электронных образовательных ресурсов «Формула будущего — 2011». Об этом официально объявили на ХХII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», которая по традиции проводится в подмосковном наукограде Троицке. Конкурс должен мотивировать учителей использовать в школе современные технологии и распространить успешный опыт среди коллег. Всего определено 12 номинаций: дистанционный урок, дневник или блог об электронных ресурсах, урок с использованием презентации и другие. Заявки принимаются до 19 сентября. Победителей в каждой номинации (12 человек) объявят в начале октября. Подробнее о конкурсе можно узнать на сайте www.openclass.ru.

Школа не привыкла учить тому, чего не знает сама


Владимир_Дудочкин
Владимир Дудочкин: «Мы хотели создать комфортную атмосферу для общения единомышленников, которые могли бы собраться на одной площадке, обменяться опытом, обсудить проблемы»

Алексей_Муранов
Алексей Муранов: «В школах очень сильна ориентация на коллег: если один чему-то научился, то и другой тоже хочет это освоить»

Объявление конкурса именно на этой конференции неслучайно. Как утверждают организаторы, в Троицке впервые всерьёз задумались и заговорили об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, собрали форум с участием зарубежных экспертов. Это произошло в 1989 году и в то время было ещё в новинку. И в Подмосковье собирались учителя из Петропавловска-Камчатского, Калининграда, Мурманска, Тбилиси… За прошедшие годы здесь побывало много интересных людей. «Мы хотели создать комфортную атмосферу для общения единомышленников, которые могли бы собраться на одной площадке, обменяться опытом, обсудить проблемы, – говорит идейный вдохновитель конференции, первый заместитель главы администрации Троицка Владимир Дудочкин. – Думаю, мы справились с этой задачей, раз конференция существует столько лет».

Сегодня такие встречи более чем необходимы. Государство хочет, чтобы школа стала современной и, как любят говорить, инновационной. Достаточно привести несколько показателей, которые надо достичь к 2015 году. По федеральной целевой программе развития образования (2011–2015 годы), количество школ, использующих электронные ресурсы, должно увеличиться с 20 до 95 процентов, учителей общего образования – до 40 процентов (сегодня, по экспертным оценкам, таких примерно 10 процентов), педагогов начальной школы – до 25 процентов (5–7 процентов в настоящее время).

Как достичь эти амбициозные цели? «Это сложно, – признаёт Алексей Муранов, заместитель директора Центра образования № 1811 “Измайлово”. – Школа не привыкла учить тому, чего не умеет сама. Педагоги воспроизводят ту схему, по которой сами осваивали знания. Как их мотивировать использовать ИКТ? Есть формальные требования – к этому вынуждают вышестоящие структуры и ведомства. Приходится подчиняться. Но есть и неформальная сторона: в школах очень сильна ориентация на коллег: если один чему-то научился, то и другой тоже хочет это освоить. На самом деле, это основной стимул роста – я не хочу быть хуже других. Не только хуже других учителей, но и хуже своих детей и учеников, которые очень быстро осваивают новые технологии».

Технические новинки

В Троицке из года в год собираются энтузиасты, которые, вопреки всем трудностям, готовы использовать в работе современные технологии и увлекают своим настроем коллег. Поэтому основной упор во время конференции сделали на знакомство педагогов с новинками. Перед учителями выступили разработчики программного обеспечения для образования.

Одни из них пытаются облегчить труд учителя за счёт подбора интересного контента – готовых уроков, тестов, различных видео- и аудиофрагментов для подготовки заданий. Другие предлагают комплексные решения по управлению учебным заведением, позволяющие составлять расписание, оперативно писать отчёты, вести электронные дневники, журналы и т. д. По словам Дмитрия Сергиенко, директора фирмы «Интехно», на Западе свыше 700 компаний создают мультимедийную технику для школ. В России пока таких немного. Да и спрос со стороны образовательных учреждений небольшой. «По сравнению с английскими или американскими школами, наши оснащены на 10–12 процентов», – считает он.

Большой интерес у собравшихся вызвала недавняя разработка одной из компаний – мобильное рабочее место педагога. При помощи планшетного компьютера и беспроводной сети интернет учитель может вести электронный журнал, дневник, заниматься тематическим планированием, получать доступ к личному расписанию, общаться с родителями. Преимущество этого решения в том, что школу не нужно оснащать дорогостоящим оборудованием. Удобство для учителя – в возможности работать в любом месте (даже дома), где есть доступ к этой системе по беспроводной связи.

В лицее Троицка участникам конференции продемонстрировали интерактивный цифровой класс. По сравнению с обычными досками, комплекс примерно в два раза дешевле и более эффективен. Его можно переносить из одного класса в другой. Он содержит пять инструментов: интерактивную приставку (прикрепляется на любую ровную поверхность – обычную меловую доску или стену), систему голосования (пульты, которые любят использовать во время телевизионных шоу), документ-камеру, планшет и маркеры. С помощью устройства на доске можно совершать всё те же действия, что в компьютере – мышкой: создавать и запускать презентации, рисовать, конструировать различные фигуры и т. д. Весь комплекс по работе с интерактивной доской, системой голосования и документ-камерой управляется одной программой.

Новые технологии придут с новыми учителями

«Особой новизной продемонстрированные сегодня разработки для меня не обладают, – прокомментировала заместитель руководителя Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей ФГУ “Федеральный институт развития образования”, учитель подмосковной школы Людмила Босова. – Очень интересным и перспективным направлением я считаю мобильные интерактивные учебники. Сейчас запускается несколько федеральных проектов по их созданию и апробации. Я работаю в подмосковной сельской школе и думаю, что через пару лет ученики начнут использовать на уроках мобильные устройства. И я как учитель не буду возражать. Это улучшит усвоение материала и сделает уроки интересней».

Светлана Золотова, директор Центра новых педагогических технологий в Троицке, считает, что к внедрению в образовательные учреждения многих технических новинок российская школа и учителя просто не готовы: «Я работаю в центре, где 100 компьютеров (центр готовит талантливых детей к олимпиадам по информатике). Мы не можем обойтись без системного администратора. В школах таких специалистов нет – и в связи с происходящей оптимизацией численности работников они вряд ли там в ближайшем будущем появятся. Сегодня даже сокращают замдиректоров по информационным технологиям. Кроме уроков информатики учителя используют компьютеры редко. Это не так просто, как кажется. Наверное, должно прийти новое поколение учителей, чтобы все эти технологии массово стали использоваться в российской школе».

Дело, конечно, не только в неподготовленности или нежелании педагогов. Чтобы в каждом учебном заведении начали, например, вести электронный дневник, надо закупить программное обеспечение, оборудовать рабочие места учителей. Пока же об этом можно только мечтать. Во многих школах стоят компьютеры, купленные больше десяти лет назад. О каких новых технологиях здесь можно говорить?! Проблема требует комплексного решения. И постепенно она решается. Просто не так быстро, как хотелось бы. Но если в этом направлении будут делаться последовательные шаги, есть основание надеяться, что современные технологии всё-таки придут в школу.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 2

Галереи

Всероссийский съезд учителей физики и биологии

28 июня 2011 года в Фундаментальной библиотеке МГУ прошёл первый в новейшей истории всероссийский съезд учителей физики и биологии, проводимый под девизом "МГУ и СПбГУ - школам". На пленарном заседании выступили ректор МГУ Виктор Садовничий, президент СПбГУ Людмила Вербицкая, представители Минобрнауки РФ, а также учёные, имеющие отношение к преподаванию естественных наук. В фойе библиотеки работала выставка учебных пособий, большинство из которых вызывали у учителей большой интерес и желание немедленно получить такие чудеса для своей школы.

26 фото

Обсуждение