Наука и технологии России

Вход Регистрация

Реформа школы: зарплаты выше, автономии меньше

В понедельник, 11 апреля, в Минобрнауки обсудили вопросы модернизации школьного образования и повышение зарплаты учителей.

Весной прошлого года Госдума приняла взбудораживший общество закон о бюджетных учреждениях (83-ФЗ). Тогда многие неправильно его поняли и распустили слухи о платности школы. Чиновники потратили немало сил и времени, чтобы растолковать суть нововведений и все преимущества, которые появятся у образовательных учреждений.

Сегодня закон уже не воспринимается столь критично. И его реализация идёт намеченными темпами. Согласно документу, к 1 июля 2012 года все школы России необходимо будет отнести к одному из трёх установленных типов: казённое учреждение (КУ), бюджетное (БУ) или автономное (АУ). В зависимости от статуса у государства появится возможность дифференцированно оплачивать оказываемые учреждениями услуги. А у самих школ – более или менее свободно распоряжаться полученными средствами. Самыми самостоятельными станут автономные учреждения.

Сегодня на совещании в Минобрнауки замминистра образования и науки РФ Игорь Реморенко сообщил о намерениях регионов относительно статуса своих школ. Казёнными станут в среднем 14 процентов образовательных учреждений (от 0,1 до 30 процентов в разных регионах страны), бюджетными – 77 процентов (от 54 до 99 процентов) и автономными – всего 9 процентов (от 0,1 до 70 процентов).

Среди лидеров автономии г-н Реморенко назвал три региона: Новгородскую область (там 83 процента автономных школ), Пермский край – 36 процентов и Тюменскую область – 35 процентов.

В десяти регионах пока нет ни одной автономной школы: Калужская область, Костромская, Сахалинская, Камчатский и Приморский края, Карачаево-Черкесская республика, Башкирия, Дагестан, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Ещё один вопрос, который рассмотрели на совещании, касался повышения зарплат учителей. В 2009 году средняя зарплата в регионах России составляла 18 тысяч рублей, при этом учителя получали 13 тысяч. Сейчас средняя зарплата достигла около 21 тысячи, а у педагогов – 14 тысяч.

Наиболее благоприятная ситуация с заработком учителей в тех регионах, которые перешли на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование (дифференциация оплаты в зависимости от результатов работы педагогов, в том числе от количества учеников). В частности, это Кемеровская и Псковская области.

По словам Веры Емельяновой, заместителя губернатора Псковской области, доходы учителей в этом году сравнялись с уровнем оплаты в производственной сфере (в среднем, 15 тысяч рублей).

В Кемеровской области зарплата педагогов за последние три года увеличилась в два с лишним раза: с 7200 рублей в 2008 году до 16300 в 2010-м. У 30 процентов учителей зарплата колеблется от 15 до 20 тысяч, у 23 процентов превышает 20 тысяч.

график График №1. Распределение численности учителей по размеру их заработной платы в новой системе оплаты труда за 2010 год

Регионы тратят на образование около 620 миллиардов рублей. Примерно 560 миллиардов идёт на заработную плату, остальное – на капремонт и оборудование. Если федеральный бюджет поможет регионам с оснащением учебных заведений, как недавно предлагал Владимир Путин, то освобождённые средства могли бы пойти на оплату труда педагогов. Глава правительства поставил задачу довести среднюю зарплату учителя до среднего заработка в регионе. Он пообещал, что 20 апреля во время выступления в Госдуме поднимет этот вопрос.

РЕЙТИНГ

3.67
голосов: 3

Галереи

Коллегия Минобрнауки России

Коллегия Минобрнауки России «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2010 году и задачах на 2011 год». 19 марта 2011 года, Москва

24 фото

Обсуждение