Наука и технологии России

Вход Регистрация

Сайт, где обсуждали закон об образовании, посетили свыше 12 миллионов

Во вторник, 1 февраля, на сайте zakonoproekt2010.ru завершилось общественное обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ», организованное по поручению президента России. За два месяца сайт набрал 12 миллионов 53 тысячи просмотров (уникальных адресов посетителей зарегистрировано 210 тысяч). Всего оставлено около 11 тысяч комментариев, сообщает пресс-центр Минобрнауки России.

«Вопросы модернизации образования затрагивают интересы каждой российской семьи, поэтому формат общественного обсуждения крайне важен для максимального учёта интересов общества, – прокомментировал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. – Образование является важнейшей сферой ответственности государства, поэтому при разработке законопроекта мы руководствовались принципом “не навреди”: гарантии бесплатности и доступности качественного образования, участия родителей в образовательном процессе, профессионального роста учителей и преподавателей будут обязательно сохранены в тексте законопроекта».

Наибольший интерес вызвали 1-я, 4-я и 5-я главы: «Общие положения», «Обучающиеся и их родители» и «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Интернет-пользователи высказались за более чёткую фиксацию роли общества в управлении образовательным процессом. Активно обсуждались статьи законопроекта, касающиеся прав и свобод педагогических работников, в том числе ожидания, связанные с определением в законе минимального уровня заработной платы педагога, с обязательным прохождением учителями повышения квалификации за счёт образовательных учреждений или бюджета, предложения о включении в проект уровня максимальной нагрузки для педагогов как средней, так и высшей школы, а также увеличение денежной компенсации за книгоиздательскую продукцию.

Большое количество комментариев касается вопросов обеспечения студентов академическими и социальными стипендиями. Участники обсуждения высказали предложения по оплате студентами мест в общежитиях. Кроме того, достаточно актуальными для дискуссии стали вопросы ответственности обучающихся («Нужно проработать ту часть закона, которая предлагает виды наказаний для учеников, которые своим поведением систематически срывают уроки»).

Наибольшую поддержку среди пользователей получили предложения подчеркнуть приоритетную роль семьи в воспитании и образовании ребёнка (более 1400 человек поддержали данную инициативу), предоставить родителям право выбирать форму обучения и содержание программ в зависимости от их религиозных и философских убеждений (также более 1400 голосов «за»).

Специально созданная комиссия подготовит аналитический обзор (доклад) по комментариям, полученным в ходе общественного обсуждения проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Доклад будет опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru в феврале этого года.

В понедельник, 31 января, на заседании комиссии президент Российского союза ректоров (РСР), академик Виктор Садовничий представил итоги вузовского обсуждения законопроекта. По его словам, свои замечания подготовили более 300 вузов, региональных советов ректоров и ассоциаций.

Так, концептуальная эклектичность обсуждаемого законопроекта приведёт к созданию заведомо неэффективной законодательной конструкции, которая будет нуждаться в систематических исправлениях и дополнениях, отметил Садовничий: «Элементы такой конструкции будут противоречить друг другу, она будет не способна функционировать сама по себе, будет постоянно нуждаться в ручном управлении. Между тем нам нужна система чёткая, понятная и последовательная, которая могла бы прослужить не один десяток лет».

Садовничий отметил, что в настоящее время наблюдается попытка базировать законопроект на объединении двух концептуальных подходов: «В равной мере прослеживается концепция преобладания государственных принципов регулирования, которая исходит из понимания образования как управляемой государством системы, обеспечивающей реализацию права граждан на образование в соответствии со статьёй 43 Конституции России, а также концепция рыночных принципов регулирования, которая постулирует образовательную услугу, предоставляемую на основаниях спроса и предложения».

Президент РСР подчеркнул, что «у каждой концепции есть свои плюсы и минусы, свои сторонники и противники, об этих концепциях можно спорить, однако нельзя уклониться от выбора между ними».

«Есть сферы человеческой деятельности, заведомо обречённые на коммерческий провал, но от них нельзя отказываться, если общество хочет остаться человеческим <…>. Какой театр эффективнее – Большой или Малый? Эффективнее всегда будет цирк», – резюмировал Садовничий.

Президент РСР заявил, что ректорское сообщество в своём большинстве не склонно к выбору рыночной концепции, поскольку считает её отходом от государственных гарантий права на образование. Ввиду принципиальной значимости этот вопрос станет одним из главных в повестке дня предстоящего съезда Российского союза ректоров.

Что касается закона, то доработанный с учётом результатов общественного обсуждения проект Минобрнауки России внесёт на рассмотрение в правительство, а затем в Госдуму.

РЕЙТИНГ

2.33
голосов: 3

Галереи

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко

17 июля 2009 года министру образования и науки РФ Андрею Александровичу Фурсенко исполнилось 60 лет

5 фото

Обсуждение