Наука и технологии России

Вход Регистрация

В интернете завершилось обсуждение законопроекта об образовании

Во вторник, 1 февраля, в 12-00 по московскому времени завершается народное обсуждение проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» на сайте «Законопроект-2010.ру», которое длилось два месяца. Оказалось оно не таким оживлённым и эмоциональным, как ожидали многие эксперты. Всего посетители оставили более 10 тысяч отзывов. Причём большая их часть поступила в последние дни. Для сравнения: проект ФЗ «О полиции», который обсуждался на том же сайте ранее, собрал в несколько раз больше комментариев – почти 21 тысячу.

Всероссийское обсуждение документа предложил провести президент страны. Оно должно было поставить финальную точку в публичных дискуссиях о законопроекте, начатых с мая прошлого года, когда на сайте Минобрнауки появился первоначальный вариант текста. Его рассматривали на заседаниях в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной Думе, Союзе ректоров России… В результате было предложено свыше тысячи поправок (а под патронажем коммунистов появился даже альтернативный законопроект об образовании).

Главная претензия к законопроекту – его перегруженность терминами и, соответственно, слишком большой объём текста. По мнению ректора МГУ им. М. В. Ломоносова Виктора Садовничего, документ напоминает справочник, в котором дублируются нормы гражданского, семейного, финансового, трудового и даже антимонопольного законодательства. Если убрать общие места, то проект закона без ущерба для содержания «похудеет» в два раза, им станет удобнее пользоваться. Указывалось также на возможность неоднозначного прочтения законопроекта, как, например, получилось с дошкольным образованием: из проекта документа многие поняли, что родителей хотят в принудительном порядке заставить водить детей в садик. Но оказалось, что речь идёт об обязанности государства предоставить всем семьям право воспользоваться дошкольным образованием. Много споров вызвало исключение из законопроекта положения об уровне начального профессионального образования. Крайне неоднозначно вузовские сотрудники восприняли «изъятие» из перечня организаций высшего профобразования академий – остались институты и университеты, а также добавился колледж.

Эти и многие другие вопросы не обошли своим вниманием и посетители сайта «Законопроект-2010.ру». Самые популярные замечания (по рейтингу участников обсуждения) высказала межрегиональная общественная организация (МОО) «За права семьи». Её лидеров не устраивает, что в проекте ФЗ не указана особая роль семьи в воспитании и образовании детей. В частности, они предлагают

внести норму, закрепляющую за родителями право «контролировать содержание программ, затрагивающих религиозное образование несовершеннолетних, их половое воспитание и сексуальное просвещение».

Ещё одна норма, которую активно отстаивают общественники, связана с сохранением в ФЗ семейной формы образования. В ходе доработки документа это предложение было учтено (ст. 19 ч. 1, 3). МОО «За права семьи» предложила многие другие поправки к документу – с ними можно познакомиться в блоге организации.

Очень многие рекомендации посетителей сайта связаны с социальными вопросами: всех школьников предлагается обеспечить бесплатным питанием, к льготной категории учащихся добавить инвалидов третьей группы, предусмотреть особые условия для предоставления педагогам жилья... Например, пользователь galina0028 пишет: «Государство должно продумать и прописать в законе механизм предоставления жилья педагогам, так как на мизерную зарплату купить квартиру нет никакой возможности. Если молодые семьи государство хоть как-то поддерживает, то что делать тем, кому до пенсии осталось 5–10 лет: выйти на отдых и перейти в категорию “бомжей”?»

Ещё один больной вопрос – о зарплате педагогов. Так, Александр считает, что необходимо «установить минимальный размер заработной платы педагогического работника не ниже средней в промышленности региона». Аргументация автора проста: «Только так можно поднять престиж профессии учителя и привлечь молодые кадры. Не знаю, как в других регионах, а в нашем более 50 процентов учителей городских школ старше 50 лет. Через 10 лет преподавать будет просто некому». Участник интернет-обсуждения Оleg предлагает законодательно установить 25-процентную надбавку за работу в сельской местности. А Альберт полагает, что по статусу учителей надо приравнять к государственным служащим.

Многие учителя выступают за отмену аттестации. Как обосновал это один из участников обсуждения:

диплом вуза не имеет «срока годности» – почему учитель должен подтверждать своё соответствие должности каждые пять лет?

Статья об аттестации представляется излишней, считают участники форума.

Нашумевшее предложение Аркадия Дворковича об отмене студенческих стипендий не осталось незамеченным и на сайте «Законопроект-2010.ру». Правда, его посетители не комментировали эту идею, а возмущались отсутствием в проекте ФЗ об образовании понятия «социальная стипендия» (установлено пять видов стипендий: 1) стипендии Президента РФ и специальные госстипендии Правительства РФ; 2) госстипендии для аспирантов и докторантов; 3) государственные академические стипендии; 4) государственные социальные стипендии; 5) именные стипендии).

Тему стипендий затрагивали многие участники интернет-дискуссии. Так, Игорь Пашкевич предложил добавить формулировку «размер государственных академических стипендий должен быть не менее МРОТ». Пользователь с ником Utkonos считает, что требуется внести в законопроект формулировку «размер государственных академических стипендий должен быть выше прожиточного минимума для трудоспособного населения региона».

Среди других рекомендаций предлагается, в частности, узаконить пятидневную учебную неделю, чтобы «родители занимались воспитанием детей, а не перекладывали всё на плечи педагогов». Елена Владимировна считает, что в закон «нужно добавить право родителей (родительского комитета) осуществлять контроль за расходованием средств, собираемых с родителей на дополнительные нужды (охрану, питание, организацию праздников, уборку и т.д.). Снять эти “почётные обязанности” с классных руководителей – в интересах как родителей, так и учителей. Будет меньше взаимных претензий и сомнений в нецелевом расходовании средств». С. Селиверстов настаивает на возвращении в систему образования начального профессионального как гаранта социальной защиты детей из малообеспеченных семей. Юлия не видит «целесообразность присвоения статуса образовательного учреждения высшего профессионального образования (ВПО) колледжам и исключения академий из перечня учреждений ВПО». По её мнению, «эта реорганизация повлечёт только ненужные затраты на проведение реорганизации образовательных учреждений».

Многие из предложений посетителей сайта интересны и разумны, и, возможно, они будут учтены при доработке документа. Но большинство, скорее, касается не законопроекта, а в целом – ситуации в образовании. В этом, по мнению министра Андрея Фурсенко, одна из главных проблем всех общественных обсуждений проекта ФЗ: в образовании настолько много нерешённых вопросов, что от текста документа дискуссии часто уходят совсем в другую сторону. Поэтому судьба этого проекта ФЗ будет непростой, прогнозировал министр.

Как бы то ни было, все замечания и предложения по совершенствованию законопроекта обещают проанализировать, обобщить и по возможности учесть – для этого даже создана специальная комиссия во главе с советником президента РФ Вениамином Яковлевым.

Ожидается, что новый закон об образовании может быть принят уже этим летом.

РЕЙТИНГ

3.67
голосов: 9

Галереи

Московский физико-технический институт сегодня

МФТИ создан в 1951 году. Его основателями и сотрудниками были П. Л. Капица, Н. Н. Семёнов, Л. Д. Ландау, получившие Нобелевские премии за выдающиеся достижения в физике. Здесь учились нобелевские лауреаты по физике 2010 года Андрей Гейм и Константин Новоселов. Институт готовит специалистов высшей квалификации в различных областях современной науки и техники. В институте преподают студентам более 80 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук. С самого основания в Московском физико-техническом институте используется оригинальная система подготовки специалистов, получившая широкую известность как «система Физтеха», когда практическая работа в научном вузе начинается на третьем курсе.

35 фото

Обсуждение