Наука и технологии России

Вход Регистрация

Другой министр проблем не решит

Острые проблемы в системе образования обсуждались на V Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития высшего образования и науки в Российской Федерации», проходившей с 24 по 27 июня в Санкт-Петербурге. Мероприятие проводилось при участии Совета Федерации, Госдумы, институтов РАН.

Виктор_Шудегов
Виктор Шудегов: «Необходимо добиваться, чтобы все статьи нового закона об образовании стали статьями прямого действия»

Как известно, осенью в Государственную Думу должен быть внесён проект закона «Об образовании в РФ», и уже в следующем году депутаты нового созыва смогут принять его. На фоне российского кризиса системы образования этот закон, как выразился заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов, может либо стать «лучшим законом об образовании», либо разделить участь многих других законодательных актов о российском образовании, принятых за последние годы, которые так и остались легковесными бумажными декларациями.

Достаточно жёстко и по ряду пунктов непримиримо критикуя деятельность министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, участники конференции согласились с тем, что появление на месте нынешнего министра другого человека принципиально накопившиеся проблемы не решит. Необходима совместная координированная позиция общественности для того, чтобы добиться изменения ситуации в лучшую сторону. Уже нельзя игнорировать тот факт, что нарастание проблем в образовании становится самой серьёзной угрозой конкурентоспособности России, будущее которой полностью зависит от того, сумеет ли страна осуществить переход на инновационный путь развития.

Виктор Шудегов привлёк внимание аудитории к тому факту, что развитые страны во время финансового кризиса не уменьшают, а увеличивают расходы на образование и науку. Так, президент США Барак Обама увеличил финансирование фундаментальной науки в два раза (в действительности повышение было гораздо скромнее, а новый бюджет на науку в США сокращён по целому ряду строк. – STRF.ru), причём среди его политических заявлений есть и такое: сделать США самой студенческой страной в мире.

Президент Франции Николя Саркози, распределяя значительные дополнительные финансовые ресурсы по пяти стратегическим направлениям, на первые два места выдвинул образование и научные исследования и только потом промышленность и другие отрасли. Между тем в России законодательно предусмотренное количество студентов на 10 тысяч населения – 170 человек, что соответствует показателям двадцатилетней давности.

Олег_Смолин
Олег Смолин считает, что необходимо ответить на принципиальный вопрос: является ли образование частью сферы услуг или же система образования – важнейшая структурообразующая часть общества?

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин напомнил, что в России 22 процента студентов от числа работающих, в то время как в США – 31 процент. Вопреки распространённому заблуждению, студентов в России не так уж и много («заблуждение» разделяет и Росстат: в России в 2010\2011 учебном году в вузах обучаются более 7 миллионов студентов. – STRF.ru), а вот образованных людей становится всё меньше. Качество российского высшего образования – и это признают все – оставляет желать лучшего. Причём проблемы российских вузов начинаются ещё в детских садах и школах. Так, по словам Олега Смолина, на одном из факультетов Московского университета абитуриентам уже десять лет при поступлении предлагают решать одни и те же математические задачи. Причём за десять лет качество решений не однотипных, а одних и тех же задач ухудшилось в два раза!

Виктор Шудегов упомянул, что, несмотря на прямое указание президента внести законопроект для рассмотрения в Государственную Думу до 1 сентября 2011 года, до сих пор этого не произошло и, скорее всего, в намеченные сроки не произойдёт. При обсуждении общественностью первоначального варианта законопроекта, размещённого в интернете и содержащего более 400 страниц, было выявлено множество нестыковок и противоречий. Второй вариант содержал уже 230 страниц, но и к нему добавилось более 20 тысяч поправок, что означает около 100 замечаний к каждой странице.

Шудегов сообщил, что

наибольшее количество замечаний со стороны педагогической общественности вызывает вопрос студенческих стипендий и зарплат преподавателей.

Большинство педагогов согласны с тем, что стипендия должна быть привязана к МРОТ или к минимальному прожиточному уровню. Однако, по свидетельству докладчика, на предложение правительству России от Комитета Госдумы по образованию утвердить стипендию в вузах в размере 50 процентов от прожиточного минимума ответ был следующий: российское законодательство не допускает привязку к прожиточному минимуму или МРОТ. В то же время председатель правительства России Владимир Путин, выступая перед депутатами Государственной Думы, в своём отчёте предложил повысить стипендию до уровня прожиточного минимума. Таким образом, налицо противоречие, которое необходимо устранить. И таких противоречий немало.

Критикуя законопроект по ряду конкретных пунктов, Виктор Шудегов высказал и общее соображение, констатировав, что главный недостаток обсуждаемого законопроекта – полное отсутствие концептуальности. При этом около 65 процентов статей (или даже больше) – декларативные. По словам Шудегова, необходимо добиваться, чтобы все статьи нового закона стали статьями прямого действия.

Он также обратил внимание на то, что в законопроекте не прописан гарантированный источник финансирования науки и образования. Если до кризиса на образование и науку из российского бюджета выделялось 4 процента ВВП, то после перестали поступать и эти деньги. Между тем в большинстве европейских стран на образование выделяется 10–13 процентов ВВП (согласно статистике, официальные государственные расходы в два-три раза меньше. – STRF.ru). При этом больше всего на образование в ЕС тратит Финляндия – 18 процентов ВВП, а Южная Корея выделяет на образование и науку до 23 процентов ВВП. В России только Москва может похвастаться сопоставимыми цифрами (16,5 процента из бюджета). Без увеличения РФ расходов на образование и науку до 7-ми и более процентов ВВП наша страна может навсегда забыть об инновационном пути развития, да и вообще о развитии, подвёл итог своего выступления Виктор Шудегов.

Олег Смолин напомнил, что, согласно последним четырём докладам Программы ООН «О развитии человеческого потенциала», динамика местоположения России среди других стран мира была сугубо негативной: 15-е, 26-е, 41-е и 54-е место. Если ещё в середине 90-х годов Всемирный банк признавал, что уровень естественно-математического образования в России значительно выше, чем в среднем среди развитых стран ОЭСР, то уже проведённый в 2007 году опрос по относительной методике оценки естественно-научной грамотности населения (одновременно с аналогичным опросом в странах ЕС) показал, что наш уровень понизился по сравнению со странами ЕС.

Тогда всех поразило, что 28 процентов опрошенных в России согласились с утверждением, что Солнце – искусственный спутник Земли. Таким образом, в стране налицо ситуация образовательной катастрофы, сгустил краски Олег Смолин. Тем не менее докладчик не ограничился критикой существующего положения вещей, а предложил аудитории ряд принципиальных тезисов, развивая мысль Виктора Шудегова о необходимости добиться, чтобы закон об образовании обрёл концептуальные формы.

Прежде всего, по мнению Смолина,

необходимо ответить на принципиальный вопрос: является ли образование частью сферы услуг или же система образования – важнейшая структурообразующая часть общества?

Олег Смолин напомнил аудитории о концепции американского экономиста Денисона, который из 23 факторов общественного роста 16 связывал с уровнем науки и образования. Таким образом, образование нельзя рассматривать как услугу, подобную другим сферам услуг. Без достаточного финансирования образования модернизация страны невозможна. Смолин согласился с Шудеговым относительно того, что на образование и науку необходимо выделять не менее 7 процентов ВВП.

Не менее важен другой концептуальный вопрос: являются ли образовательные отношения функциональными или они личностные? Олег Смолин поделился с аудиторией наблюдением одного из директоров школ с большим стажем работы, который заметил, что за последние двадцать лет количество бумаг, требующих его подписи, выросло в 100 раз! Как пошутил докладчик, функционерам от образования совсем немного не хватает, чтобы воскликнуть: «Дети, уйдите из школы, не мешайте нам реализовывать национальную концепцию образования!» Причина возрастающей бюрократизации российского образования прежде всего в функциональном подходе к образованию, в то время как необходимо вернуть в школы и вузы личностный подход. Но для того чтобы в образовании возродились личностные отношения между педагогом и учеником, необходимо, чтобы и сам педагог чувствовал себя личностью, избавленной от постоянных забот о пропитании семьи. Поэтому, высказал мнение Олег Смолин, средняя зарплата в системе образования должна быть выше средней зарплаты в промышленности.

Наконец, ещё один принципиальный вопрос: должно ли российское образование быть фундаментальным или же его цель – воспитание в учащихся функциональной грамотности? Депутат убеждён в первом. Задача формирования «квалифицированного потребителя» – тупиковый путь. Докладчик сравнил моду на тестирование с поведением квалифицированного потребителя, который, как в супермаркете, умеет лишь выбирать один ответ из ряда предложенных. А между тем Барак Обама недавно выделил 4 миллиарда долларов на свёртывание программ тестирования в США (источника этой информации Олег Смолин не выдал. – STRF.ru).

В то же время Россия продолжает плыть в фарватере чужой вчерашней политики. Олег Смолин озабочен и тем, что требование функциональности вступает в противоречие с элементарным житейским опытом. Старшеклассникам и даже студентам далеко не просто выбрать из множества предлагаемых дисциплин ту, которой они захотят посвятить свою жизнь. А это значит, что до момента выбора специальности учащимся необходимо давать полноценный набор фундаментальных знаний, которые ничуть не устарели со времён древних греков – и никогда не устареют.

Выступавшие перед педагогами, ректорами и учёными законодатели призвали их проявить гражданскую активность и выработать общую позицию по ряду принципиальных вопросов, в отношении которых разработанный законопроект вызывает наибольшее количество нареканий со стороны общественности. Предложения участников конференции должны быть учтены во время предстоящего обсуждения законопроекта в Госдуме.

РЕЙТИНГ

4.50
голосов: 6

Галереи

Коллегия Министерства образования и науки РФ 24 мая 2011 года

На заседании коллегии обсуждались вопросы, связанные с функционированием и развитием национальных исследовательских университетов.

17 фото

Обсуждение