Наука и технологии России

Вход Регистрация

Лучшим выпускникам – персональную зарплату!

На инженера учиться так же сложно, как, например, на врача, а зарплата у него намного ниже. Чтобы исправить несоответствие сложности обучения и стартовой зарплаты, руководство Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) целенаправленно работает с предприятиями, договаривается о персональной зарплате для лучших выпускников, рассказывает проректор вуза Алексей Шалковский.

Шалковский
Алексей Шалковский: «У нас отучилась талантливая девочка. При средней зарплате по региону порядка 12 тысяч рублей директор предприятия, куда она устроилась, установил ей персональную оплату в размере 34 тысяч»
Справка STRF.ru:
Шалковский Алексей Геннадьевич, проректор по работе с военно-промышленным комплексом Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, старший научный сотрудник, кандидат технических наук

Как Вы оцениваете уровень инженерного образования в России?

– Он разный – в зависимости от регионов и даже от университетов. Топовое инженерное образование дают в 5–6 вузах Москвы, в трёх Санкт-Петербурга и в нескольких Томска, Екатеринбурга, Ставрополя. Это вузы-лидеры.

Проблем в инженерном образовании много. Прежде всего, это низкая мотивация школьников – они не видят своё будущее в области техники и технологий. И это особенно остро чувствуется на фоне ухудшающейся демографии. На технические специальности смогут поступить только те абитуриенты, которые сдают ЕГЭ по физике и информатике. А эти предметы с каждым годом выбирают всё меньше и меньше учеников. По прогнозам, в этом году их будет вдвое меньше, чем в прошлом. На мой взгляд, такая ситуация связана с тем, что школа не даёт глубоких знаний по естественно-научным дисциплинам, за исключением специализированных учреждений.

Университетам приходится усиливать профориентационную работу, активнее заниматься довузовской подготовкой, бороться за каждого потенциального студента. Например, у нашего вуза давние традиции взаимодействия со школой. Начиная с 6 класса отбираем талантливых детей и бесплатно с ними занимаемся. Кроме того, проводим подготовительные курсы для абитуриентов. Считается, что они одни из лучших в городе. К нам приходят ребята, которые сразу говорят, что не будут поступать в наш вуз, но хотят именно здесь пройти довузовскую подготовку.

В этом году мы собираемся набрать 1200–1300 человек (на уровне прошлого года). Думаю, с этим планом справимся. У нас большой конкурс. На некоторые специальности и направления подготовки принимаем только победителей олимпиад, а среди них устраиваем ещё и внутренний конкурс. Особенно большой популярностью пользуются специальности по IT, защите информации.

Сколько инженеров вы ежегодно выпускаете? Устраиваются ли они по специальности?

– Выпускаем около тысячи. То, что касается IT-направления, то студенты «расписаны» по хорошим российским компаниям со второго курса. По инженерным направлениям трудоустраиваются свыше 95 процентов. Сдерживающий фактор – уровень зарплат в промышленности. Приходится признать несоответствие сложности обучения и стартовой зарплаты. На инженера учиться так же сложно, как на врача, а зарплата у него намного ниже.

Мы целенаправленно работаем с предприятиями, договариваемся о персональной зарплате для лучших выпускников, причём у нас более половины студентов из регионов. Многие из них после окончания вуза возвращаются домой. Поэтому нам приходится работать и с регионами. Могу привести пример. У нас отучилась талантливая девочка. При средней зарплате по региону порядка 12 тысяч рублей директор предприятия, куда она устроилась, установил ей персональную оплату в размере 34 тысяч. У этой выпускницы за плечами было два года активной научной работы, она написала большое количество статей, принимала участие в хоздоговорных работах. Другими словами, это уже был готовый специалист-оптик.

В среднем на какую зарплату могут претендовать ваши выпускники?

– Всё зависит от направления подготовки. У специалистов по IT в Санкт-Петербурге зарплата от 50 тысяч рублей – сразу по окончании университета. Они уже, как правило, с 3–4 курса начинают подрабатывать. Поэтому к концу обучения имеют опыт работы. Зарплата инженеров – от 25 тысяч рублей. То, что касается других регионов: к примеру, у нас ребята выезжают в закрытые территориальные административные образования, где зарплаты достаточно высокие. Мы их судьбу отслеживаем, ведём переговоры с руководством – чтобы зарплата у них была примерно на 10 процентов выше.

Выпускники из других регионов охотно возвращаются на родину или в основном остаются в Санкт-Петербурге?

– 50 на 50. Часть людей поступает в аспирантуру. У остальных многое зависит от семейных обстоятельств. В принципе, тех, кто уезжает, довольно много. Купить квартиру в Санкт-Петербурге или Москве молодому человеку крайне проблематично.

Одна из идей, которая обсуждается в связи с реформой инженерного образования, касается того, чтобы в технических вузах прекратили набор на гуманитарные специальности (экономистов, юристов, управленцев). Как Вы к этому относитесь? У вас много «непрофильных» студентов?

– У нас их очень мало – где-то 3,5–5 процентов. Это студенты, которые традиционно, с советских времён, после вуза идут работать на промышленные предприятия. Специальности так и называются «экономика предприятий», «управление предприятиями». Это бюджетный набор – 50 человек от общего количества в 1250.

В целом я поддерживаю эту идею. В стране есть сильные профильные вузы – юридические, экономические. Люди, которые их оканчивают, будут явно выигрывать  у тех, кто получает аналогичное образование в технических университетах.

Проблема инженерного образования заинтересовала высшее руководство страны (Дмитрий Медведев неоднократно поднимал этот вопрос). Повлияет ли это на общую ситуацию? Какие меры, на Ваш взгляд, могут оказаться самыми эффективными?

– Общие меры связаны с развитием промышленности. Такие программы государство ведёт. То есть главная проблема заключается в рынке труда. Второе – необходимо повышать качество преподавательского состава в региональных вузах. Для этого можно составить программу мобильности, при которой сильный педагогический состав на 3–5 лет по контракту будет переезжать в другой вуз на более высокую зарплату и там начнёт заниматься не только учебной работой, но и научной, внеклассной, внеаудиторной.

И, наверное, надо работать со школой, повышать престиж профессии. Если будет развиваться промышленность, то и интерес к инженерным специальностям вернётся.

РЕЙТИНГ

4.56
голосов: 9

Галереи

Московский физико-технический институт сегодня

МФТИ создан в 1951 году. Его основателями и сотрудниками были П. Л. Капица, Н. Н. Семёнов, Л. Д. Ландау, получившие Нобелевские премии за выдающиеся достижения в физике. Здесь учились нобелевские лауреаты по физике 2010 года Андрей Гейм и Константин Новоселов. Институт готовит специалистов высшей квалификации в различных областях современной науки и техники. В институте преподают студентам более 80 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук. С самого основания в Московском физико-техническом институте используется оригинальная система подготовки специалистов, получившая широкую известность как «система Физтеха», когда практическая работа в научном вузе начинается на третьем курсе.

35 фото

Обсуждение