Наука и технологии России

Вход Регистрация

Ректор СФУ о своей идее фикс

В Сибирском федеральном университете обучается свыше 40 тысяч студентов. Иностранцев среди них – около 250. Как увеличить их количество и организовать обратный процесс – стажировку российских студентов в западных университетах, об этом корреспондент STRF.ru поговорила с ректором СФУ академиком Евгением Вагановым на II Форуме руководителей университетов России и ибероамериканского пространства.

Ваганов
Евгений Ваганов: «В этом году 40–50 студентов смогут поехать на стажировку за границу. В идеале нужно выходить на 400–500 человек»

Сколько в Сибирском федеральном университете иностранных студентов, из каких они стран?

– Более 250. На следующий год планируем удвоить их количество, то есть стараемся интенсивно развиваться в этом направлении. Часть студентов из Европы, часть – из стран СНГ. Мы изначально были ориентированы на страны ближнего зарубежья, но и о дальнем не забываем.

В прошлом году в Кадисе состоялась встреча ректоров российских и латиноамериканских вузов. От последних поступило предложение оживить обмен студентами. Причём своих учеников они хотели бы отправлять не только в Москву и Питер, но и в Сибирь. В связи с этим мы объявили конкурс для кубинцев, используя свои возможности для того, чтобы их принять. Посмотрим, что из этого получится.

В последнее время, в основном, говорят о привлечении иностранцев в Россию. А как же обратный процесс?

– Я согласен, своих надо активнее отправлять за границу. И в первую очередь магистров на стажировку. Такова моя идея фикс. Аспирантов посылать на стажировку уже сложнее. Магистры – это тот уровень, когда человек уже понял, что ему интересно, над какой темой он будет работать. Для них даже полугодовая стажировка важна. И не надо бояться, что они не вернутся обратно в Россию, процентов 90 точно там не останутся.

В Сибирском крае есть фонд для науки. Из него будут выделяться специальные стипендии для магистров, которые поедут на стажировки. Конкурс уже объявили. Думаю, 40–50 человек смогут получить такую возможность. Но это пока старт. В идеале нужно выходить на уровень 400–500 человек.

В какие университеты они поедут?

– У нашего вуза налажены контакты с более чем 70 вузами – и зарубежными, и российскими. Пока точно не могу назвать вузы, где именно будет проходить стажировка, с этим надо определиться. Есть очень сильные группы, которые интересны для этих целей.

Перед федеральными университетами стоит задача по привлечению студентов из других городов. Вы справляетесь с ней?

– По прошлому году справились. У нас, кстати, уже два года процент иногородних студентов превышает процент наших (из Красноярска – прим. STRF.ru): 57 процентов против 43. Дальше – только больше. Несмотря на демографический провал, мы всё равно будем привлекать много учащихся. Сейчас у нас 41 тысяча студентов. В основном к нам поступают учиться жители соседних регионов. Это наши традиционные друзья – Якутия, Бурятия, Хакасия, Тыва. Потом – Кыргызстан и Казахстан. И в какой-то степени Кемеровская область.

Получается, федеральный университет превратился в своего рода монополиста?

– Нет, мы далеко не монополисты. Есть очень сильный университет в Томске. Это же недалеко! Новосибирский конгломерат университетов имеет широкий профиль по спектру специальностей. Не думаю, чтобы нас можно было счесть монополистами.

Я имею в виду близлежащие небольшие города. Там, наверное, уже не осталось университетов – их уже либо поглотили, либо объединили с сильными вузами.

– Да. Если и остались, то некоторые филиалы столичных вузов. Я в целом поддерживаю идею объединения вузов. Пять лет назад при создании нашего федерального университета были объединены четыре университета. Мы справились с этим. С самого начала поставили перед собой очень жёсткие требования, решили добиться реального объединения вузов. У них было много дубляжа по специальностям. Мы сделали компактные или укрупнённые факультеты. И сегодня работаем как единая слаженная структура.

При создании СФУ в 2006 году деньги выделялись под конкретную программу развития, рассчитанную на пять лет. Как дальше следует финансировать эти вузы (включая ЮФУ и вновь созданные федеральные университеты) – на общих основаниях или утверждать им новые программы?

– Один из вариантов – через конкурсные процедуры федеральных целевых программ. Далее, мы надеемся, что будет какая-то целевая поддержка федеральных университетов.

Сейчас у нас есть несколько источников финансирования – как федерального, так и краевого. Плюс ещё, то, что университет зарабатывает сам. В Красноярском крае реализуются крупные инвестиционные проекты, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах. Я считаю, при подготовке кадров вузам надо работать на опережение, формируя у выпускников такие компетенции, которые востребованы работодателями.

Сибирскому федеральному университету важно было построить схемы стратегического партнёрства – в первую очередь, с крупными компаниями. Отличным примером такого партнёрства может служить наше взаимодействие с компанией «Роснефть». Именно с ней реализуются две крупные программы: по разработке технологий добычи нефти и использованию попутного нефтяного/сланцевого газа, а также глубокой переработке углеводородных ресурсов с соответствующим экологическим сопровождением.

Во взаимодействии с «Роснефтью» персональную ответственность несёт Институт нефти и газа СФУ. Для эффективного сотрудничества институт создаёт необходимую инфраструктуру, формирует центры и лаборатории, привлекает специалистов разных направлений, поскольку большинство НИР и НИОКР носят мультидисциплинарный характер.

С этой компанией мы – ещё в начале пути, но наши совместные планы амбициозны. Программа инновационного развития «Роснефти» уже превысила полтора миллиарда рублей – это только по заявленным целевым проектам. Думаю, что это не предел. Для крупных компаний – это та схема, по которой в самом ближайшем времени многим российским университетам придётся действовать. Не соперничество, а партнёрство должно быть лицом нынешнего времени, модернизации профессионального образования – как в России, так и за рубежом.

РЕЙТИНГ

3.11
голосов: 9

Галереи

Московский физико-технический институт сегодня

МФТИ создан в 1951 году. Его основателями и сотрудниками были П. Л. Капица, Н. Н. Семёнов, Л. Д. Ландау, получившие Нобелевские премии за выдающиеся достижения в физике. Здесь учились нобелевские лауреаты по физике 2010 года Андрей Гейм и Константин Новоселов. Институт готовит специалистов высшей квалификации в различных областях современной науки и техники. В институте преподают студентам более 80 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук. С самого основания в Московском физико-техническом институте используется оригинальная система подготовки специалистов, получившая широкую известность как «система Физтеха», когда практическая работа в научном вузе начинается на третьем курсе.

35 фото

Обсуждение