Наука и технологии России

Вход Регистрация

Умные и безработные

Многие проблемы профессионального образования в России вытекают из слишком «короткой» школы, считает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступивший 5 апреля на XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Во многих западных странах дети начинают учиться раньше, а заканчивают позже наших на 1–2 года, то есть не в 17, а в 18–19 лет. Как следствие – они получают более полное базовое образование (по владению иностранными языками, основами экономики, информатики и т.д.). Нехватку этих общих знаний у российских школьников, которые важны для их личностного развития, приходится восполнять вузам.

Ещё одна тенденция последнего десятилетия – переход фактически к всеобщему высшему образованию. Сегодня 86–87 процентов выпускников школ зачисляются в вузы. В 2000 году их количество было на уровне 50 процентов. Не все сразу поступают в вузы, некоторые получают высшее образование после техникумов. Но в любом случае к 30 годам именно такое количество людей имеют высшее образование. Подобный ажиотажный спрос объясняется, с одной стороны, желанием родителей видеть своих детей с высшим образованием, а с другой – требованиями работодателей, причём даже при найме рабочих.

К чему это приведёт в ближайшее время? По оценкам Ярослава Кузьминова, на рынке труда к 2020 году будут 43 процента людей с высшим образованием. Ещё недавно таких было 25 процентов. Очевидно, что для подобного количества «высокообразованных» людей не хватит соответствующих рабочих мест, на которые они будут претендовать. Уже сегодня 20–30 процентов выпускников вузов занимают должности, где не требуется высшее образование (речь идёт о таких позициях, как офис-менеджер, менеджер торгового зала и т.д.). Но к 2020 году ситуация ухудшится: многие выпускники вузов не смогут найти привлекательную для себя работу.

Другой вызов – при таком большом количестве людей, окончивших вузы, с каждым годом снижается уровень их подготовки. Работодателям приходится вкладывать средства в дополнительное образование студентов, чтобы на выходе получить хороших специалистов.

«На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой рынок труда одновременно и трудоизбыточен, и трудонедостаточен, – отметил ректор НИУ ВШЭ. – То есть выпускников вузов много, а хороших специалистов крайне не хватает».

По данным исследования, которое провели в Вышке, 60 процентов российских предприятий нуждается в квалифицированных рабочих, 20 процентов – в инженерах, 11 – в экономистах и юристах (казалось бы, парадокс, учитывая, какое огромное их количество выпускают вузы).

Как следует реформировать систему профобразования? Существует несколько вариантов. Первый – резко сократить приём студентов на программы высшего образования. Эта мера, несомненно, оказалась бы эффективной. Но в реальности никто из политиков не возьмётся за её внедрение. В стране слишком сильна социальная потребность в получении высшего образования.

Второй вариант – позиция невмешательства, которую также, по словам Кузьминова, нельзя рассматривать всерьёз. Наконец, третий, наиболее реальный и перспективный, связан с развитием прикладного бакалавриата на базе вузов (в связи с этим предлагается включить в их состав колледжи). Абитуриенты будут поступать в вузы, но в процессе обучения, в первые два года, смогут определяться с дальнейшей образовательной траекторией. В первые три-четыре года будут готовиться исполнители базовой и средней квалификации (бухгалтеры, инженеры эксплуатации и т.д.). При дальнейшем обучении будут формироваться представители так называемого креативного класса, к которому ректор НИУ ВШЭ отнёс преподавателей, врачей, аналитиков, разработчиков, инновационных менеджеров и т.д. В ближайшие 20 лет, то есть к 2030 году, доля таких специалистов должна вырасти с 15 до 25 процентов.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко, выступивший после Ярослава Кузьминова, поддержал представленную схему развития профобразования, но при этом коснулся более общих и, как он сам выразился, философских вопросов.

«Система образования должна думать о востребованности человека не только в сегодняшней экономике, но и в завтрашней, – подчеркнул Фурсенко. – Экономика так быстро меняется, что люди не успевают адаптироваться к новым запросам, к смене технологических укладов. Прошло время, когда можно было всю жизнь отработать на своей маленькой делянке. Когда я пришёл в институт, самой востребованной специальностью был оператор ЭВМ – сегодня такой специальности нет. Поэтому одна из задач образования – учить людей максимально быстро адаптироваться к происходящим в жизни изменениям, создавать условия для получения людьми знаний».

РЕЙТИНГ

4.20
голосов: 5

Галереи

Люди в науке. Искусство науки - 2011

Работы участников конкурса

93 фото

Обсуждение